Оранжевый оттенок Ирана

Читати цю новину російською мовою
Оранжевый оттенок Ирана
События в Иране могли бы стать аналогом Оранжевой революцией, если бы не пролившаяся кровь.

Сотни тысяч людей протестуют в Тегеране против результатов выборов, согласно которым действующий президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад одержал уверенную победу уже в первом туре. Количество протестующих нарастает изо дня в день. 16 июня в протестах приняли участие 2 млн. человек. С крыш тегеранских домов раздаются крики «Смерть диктатору». Акции солидарности с иранцами проходят во многих крупных городах мира – в Лондоне, Нью-Йорке, даже Киеве. Без сомнения, мы являемся свидетелями самых мощных протестов в Иране со времен исламской революции 1979 года.

Но, в отличие от украинских событий, не обошлось без пролитой крови. 15 июня во время стихийных столкновений с военизированными отрядами «Басидж», поддерживающими президента Ахмадинеджада, погибло восемь демонстрантов, ранено – намного больше. Хотя и количество погибших, по неофициальным данным, может оказаться выше. На шокирующих видео в интернете можно увидеть, как стреляют с крыш по участникам массового митинга. Однако насилие не остановило протестующих. Их число не уменьшается, несмотря даже на обращение Мир-Хоссейна Мусави к своим сторонникам с просьбой не рисковать и воздержаться от уличных акций.

Зеленый цвет кампании основного соперника Ахмадинеджада, реформиста и бывшего премьера Мир-Хоссейна Мусави стал символом разворачивающейся в Иране революции. Сторонники Мусави демонстрируют свою солидарность с лидером, надевая зеленые футболки, шарфы и банданы. Еще совсем недавно бывший премьер-министр Ирана в 1980-1989 годах (до упразднения этого поста в 1989 году), художник и архитектор, президент Иранской академии искусств был для молодых иранцев скорее исторической фигурой, чем современным политическим лидером. Однако он очень быстро сумел консолидировать поддержку молодых избирателей через умелое использование ресурсов интернета: социальных сетей (фейсбук), блогов, твиттер. Например, в день голосования через твиттер массово передавались мобилизационные призывы и лозунги, такие, как «Для Ирана, это день решения» и «Держим кулаки за победу зеленой волны».

Молодые иранцы поддерживают Мусави потому, что они заинтересованы в улучшении отношений с Западом и прекращении международной изоляции режима, вызванной воинственной риторикой Ахмадинеджада. Думаю, всем знакомы заявления Ахмадинеджада о намерении стереть Израиль с лица земли и отрицание Холокоста, которые вызывают осуждение мировой общественности. Как заявил Мусави во время теледебатов, иранский паспорт в мире приравнивается к сомалийскому.

Кроме того, глубоко религиозные, ультра-консервативные убеждения Ахмадинеджада резко диссонируют с настроениями молодежи, которая большей частью не является настолько религиозной. Несмотря на то, что на улицах Тегерана, согласно исламским канонам, женщинам нельзя появляться с непокрытой головой, а употребление алкоголя запрещено законом, в Тегеране очень популярны частные, домашние вечеринки с западной музыкой и алкоголем. Хотя такие вечеринки периодически заканчиваются арестами на пару суток, молодежь от них не отказывается и надеется на послабление жестких правил при правлении реформиста Мусави. Люди до 30 лет, которые составляет почти 60% из семидесятимиллионного населения Ирана, являются ядром протестующих против переизбрания Ахмадинеджада. Среди сторонников бывшего премьера также много женщин, защиту прав которых он обещает, и представителей национальных меньшинств.

Махмуд Ахмадинеджад, напротив, опирается на поддержку малоимущего, преимущественно сельского населения. Он неожиданно для всех выиграл выборы 2005 года на популистской платформе борьбы с коррупцией и перераспределения доходов от богатых бедным. Перед выборами этого года он прибегнул и к знакомому нам подкупу избирателей – раздавал своим сторонникам чеки на 100 долларов. Однако, многим иранцам четырехлетний период правления Ахмадинеджада запомнился ущемлениями их прав и свобод, атаками на журналистов и правозащитников под прикрытием требований национальной безопасности.

Без сомнения, Мир-Хоссейн Мусави также является представителем правящего режима Ирана и выходцем из его системы. Иначе его кандидатура не прошла бы взыскательный отбор Совета стражей конституции во главе с Аятоллой Али Хаменеи, надпарламентского органа, который играет ключевую роль в государственном устройстве Ирана и, в частности, утверждает кандидатов в президенты. Из 475 претендентов, которые выдвинули свои кандидатуры, Совет отобрал для участия в выборах только четырех кандидатов. Мусави, как и большинство представителей иранской элиты, резко выступает против государства Израиль и не собирается свертывать иранскую ядерную программу.

Однако многие иранцы рассматривают Мусави как местного Горбачева, который способен частично либерализовать режим, а затем, возможно, ситуация выйдет за рамки первоначальных сценариев и приведет к разрушению столпов иранской теократии. Мусави блестяще справился с удержанием иранской экономики на плаву в тяжелейшие годы войны с Ираком, и потому иранцы верят, что он мог бы лучше справиться с накопившимися проблемами. Инфляция в Иране на сегодняшний момент составляет 25-30%, безработица – не менее 13 %. Особенно болезненна безработица для молодого населения Ирана. Около 40% иранцев имеют доходы ниже уровня бедности. И такая плачевная ситуация в экономике наблюдается при том, что семидесятимиллионный Иран обладает вторыми в мире запасами газа и большими запасами нефти.

По официальным итогам выборов, 62,6% избирателей отдали свои голоса за Ахмадинеджада, 33,8% – за Мусави. Двое других кандидатов получили менее 2%. Однако Мусави уверенно заявил, что не Ахмадинеджад, а он победил в первом туре, и призвал к повторному проведению президентских выборов. Иностранные наблюдатели не допускаются в Иран, и потому трудно установить достоверно, являются ли обвинения в фальсификации выборов оправданными. Однако результаты выборов вызывают обоснованные подозрения. По сообщениям Financial Times, Ахмадинеджад одержал победу над Мусави даже в родном городе оппонента, что представляется маловероятным. Также действующий президент якобы набрал больше голосов в северных регионах Ирана, где массово проживают этнические азербайджанцы. Это также нелогично, потому что Мир-Хоссейн Мусави имеет азербайджанские корни. В то же время, Махмуд Ахмадинеджад причастен к подавлению протестов иранских азербайджанцев в 2006 году в Тебризе и других городах, которые выступали против систематических и грубых нарушений их прав.

По последним данным, Совет стражей конституции согласился частично пересчитать голоса в тех районах, в которых были зафиксированы манипуляции с голосами. Это можно отнести к числу несомненных достижений протестантов, поскольку Аятолла Хаменеи уже поздравил Ахмадинеджада с победой, и мало кто ожидал от него пересмотра позиции.

В то же время, власти Ирана прибегают к репрессивным действиям, чтобы остановить волну нарастающих протестов. В течение нескольких последних дней в стране не работает мобильная связь, перекрыт доступ ко многим социальным сетям, таким, как фейсбук. Было арестовано несколько членов руководства «Исламского фронта участия Ирана» и «Исламской революционной организации моджахедов» – партий, официально заявлявших о поддержке Мусави на выборах. Кроме того, власти усилили контроль за СМИ. 16 июня аккредитация всех иностранных журналистов в Иране была приостановлена, и, таким образом, их пребывание сделали нелегитимным. В воскресенье уже не продавалась газета Мусави «Зеленое слово». На это Ахмадинеджад ответил на пресс-конференции: «Не переживайте за свободу в Иране. Газеты пропадают и появляются».

Смогут ли власти Ирана насилием остановить волну «зеленой» революции, которая напоминает революции в Украине и Грузии? Это зависит от массовости протестов, потому что подавить восстание миллионов крайне тяжело. Но даже в случае, если будут назначены перевыборы и Мир-Хоссейн Мусави одержит победу, неизвестно, можно ли ожидать фундаментальных изменений в Иране. Ведь Мусави остается человеком существующей системы. Вряд ли стоит ожидать быстрых эпохальных изменений политического ландшафта страны, которая уже тридцать лет, со времен исламской революции 1979 года, живет по законам теократии.

Несмотря на массовые протесты в стране, 16 июня Ахмадинеджад  присутствовал на саммите главы государств-участников Шанхайской организации сотрудничества в Екатеринбурге. Он, похоже, уверен в непоколебимости своего положения. Но развитие событий в ближайшие дни докажет или опровергнет его правоту.

Источник: Главред

  • 44
  • 21.06.2009 14:59

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода