Почему России легко возвращаться на Черный континент. Итоги африканской поездки Медведева

Читати цю новину російською мовою
Почему России легко возвращаться на Черный континент. Итоги африканской поездки Медведева
За четыре дня своего африканского визита Дмитрий Медведев пролетел больше 18 тысяч километров и провел в самолете больше суток. В Египте он выступил с посланием к арабам, в Нигерии подготовил почву для миллиардных контрактов в области совместной добычи не

За четыре дня своего африканского визита Дмитрий Медведев пролетел больше 18 тысяч километров и провел в самолете больше суток. В Египте он выступил с посланием к арабам, в Нигерии подготовил почву для миллиардных контрактов в области совместной добычи нефти и ее транспортировки, в Намибии договорился о возвращении российского рыболовного флота в экономическую зону этой страны, а в Анголе продвинул российское оборудование для создания системы спутниковой связи страны. И это еще не все.

Россия, таким образом, начала возвращение в Африку. Одни говорят — что слишком поздно, другие — что сейчас самое лучшее время. Ведь на пике кризиса на любой рынок можно зайти, что называется, «задешево».

 — У нас сложилось ощущение, что Африка вся одинаковая. Как у детского писателя: не ходите, дети, в Африку гулять. Но Африка очень разная — это президент говорил уже в Намибии.

России возвращаться на Черный континент легко по двум причинам. Во-первых, у нас нет колониального прошлого — мы ничем в Африке не владели, а потому и старых обид быть не должно. Во-вторых, у нас есть хорошая история отношений СССР и африканских государств. «Советский Союз всегда дружественно относился к Африке», — не раз подчеркивал в ходе этой поездки президент. Конечно, не сказать, что у нас были с африканцами развитые экономические связи.

 — Это мифическое представление, как будто мы Африку кормили. На самом деле 9/10 всех поставок туда — это оружие, «железки». И за часть этих поставок покупатели даже расплатились, — рассказывает «Известиям» директор Института Африки РАН, спецпредставитель президента по связям с лидерами африканских государств Алексей Васильев.

Теперь, по его словам, времена изменились: мы — партнеры. И у партнеров, что вполне нормально, абсолютно прагматические интересы. Теперь никакой благотворительности, что называется. Да и о какой благотворительности может идти речь, если та же Нигерия — седьмая по объемам добываемой нефти страна ОПЕК. В Абудже в присутствии президентов «Газпром» и Нигерийская национальная нефтяная компания подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое займется проектами в области добычи и транспортировки энергоресурсов.

 — Если мы осуществим замыслы, которые заложены в подписанных нами сегодня документах, то объемы российских инвестиций в нигерийский энергетический сектор будут измеряться миллиардами долларов, — подытожил президент.

Там же Россия заключила с Нигерией соглашение о сотрудничестве в области мирного атома, и здесь та же прагматика. Нигерия, рассуждал в беседе с «Известиями» глава «Росатома» Сергей Кириенко, вполне платежеспособна, а значит, нет никаких препятствий к тому, чтобы наши специалисты построили там АЭС.

В Намибии в присутствии президентов был подписан меморандум о взаимопонимании между рыболовными ведомствами двух стран: он предусматривает механизм возвращения российского рыболовного флота в исключительную экономическую зону Намибии, которая по объемам добычи в Африке занимает первое место. Это к вопросу — кто кого еще накормит.

 — Во многом за счет океанического улова в СССР обеспечивался европейский уровень потребления рыбы. Сейчас этого нет, — говорит Алексей Васильев.

Анголе российские банки предоставят кредиты на создание системы спутниковой связи и наземной инфраструктуры, а Роскосмос, собственно, связь и наладит. «Мы обсудили сотрудничество между „Зарубежнефтью“ и компанией Sonangol, есть ряд других проектов по разработке и поиску новых месторождений углеводородов. Это, безусловно, интересно для наших стран», — перечислял Медведев.

Пришли бы мы в Африку раньше — было бы больше возможностей? С одной стороны, да. Взять те же урановые месторождения в Намибии — все лицензии расхватаны, покупать уже нечего. Но с другой стороны, на уран сейчас из-за кризиса спроса нет, так что не исключено, что именно сейчас держатели лицензий и начнут их распродавать. А тут мы! Или алмазы, которых в Намибии хоть отбавляй. Вроде все монополизировал De Beers, не сунешься, однако опять «спасибо» кризису.

 — Я не думаю, что мы опоздали. Интерес к России в том, что касается алмазов, резко возрос: ведь «войти в рынок» сейчас не столь выгодно, зато нас встречают с распростертыми объятиями, — поделился с «Известиями» министр экологии и природных ресурсов Юрий Трутнев.

Так что, может, именно сейчас как раз и самое время возвращаться в Африку.

Источник: Известия

  • 39
  • 29.06.2009 16:22

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода