Из-за скандального дела Орбакайте-Байсарова Госдума перепишет Семейный кодекс

Читати цю новину російською мовою
Из-за скандального дела Орбакайте-Байсарова Госдума перепишет Семейный кодекс
Президент Дмитрий Медведев дал официальное поручение генпрокурору Юрию Чайке и уполномоченному по правам ребенка Алексею Голованю «проанализировать практику применения законодательства РФ об охране прав несовершеннолетних».

На громкий скандал в самой звездной семье шоу-бизнеса отреагировали высшие власти России. Президент Дмитрий Медведев дал официальное поручение генпрокурору Юрию Чайке и уполномоченному по правам ребенка Алексею Голованю «проанализировать практику применения законодательства РФ об охране прав несовершеннолетних, в том числе при расторжении брака родителей или их раздельном проживании». Свои предложения и поправки оба должны сформулировать до 20 ноября.

Кроме того, глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников подготовил поправки в Семейный кодекс, в соответствии с которыми законное представительство интересов ребенка возлагается только на одного родителя, реально проживающего с несовершеннолетним после официального или неофициального развода. Таким образом, равноправие родителей отменяется.

Согласно поправке экс-министра юстиции Павла Крашенинникова, подготовленной в 64-ю статью Семейного кодекса, решать вопросы о месте обучения, выезде за границу или прохождении лечения за рубежом будет тот родитель, с которым ребенка оставил суд.

Опротестовать решение «основного» родителя можно только в судебном порядке. «Документ не имеет прямого отношения к какой-то конкретной семье, — пояснил Крашенинников. — Я специально не хочу называть чьи-то фамилии, это дело журналистов».

Однако он дал понять, что надеется на то, что громкое дело Кристины Орбакайте и Руслана Байсарова сподвигнет коллег на принятие поправки.

Вторая попытка

«Эта норма будет полезна в первую очередь тем гражданам, чей экс-супруг не принимает участия в воспитании ребенка, не поддерживает с ним отношения и зачастую вообще находится неизвестно где. В такой ситуации даже получение визы может стать непреодолимым препятствием», — считает Павел Крашенинников.

В соответствии со статьей 61 действующего Семейного кодекса родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, а раздельное проживание и невыплата алиментов не ущемляют ничьих родительских прав.

Аналогичный законопроект экс-министр юстиции вносил в Госдуму в октябре прошлого года. Тогда пришел отрицательный отзыв правительства. В нем было указано, что документ противоречит части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, согласно которой родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

«Вероятно, тогда общество было не готово к принятию такого решения. Но сейчас после ряда громких семейных скандалов, связанных с разделом детей, я думаю, моя инициатива будет воспринята иначе. Во всяком случае, текст уже готов и будет внесен в Госдуму в ближайшие несколько недель», — утверждает Крашенинников.

Хотя фамилии Орбакайте и Байсаров ни разу из уст депутата не прозвучали, совершенно понятно, о каких громких скандалах он говорит. Если бы поправки Крашенинникова были приняты год назад, то Руслан Байсаров не имел бы никаких поводов для судебных исков к Кристине Орбакайте, а грозненский суд, соответственно, никаких законных оснований принять дело к рассмотрению. Все права решать, где должен жить, учиться или лечиться 11-летний Дени Байсаров, получила бы в таком случае мать, с которой мальчик и живет после рождения.

Детский развод

Павел Крашенинников отметил, что гражданам вовсе необязательно вступать в брак, а потом разводиться, чтобы одного из них признали законным представителем ребенка. Многие пары официально не регистрируют брак (как в случае с певицей и бизнесменом) или столь же официально не разрывают. Поэтому законопроект предусматривает, что граждане могут обратиться в суд с просьбой об установлении « основного » родителя в любой момент независимо от юридического статуса отношений.

Уполномоченный по правам ребенка РФ Алексей Головань в интервью назвал инициативу Крашенинникова спорной: «Предусмотренная поправкой норма действительно существует в законодательстве ряда европейских стран. При разводе там законным представителем является только тот родитель, с которым остается жить ребенок. Но стоит ли аналогичную норму вводить в России? Однозначно я сказать не могу, нужна общественная дискуссия. Всегда есть риск, что функции одного из родителей будут сведены лишь к выплате алиментов, и отдельно проживающий родитель фактически отстранен от процесса воспитания».

Но Крашенинников отвечает, что против недобросовестных родителей, не допускающих бывших супругов к ребенку, может быть введена административная ответственность в виде штрафов. Их конкретные суммы пока не обсуждаются, но это далеко не самая сложная проблема.

«Сажать за решетку, конечно, никого не нужно. А вот нести хотя бы административную ответственность за самоуправство родители обязаны», — считает законодатель.

Отметим, однако, что даже штраф в несколько сотен тысяч рублей вряд ли остановит или нанесет ущерб бюджету богатых родителей, которые нередко нанимают специальных охранников, лишь бы оградить детей от общения с бывшими супругами. Таких случаев в России и мире немало.

Семья временного содержания

В отличие от депутата, детский омбудсмен, выполняющий поручение главы государства, не скрывает, что причиной такого внимания к проблеме с самого верха стали семейные скандалы в «звездной семье», нашумевшие истории Натальи Зарубиной, а также Ирины Беленькой, Яны Рудковской, боровшихся за своих детей с супругами иностранцами. Напомним, что столь же бурные страсти кипят в бывшей семье политика и предпринимательницы: член Совета федерации Владимир Слуцкер и владелица сети фитнес клубов Ольга Слуцкер несколько месяцев не могут «поделить» двух общих детей — 5-летнюю Аню и 10-летнего Мишу.

Бывшая спортсменка-фехтовальщица неоднократно сообщала желтой прессе, что не видела детей с июня.

Алексей Головань намерен предложить дополнить Семейный кодекс пунктом о том, что во время бракоразводного процесса дети должны находиться у общих родственников или даже в детском учреждении.

«Учреждение, конечно, это наиболее травмирующий ребенка вариант, — признает омбудсмен. — Но оба родителя для решения суда должны иметь право встречаться с детьми на равных. Если один из бывших супругов начнет прятать ребенка, то суд должен принять решение не в его пользу».

Что касается браков между гражданами разных стран, то вся проблема упирается, как правило, в отсутствие межгосударственных соглашений по семейным делам. Органам опеки, как правило, постановления чужих национальных судов не указ, а дипломаты непрерывно говорят о ведущейся работе над документами.

Сейчас Россия подписала двухсторонние соглашения о правовой помощи с более чем полусотней стран, в том числе со всеми партнерами по СНГ. Но эти документы все равно не регламентируют вопрос о гражданстве и месте проживания ребенка.

Хроника скандала в звездном семействе

Конфликт вокруг 11-летнего Дени, сына певицы Кристины Орбакайте и Руслана Байсарова, начался в конце августа, когда мальчик после летних каникул, проведенных в Чечне с отцом, не вернулся к матери. Байсаров отказался возвращать сына, заявив, что не хочет отпускать его вместе с матерью в США. Певица Кристина Орбакайте в 2005 году вышла замуж за американского бизнесмена русского происхождения Михаила Земцова и собиралась перевести Дени в американскую школу. Байсаров предложил, чтобы Дени остался в России до достижения совершеннолетия, а также проводил с ним все время, когда мать мальчика будет на гастролях. Через несколько дней после начала скандала Руслан Байсаров, прописанный в пригороде чеченской столицы, подал иск в Грозненский районный суд, потребовав, чтобы ребенок оставался жить с ним. Окружение Орбакайте и внимание прессы к ней он назвал неблагоприятной средой для его сына. Хотя Байсаров заявил, что не собирается препятствовать общению Орбакайте с сыном, мать не пустили в школу, в которой начал с сентября учиться Дени.

В ответ Орбакайте подала аналогичный иск в Тверской суд Москвы. Но уже 15 сентября суд в Грозном принял решение в пользу отца. Де ни Байсаров, которого отец привел с собой на пресс-конференцию,заявил, что счастлив остаться с папой. Предварительные слушания в Тверском суде назначены на 7 октября. На досудебных слушаниях на прошлой неделе певица предложила проект мирового соглашения со своим бывшим мужем. Однако Байсаров через своих адвокатов отказался от соглашения. Свое решение он мотивирует тем, что Грозненский суд уже решил спор в его пользу. Дело осложняется тем, что в конце 1990-х Байсаров и Орбакайте не заключали официальный брак, а ограничились свадьбой по канонам ислама (никях), поэтому при расставании пары вопрос о распределении участия родителей в воспитании Дени в судебном порядке не решался.

Может ли закон быть одинаково справедливым к обоим родителям?

Светлана Горячева, зампред комитета Госдумы по регламенту и организации работы Госдумы, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь»

Закон должен быть одинаково справедливым к обоим родителям и служить интересам ребенка. Однако ситуации бывают разными. Скажем, отец не проживает с ребенком, не платит алименты, и если дело дошло до суда, с кем быть ребенку, то в вердикте должны быть учтены все обстоятельства. Или мать разошлась с мужем и проживает с ребенком, однако выпивает. А отец проживает отдельно. Как поступить в этой ситуации?

Что касается дела Байсарова — Орбакайте, то мне не понравилось, что этому было посвящено два часа на Первом канале и Алла Пугачева, собрав врачей, модельеров и всех знакомых, пыталась давить на все рычаги.

Но еще больше мне не понравилось, как Грозненский суд принимал решение. Если мать (Орбакайте) не смогла явиться, то суд вообще должен был перенести рассмотрение и рассматривать дело только в присутствии ее или ее представителей. Адвокаты Кристины должны были это предвосхитить, обязательно поехать туда и заявить ходатайство, то есть занять очень активную позицию, а этого сделано не было. Права матери были ущемлены, и решение Грозненского суда нужно обжаловать.

Юлия Меньшова, актриса

Я просто шалею от того, что у нас появился чуть ли не самый модный тренд года «Забери ребенка у матери!». Не хочу говорить о каком-то конкретном случае, но если изначально ребенок по решению суда проживает с кем-то из родителей, то, конечно, можно апеллировать к суду с тем, чтобы пересмотреть существующее положение вещей. И тем не менее главным образом нужно думать о соблюдении интересов детей. У ребенка есть дом, комната, школа, друзья, то есть свой мир. И вдруг другой родитель говорит: «Все, кирдык. Я хочу, чтобы было по-другому».

Предположим, так можно восстанавливать справедливость к ущемленному праву отца.

Но почему не учитывается жизнь и мир маленького человека? Скажем, суд постановит, что ребенок должен жить с другим родителем, — и все: происходит полная смена его адаптированной жизни! На мой взгляд, если смотреть на ситуацию глазами ребенка, то будет правильнее не дергать его с насиженного места.

Жанна Эппле, актриса

Суд должен быть на стороне матери. Я сама нахожусь в такой же ситуации, одна живу со своими детьми и полностью о них забочусь. Поэтому по многим пунктам я бы хотела каких-то пересмотров законодательства. Например, если женщина состоит в гражданском браке (как, кстати, и Кристина Орбакайте), то ее ситуация совершенно бесправна. Недавно Стас Садальский бросил утку, что я якобы сужусь с бывшим мужем.

На самом деле мой муж вообще не общается с детьми и для него существует только одна проблема — чтобы мы с детьми съехали с квартиры. Он является ее собственником. Но мне некуда ехать, на свою квартиру я пока не заработала, а только зарабатываю.

Муж хочет жить на даче, а квартиру сдавать.

Он уже четвертый год пытается нас выкинуть, а я не ухожу, потому что здесь прописан старший сын. Но я знаю, что все права сейчас на стороне собственника…

Сейчас пущена такая утка, что муж якобы хочет у меня отнять младшего ребенка. Но он видит детей раз в год, и они ему просто не нужны. Что касается ситуации с сыном Кристины Орбакайте, то непонятно, почему он захотел жить с папой. Если это правда — это здорово. Конечно, если ребенка никто не заставил так сказать. Например, мои дети боятся жизни с папой как огня и говорят: «Мама, мы пойдем за тобой куда угодно».

Алика Смехова, актриса

Закон должен учитывать интересы обеих сторон, но у меня есть подозрение, что законы в нашей стране работают далеко не всегда.

Сажи Умалатова, председатель Движения в поддержку политики президента РФ

Для того чтобы не возникало таких вопросов, ребенка, например, в СССР всегда оставляли с матерью. А сегодня каждый трактует и закон, и так называемые местные обычаи сугубо под себя. Никогда в Чечне маленького ребенка не оставляли с отцами! Наоборот, создавали жене условия и содержали ее для того, чтобы она до определенного возраста смогла его воспитывать. И до семи лет он всегда оставался с ней. А с Кристиной ребенок был с рождения, и ни у кого не возникал вопрос забрать его.

Источник: GZT.ru

  • 64
  • 22.09.2009 12:59

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода