Если Вы умеете смеятся над собой, значит Вы победитель!

Читати цю новину російською мовою
Если Вы умеете смеятся над собой, значит Вы победитель!
Сильный слабеет от смеха, а слабый становится сильнее. Улыбка обезоруживает вооруженного, а безоружному придает сил. В чем же загадка смеха? Смех неожиданен и непредсказуем, он, как кривое зеркало, в котором отражаются и преображаются наши эмоции.

Время смеха — особое время. Изящное “хи-хи”, тяжеловесное “ха-ха”, добродушное “хо-хо” и саркастическое “хе-хе” играю в нашей жизни более важную роль, чем мы предполагаем. Смехом можно бросить вызов миру, унизить, уничтожить, а можно придать уверенности, поддержать в трудную минуту, решить сложную проблему.

Сильный слабеет от смеха, а слабый становится сильнее. Улыбка обезоруживает вооруженного, а безоружному придает сил. В чем же загадка смеха? Об этом мы решили расспросить Леонида КАРАСЕВА, старшего научного сотрудника Института высших гуманитарных исследований при РГГУ, члена двух международных обществ по изучению юмора и комизма.

ЗАЧЕМ МЫ СКАЛИМ ЗУБЫ?

Смех неожиданен и непредсказуем, он, как кривое зеркало, в котором отражаются и преображаются наши эмоции. Отсюда и многообразие оттенков смеха: он может быть радостным и грустным, добрым и гневным, умным и глупым, гордым и задушевным, снисходительным и заискивающим,презрительным и испуганным, наглым и робким и всяким, всяким.

Смех взрослеет вместе с человеком. Беспричинная и бессознательна улыбка на лице младенца выражает телесную радость бытия — я существую, я сыт и любим. Чувственный, плотский смех-стыд, радость взволнованного и смущенного тела — это достояние ранней юности. С возрастом эту наивную первостихию вытесняет “смех ума”, а позже появляется и улыбка мудрости, как у Будды или Джоконды. Но высшая победа смеха — смех над собой.

И животные смеются. Только их смех внешне больше напоминает проявление агрессии. Обнажая зубы, они упорно рассматривают партнера широко раскрытыми глазами, а это больше похоже на угрозу. Человек же овладел искусством при смехе прищуривать глаза. Этим умиротворяющим элементом мимики человек как бы дает понять, что до такой степени доверяет собеседнику, не ожидая от него ничего плохого, что даже прикрывает глаза. Однако, не отказались от привычки при смехе скалить зубы, как и наши меньшие собратья.

При смехе происходит настоящая “биохимическая буря”. Человеческий мозг врабатывает эндорфины, сходные с теми, что образуются при наркотическом опьянении. Повышенный уровень антидепрессантов — амфетаминов резко увеличивает степень полученного удовольствия.

Краснеет лицо, на глазах выступают слезы, судорожные спазмы сотрясают грудную клетку и диафрагму и с такой силой сдавливают легкие, что они выталкивают из себя воздух со скоростью 100 кмч, сердце колотится 120 ударов в минуту. Расслабляется половина лицевых мышц.

Интересно, но смех и плач — не противоположны друг другу, а всего лишь различны. Они родственны не только по мимике, но и по физиологической природе, потому что оба являются результатом сильного умственного возбуждения. Поэтому плач до сих пор выглядит как лишь слабая форма проявления истерического смеха.

СМЕЮЩИХСЯ РАК НЕ БЕРЕТ

Смех переживается как временное помешательство, как будто некая сила извне входит в нас, парализуя способность и думать, и действовать. Как говорится — смех до упаду. А известны случаи, когда воин перед лицом опасности начинает дико хохотать, но смех в этом случае опьяняет и может привести к недоооценке угрозы. Наш физиолог Симонов выдвинул теорию, согласно которой при встрече с любым новым явлением — а опасность относится к разряду таковых — чувства опережают разум, погружая человека в шок.

Человек, раздираемый противоречиями, просто взрывается смехом, чтобы его мозг не разорвало безумием. В этом случае смех срабатывет как защитный механизм. Не даром у англичан есть пословица: “Научи меня смеяться — спаси мою душу”. И можно продолжить — и тело. Смех считается бесплатным лекарством от астмы, мигрени, болей в спине и некоторых сексуальных расстройств. Смех разглаживает кожу, укрепляет сердце, активизирует кровообращение и снижает кровяное давление. Стимулирует пищеварение и сон. Одна минута смеха заменяет 45 минут релаксационного тренинга и действует, как дополнительная доза витамина С. Смех снимает головную боль,очищает верхние дыхательные пути и улучшает циркуляцию крови. Это хорошая гимнастика для кишечника.

Недаром смехотерапия давно практикуется во многих клиниках Западной Европы. На одном из ежегодных конгрессов международного общества по исследованию юмора, в Бирмингеме, было сделано удивительное сообщение: у онкологических больных, которых регулярно смешат специально приглашенные юмористы или клоуны, по сравнению с контрольной группой выше процент излечения.

СРАМНОЕ МЕСТО НА ЛИЦЕ

В пору средневековья христианская догматика враждовала со смехом, считая его проявлением зла. Беззаботное веселье у францисканцев считалось опасным отклонением на грани ереси. Смех в то время считался “демоническим”, хохот — “адским”, улыбка — “бесовской”. Естественно,что христианство после язычества долго находилось в плену логики отрицания: все земное, плотское, веселящее стало греховным, а символом подлинной, духовной истины стали страдание и слезы. Телесные радости и смех отвергались как уступки дьяволу.

В мифологии смех выступает как знак зачатия, плодородия, рождения — жизни плоти. А “срамным” местом на теле человека оказался рот — средоточие греха, через который входит пища (грех обжорства) и “испускается” дух при смерти. Открытый, смеющийся рот с колотящимся в нем языком соединяет в себе признаки срама мужского и женского одновременно. А если уж договаривать до конца, то смех вообще напоминает совокупление: тот же взрывной характер и та же разрядка удовольствия в финале.

Светлана КУЗИНА, КП.

Источник: Власти.нет

  • 102
  • 02.10.2009 07:46

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода