Европа превращается в одно государство с европрезидентом

Читати цю новину російською мовою
Европа превращается в одно государство с европрезидентом
В процессе развития Евросоюза, кажется, наконец-то преодолен барьер, мешающий этой наднациональной организации развиваться в соответствии с логикой исторического процесса. Таким барьером был проект общеевропейской Конституции

В процессе развития Евросоюза, кажется, наконец-то преодолен барьер, мешающий этой наднациональной организации развиваться в соответствии с логикой исторического процесса. Таким барьером был проект общеевропейской Конституции, который, как известно, с большим треском провалился в мае-июне 2005 года на референдумах во Франции и Нидерландах. После этого в 2007 году был разработан новый, «облегченный вариант» евроконституции, получивший название Лиссабонского соглашения.

Однако и у этого международного документа судьба не самая легкая. Долгое время его отвергали три из 27-ми государств ЕС: Ирландия, Чехия и Польша. Тем не менее, 2 октября на референдуме, прошедшем в Ирландии, 67 % ирландцев высказались за присоединение к Лиссабонскому соглашению. Ожидается, что в ближайшее время и польский президент Лех Качиньский поставит свою подпись под этим документом. Правда, его чешский коллега, Вацлав Клаус, пока не спешит с положительным ответом по вопросу о Лиссабонском договоре.

И все же сложившуюся на данный момент ситуацию с достаточно высокой долей уверенности можно считать неким прорывом в плане дальнейшего перспективного развития Евросоюза. Да и, откровенно говоря, в отличие от Франции и Нидерландов, заблокировавших первый проект Конституции, Ирландия, Чехия и Польша по своему политическому весу и времени вступления в ряды ЕС не имеют такого серьезного политического веса.
Потому, по некоторым слухам, брюссельские чиновники уже приступили к практической подготовке реализации Лиссабонского соглашения, которое предполагает введение должности Президента ЕС, избираемого на 2,5 года, Еврокомиссии, эволюционирующей в исполнительный орган ЕС, Европарламета и Европейского Совета, а также Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности.

Кажется, начать европейские чиновники решили как раз с внешней политики. Некоторые информационные агентства со ссылкой на Daily Telegraph сообщают, что Европейский Союз планирует открыть свои собственные посольства и создать специальную Европейскую Внешнеполитическую Службу (ЕВС). Первые «экспериментальные» посольства откроются в Нью-Йорке, Кабуле и Аддис-Абебе. Всего же планируется открыть около 160 дипломатических представительств Европейского Союза по всему миру.
Реакция российского МИД была достаточно осторожной. Однако отечественные дипломаты высказали надежду, что принятие Лиссабонского соглашения «придаст дополнительный импульс» в развитии отношений между РФ и ЕС.

Итак, похоже, процесс консолидации европейских государств в единую наднациональную структуру подходит к активной фазе. То, что казалось чем-то далеким и фантастическим, оказалось достаточно близким и вполне реальным. Многообразие исторических путей развития и менталитетов европейских народов теперь будет подведено к одному знаменателю. Это, конечно же, было нелегко – ведь существует масса исторических противоречий между различными европейскими народами. Одно длящееся веками франко-немецкое противостояние чего стоит!

Тем не менее, факт остается фактом. Евросоюз начинает превращаться в наднациональную структуру со своими собственными законодательными, судебными и исполнительными органами. На мой взгляд, исходя из интересов европейских государств, пожалуй, это единственный выход из того тупика, в который попали эти страны после Первой Мировой войны.
Именно после нее страны Европы утратили свои ведущие позиции в мире, уступив их США, которые остались в наибольшем выигрыше от войны. Практически то же самое повторилось и после Второй Мировой, когда Штаты, не ведущие боевые действия на своей территории, при минимальных потерях стали одним из победителей и к тому же – мировым кредитором для европейских стран, погрязших в разрухе послевоенных лет.

Все это привело к тому, что Европа оказалась в подчинительном положении по отношению к США. И, конечно, такое положение не могло долго устраивать крупные европейские государства, веками бывшими великими державами, стремящимися к проведению собственных внешнеполитических линий и удовлетворению своих геополитических интересов. Но каждое из этих государств по отдельности не могло противостоять огромной мощи США. Потому единственный путь для изменения ситуации – в консолидации европейских государств.

Кроме изменения геополитических раскладов на мировой карте стоит обратить внимание и на еще одно важное последствие. Формирование наднационального Евросоюза как некоего «сверхгосударства» означает постепенную смерть государств национальных. В это трудно поверить, но тут можно сослаться на историю: когда-то создание национальных государств оказалось концом для великих империй, существовавших в течение веков.

Однако не стоит думать, что обновленный и укрепленный единый Евросоюз встанет в оппозицию к США. Подобное случится вряд ли. Все-таки как европейцы, так и американцы в большинстве своем мыслят себя как представители единой западной атлантической цивилизации. Тем не менее, возникновение в ее рамках второго «центра силы» в определенной мере нам на руку, так как позволяет сыграть на некоторых противоречиях между американцами и европейцами. Тем более что по многим вопросам на протяжении уже нескольких лет позиции тех же Франции и Германии куда ближе к российским, нежели к американским.

Таким образом, стоит отметить, что формирование Европейского Союза как наднационального государства означает изменение существующей геополитической ситуации и постепенное «отмирание» института национальных государств. Сложно предвидеть, к чему это может привести, однако вне зависимости от нашего желания такова логика исторического процесса.

Источник: Сегодня

  • 47
  • 18.10.2009 05:42

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода