Проект «Мазепа» или человек эпохи барокко

Читати цю новину російською мовою
Проект «Мазепа» или человек эпохи барокко
Изменник-иуда, «злой старик», лукавый, малодушный и свирепый. Воин, дипломат и меценат, полиглот и поэт. Дон-Жуан, искатель приключений. И это все о нем, о гетмане Иване Степановиче Мазепе, которыйправил Левобережной Украиной под рукой Москвы

Персонаж литературных, живописных и музыкальных произведений.

И это все о нем, о гетмане Иване Степановиче Мазепе, который c 1687 по 1708 год правил Левобережной Украиной «под высокой рукой» Москвы и дома Романовых.

Мазепа строил церкви и монастыри, поощрял просвещение. Ходил походами на татар, турок, поляков и шведов. Подавлял запорожскую и правобережную вольницу. В конце жизни перешел на сторону заклятого врага своего сюзерена и благодетеля царя Петра I — шведского короля Карла XII.

Символ клятвопреступления для властей предержащих Российской империи и СССР. Символ борьбы за волю Украины для украинских, европейских и российских вольнодумцев. Национальный герой независимой Украины.

Мазепа — это новый миф и новая политическая реальность Украины. На молодежь рассчитаны акция «Иван Мазепа. Made in Ukraine» и фестиваль «Мазепа-фест». Для всенародного потребления устанавливаются памятники гетману, его имя дается улицам городов, взамен советских назваинй.

За историческую и политическую корректность

Книги о Мазепе

Биография Ивана Мазепы вышла в серии ЖЗЛ

В марте исполнилось 370 лет со дня его рождения, в сентябре исполняется 300 лет со дня смерти Ивана Мазепы.

Год юбилеев Николая Гоголя и Полтавской битвы совпал на Украине с «годом Мазепы». Но борьба за предание образу Мазепы черт символа украинской государственности началась задолго до 2009 года.

С первых лет независимости творцы украинской национальной идеи создают положительный образ Ивана Мазепы, своего рода Ленина — мудрого и непогрешимого вождя народа и государства. Плоды трудов многообразны.

Пенсионерка Ольга Владимировна из Харьковкой области в бытность учительницей часто привозила детей в Полтаву, в музей Битвы. На сей раз приехала с внуком в составе экскурсионной группы. Недавно в музее открылся зал, рассказывающий об истории Украины XVII — XVIII, появились новые материалы о Мазепе.

«Когда я раньше привозила детей, говорили, что он предатель, изменил Петру I, перешел на сторону Карла XII. А теперь мы видим, что Иван Мазепа очень много сделал для Украины. Мы видим, что не таким уж он был изменником, а напротив хотел независимости Украины, и видел эту независимость именно в союзе с Карлом. Теперь для нас Иван Мазепа — герой Украины», — диалектически рассуждает Ольга Владимировна.

Старшекласснице Юле интересны амурные приключения гетмана.

Река Сейм

Речка Сейм помнит роман Мазепы с Мотрей Кочубей

«Мазепа — это романтическая личность. Писали о его романтических похождениях, о романе с Мотрей Кочубей. Кажется, у него три жены было, или сколько там, забыла уже. Такие факты из его биографии больше всего привлекают».

10-летняя Юля придерживается, несмотря ни на что, традиционного взгляда на личность Мазепы: «Предатель… Зраднык!» Для большей убедительности Юля пользуеся двумя языками.

Татьяна Таирова-Яковлева российский историк, автор хорошо принятой на Украине книги «Мазепа», вышедшей в 2007 году в серии «Жизнь замечательных людей», считает не совсем корректной такую постановку вопроса — предатель или герой.

«Если говорить «предатель», то по отношению к Петру, наверное, да. По отношению к России? Тоже, наверное, да. И совсем другое дело по отношению к украинскому гетманству и украинскому казачеству. Все гораздо сложнее и неоднозначнее».

По мнению Таировой-Яковлевой, далеко не везде на Украине уместны памятники Ивану Мазепе.

«Мое личное мнение: можно ставить памятник в Батурине, по-моему, там он уже есть; в Мазепинцах, его имении родовом. Даже в Киеве. Ставить памятник в Полтаве, на мой взгляд, это полный нонсенс. То же самое, что поставить памятник Петру I на Пруте, где он потерпел катастрофическое поражение. В Полтаве Мазепа пережил страшную трагедию. Наверное, это даже оскорбляет его память, если там ставить ему памятник».

Но власти Полтавы и Полтавской области, которые далеко не дружны между собой, солидарны в том, что памятнику Мазепе в городе быть.

Образ державника

Работа над скульптурой Мазепы

Скульпторы Мыкола и Назар Билыки работают над памятником Мазепе

Довольно неожиданная компания — изваяния Иван Франко, Наталки-Полтавки и Александра II — встречает посетителя в фойе киевского художественно-производственного комбината «Художник».

Не так давно здесь ваяли образы героев советской эпохи — Владимира Ленина и Сидора Ковпака. Их скульптурные портреты, как и созданные во времена исторического материализма фигуры Тараса Шевченко и запрожцев, равно ценимых Советской и Независимой Украиной, фигуры каких-то молодых людей с музыкальными инструментами хранятся на складах и во дворе комбината.

Скульпторы Мыкола и Назар Билыки трудятся над фигурой высотой более двух человеческих ростов, напоминающей изваяние фараона. Отец и сын завершают работу над памятником гетману Ивану Мазепе, который должен быть установлен в Полтаве в День независимости Украины 24 августа. Немалая сложность — поиск портретного сходства.

«С портретами была определенная проблема, — говорит Мыкола Билык. — Сохранилось несколько портретов, но все они разные. Остановились на двух, которые взяли за образец. Мазепа на них изображен со своим гербом, и есть основания полагать, что это действительно его портреты. Ведь многое было уничтожено».

Памятник Ленину в Полтаве

Памятник Ленину в Полтаве

В период могущества и славы Мазепы его портреты помещали на иконах в церквах, в том числе в храмах Киево-Печерской лавры; они висели в домах казацкой старшины.

После измены Петру, анафемы и символической казни многие его изображения были уничтожены. Но не все и не сразу.

«Трудно понять, почему портреты гетманов, напоминавшие о временах относительной независимости Украины, а в особенности изображение Мазепы, преданного церковного проклятию, были уничтожены только в 1834 году», — писал историк украинского искусства Платон Белеций..

Искусствовед объясняет это тем, что «ктитор, «зиждитель храма», одним только этим своим деянием, по взглядам украинской церкви, заслуживал вечную память потомков». На счету Мазепы около тридцати храмов.

Улица Ивана Мазепы в Киеве.

Улица Ивана Мазепы в Киеве. Бывшая Лаврская, бывшая Январского восстания

Книга Платона Белецкого «Украинская портретная живопись XVII — XVIII вв.» вышла в 1981 году в Ленинграде тиражом 25 тысяч экземпляров.

«Это классическая фигура, — рассказывает о своей работе Мыкола Билык, — сидящая, с соотвествувющими символами. В левой руке свиток -государственный документ. В правой булава — символ гетманскотй власти. В художественном решении мы пытаемся приблизиться к стилю барокко. Украинское барокко именно при Мазепе прозвучало».

«Когда речь идет о первом памятнике Мазепе на Украине, это не может для меня быть рядовой задачей, — говорит Назар Билык. — Для меня лично — это первый памятник такого размера. И я больше выражаю себя как художник. Но в первую очередь я изучают личность великого гетмана и приобщаюсь к ней. Это познание и приобщение к истории».

О душах политиков и Семена Палия

Историк Роман Коваль

Историк Роман Коваль негативно относится к Мазепе

Русская община Полтавы и ее лидер Виктор Шестаков выступают против памятника Мазепе в городе: «Город, который ставит памятник проклятому, сам будет проклят». Даст Бог, минует тихую уютную Полтаву чаша сия.

Шестаков признает пользу, принесенную Мазепой России вплоть до осени 1708 года. Но реальный Мазепа имеет мало общего с «проектом Мазепа», который, по словам лидера Русской общины Полтавы, уже в третий раз «вбрасывается» на Украине в постсоветский период. Составные части «проекта» — это и купюра номиналом в десять гривен с портретом гетмана, и приобщение к «термину Мазепа» учителей и школьников, и памятники, и переименования улиц.

«Мазепианство пришло уже и в Россию», — отмечает Виктор Шестаков. Выход книги Таировой-Яковлевой в серии ЖЗЛ в «таком солидном и безусловно патриотическом издательстве, как „Молодая гвардия“ — наглядное тому подтверждение.

Он ничего не имел бы против, выйди книга в другом издательстве и в другой серии. „Даже Карла можно назвать замечательным человеком, но не его. Мазепа — существо низкое“.

Киевский историк Роман Коваль не причисляет себя к лагерю апологетов Мазепы.

Журналист Олесь Бузина

Журналист Олесь Бузина: каждый украинский политик — Мазепа по духу

„Отношусь к нему скорее негативно: он много лет служил Московскому престолу, карая тех, кто не разделял этой его политики. Когда в Национальной опере праздновали юбилей Мазепы, я подумал: Если бы вернулась душа Семена Палия, которого Мазепа отдал в московские руки на каторгу в Сибирь, как бы он оценил, что Мазепу сделали символом Украинского государства“, — размышляет Роман Коваль.

Полковник Семен Палий — фактический правитель Правобережной Украины в конце XVII начале XVIII. Человек смелый, воинственный и пьющий, популярный в народе и казачестве. То союзник, то противник Мазепы. Гетман арестовал его и отправил в Москву, откуда Палия сослали в Тобольск.

Палий был возвращен из ссылки Петром после перехода гетмана к шведам. Несколько идеализированный образ народного героя нарисован в одноименном романе классика украинской литературы Юрия Мушкетика, изданном в 1954 году.

Друг парадоксов, журналист и писатель Олесь Бузина предлагает такое объяснение: „Каждый украинский политик, при власти находящийся, — по духу своему Мазепа. Для таких людей Мазепа, который послужил и польскому королю, и турецкому султаны, и шведскому королю, и русскому царю, — идеальный герой“.

По словам Бузины, украинские политики успели «в лучшем случае послужить двум силам — Советскому Союзу и Украине, как они ее понимают».

Историк Тарас Чухлиб

Историк Тарас Чухлиб: Мазепа проиграл, проиграла Украина

Русские сами толкнули Мазепу в объятия Карла XII, говорит директор Института казачества Тарас Чухлиб.

Когда шведы осенью 1708 года вторглись в пределы Гетманщины, а перед ними отступавшие русские войска оставляли зону „выжженной земли“, уничтожая в полосе 30-40 километров села, города и посевы, изгоняя жителей, — „это стало последней каплей, заставившей Ивана Мазепу перейти на сторону шведского короля“.

„Нужно было спасать простое украинское население, — объясняет Тарас Чухлиб. — Гетман Мазепа подумал, что из двух зол… между Швецией и Россией нужно выбирать Швецию, потому что в военном отношении она сильнее“.

По предположению Романа Коваля, „казаки не могли поверить, что Мазепа из прислужника Москвы, на чьих руках кровь наших героев, вдруг стал борцом против России. Мазепа был дискредитирован в глазах украинского народа и казачества. Потому-то его и не поддержали, когда он встал на борьбу против Петра“.

„Гетман Мазепа проиграл, проиграла Украина, потому что началась гражданская война — ведь гетмана не поддержала вся политическая элита, — рассуждает Тарас Чухлиб. — Половина элиты осталась на стороне Петра I и России. Украина, как и во время обеих мировых войн оказалась по обе стороны линии фронта“.

„Мазепа — мой земляк!“

Сторонник Мазепы

Анатолий, крайний слева: Мазепа боролся за волю!

Олесь Бузина считает, что украинский правящий класс намеренно предлагает обществу второстепенные вопросы, чтобы отвлечь граждан от насущных проблем. „Мифы о Мазепе, трипольцах, о том, что было на Украине за тысячу лет до нашей эры — это отчасти их искренние шалости“.

„История — наука, и заниматься ею должны профессионалы, — убеждена Татьяна Таирова-Яковлева. — Политизировать то, что было 300 лет назад, на мой взгляд, глупо и смешно. 300 лет назад были другие государства, другая геополитическая ситуация. Транслировать это на современность совершенно некорректно и очень опасно“.

И все же размышления на тему, „что было бы, если бы“ соблазнительны.

Например, останься Мазепа верен Петру и России, он бы не только не подвергся проклятию, но и сохранил влияние на украинскую церковь, питавшую кадрами и идеями церковь русскую.

В этом случае имела все шансы на успех лелеемая отцами украинской церкви идея „Второго Иерусалима“ — Киева — в противовес идее Москвы — Третьего Рима». Какой бы тогда оказалась история «русского мира»?

Может быть, прав был поэт Борис Чичибабин написавший: «Вся б история наша сложилась мудрей и бескровней, если бы город престольный… не на севере хмуром возвел золоченые кровли, а над вольным и щедрым Днепром».

Так кто же он, гетман Иван Степанович Мазепа? «Мазепа — мой земляк! — заявляет Анатолий, рабочий из Запорожья, уроженец Белой Церкви. — Это человек, который боролся за свободу, за волю от России и от Украины. От всех!»

Есть и такой взгляд на вещи.

Сергей Берец, Юлия Очетова. Русская служба Би-би-си

Источник: Власти.нет

  • 229
  • 10.07.2009 21:46

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода