Великобритания предоставила политическое убежище другу Березовского
Читати цю новину російською мовоюВерховный суд Англии предоставил политическое убежище бывшему заместителю гендиректора компании «Аэрофлот» Николаю Глушкову, осужденному в России к условному лишению свободы.
О том, что Николай Глушков получил статус политического беженца, стало известно 26 января. Об этом он сам рассказал в интервью израильскому интернет-изданию «Курсор». По словам бизнесмена, Верховный суд соединенного королевства признал его преследование в России политическим и отметил, что постановление о предоставлении ему политического убежища обжалованию не подлежит.
При этом все свои неприятности в России Глушков напрямую связывал с другим известным беженцем Борисом Березовским.
«Если быть точным до конца, то Верховный суд вынес решение 20 января,— сообщил Борис Березовский.— А во вторник Николай получил официальный документ, в котором подтверждается его статус беженца. Суд скрупулезно исследовал все обстоятельства дела Глушкова и подтвердил, что все гонения Николая в России были политически мотивированы. Николай мой близкий друг и я пристально следил за рассмотрением его ходатайства. У меня было два друга: Бадри [Патаркацишвили] и Николай. Бадри больше нет [скончался 12 февраля 2008 года от сердечного приступа]. Остался Николай. Мы до сих пор крепко дружим. Я знаю, что он не хочет комментировать решение суда. А я скажу, что все дела против Глушкова — это был рэкет и шантаж с целью завладеть моей собственностью. За этим стоит криминальная государственная банда, которая отобрала у меня «Русал» и ОРТ».
Деловые партнеры
С 1999 года Глушков был одним из фигурантов уголовного дела о хищении средств у компании «Аэрофлот», получившим широкую огласку опять-таки благодаря Борису Березовскому. Опального олигарха обвинили в причастности к хищениям валютной выручки компании. Правда, позже эти обвинения сняли.
Между тем Глушков и Березовский знакомы уже не один десяток лет. В свое время Глушков занимал пост председателя совета директоров «ЛогоВАЗа» и был деловым партнером Березовского. Кроме того, как в 2001 году заявлял другой известный бизнесмен и друг Березовского Бадри Патаркацишвили, арест Глушкова в рамках дела «Аэрофлота» был способом, с помощью которого российские власти хотели оказать давление на Березовского, и заставить его отдать акции телеканала ОРТ и уйти с политической арены страны.
«Чтобы освободить своего помощника из тюрьмы, Березовский должен был выполнить требование Кремля: продать свою империю СМИ и закончить политическую деятельность»,— рассказывал в интервью журналистам Патаркацишвили.
Побег
Однако после того как Березовский продал свои акции ОРТ, Глушкова из СИЗО не отпустили. Тогда же, в 2001 году, как считает следствие, Бадри Патаркацишвили вместе с Березовским якобы запланировали побег Глушкова из-под стражи, а за тем и из страны.
11 апреля 2001 года около десяти часов вечера Глушкова остановили у ворот Гематологического центра Москвы, куда он был переведен из СИЗО «Лефортово» в связи с обострением хронической болезни крови. За воротами бывшего вице-президента «Аэрофлота» уже ждала машина, в которой находились начальник службы безопасности ОРТ Андрей Луговой (позже получивший широкую известность как фигурант дела об отравлении в Лондоне Александра Литвиненко), помощник Глушкова по работе в «Аэрофлоте» Владимир Скоропупов и водитель Игорь Провидухин.
Прокуратура обвинила в организации побега экс-председателя совета директоров ТВ-6 Бадри Патаркацишвили, но арестовать его не удалось, так как Грузия, гражданином которой он являлся, отказала в экстрадиции.
Надо сказать, что впоследствии попытка побега из-под ареста стала для Глушкова самым весомым пунктом в обвинительном приговоре.
Приговоры в России
В 2004 году Савеловский районный суд Москвы оправдал Глушкова по обвинению в хищение путем мошенничества и отмывании денежных средств, нажитых преступным путем, но осудил на 3 года и три месяца за невозвращение средств из-за границы, злоупотребление служебными полномочиями и попытку побега. Однако, учитывая срок, который Глушков во время следствия провел в СИЗО, судья Игорь Шереметьев освободил из-под стражи бывшего замгендиректора «Аэрофолота» в зале суда.
Тогда прокуратура посчитала приговор слишком мягким и оспорила его в Мосгорсуде, который отправил так называемое «дело Аэрофлота» на новое рассмотрение.
Второй приговор в адрес Глушкова прозвучал в 2006 году. Все тот же Савеловский райсуд столицы признал-таки его виновным в хищении у компании «Аэрофлот» почти 215 млн. рублей и приговорил к двум годам лишения свободы условно.
После этого бывший вице-президент «Аэрофлота» обратился с ходатайством к британским властям, в котором попросил предоставить ему политическое убежище.
Долгое решение
Свое решение британское правосудие выносило несколько лет. Так, в октябре 2007 года Глушков получил отказ в получении политического убежища. Это решение оспорили его адвокаты, и летом 2008 года трибунал по вопросам убежища и иммиграции должен был рассмотреть апелляцию защиты Глушкову.
Однако буквально в последний момент стало известно, что министр внутренних дел Великобритании Джеки Смит отозвал свое решение об отказе признать Глушкова беженцем и начинает процесс его пересмотра в свете новых улик.
В итоге соратнику Березовского предоставили политическое убежище, но это решение уже оспорила британская прокуратура.
Постановление английского Верховного суда поставило точку в затянувшихся баталиях между правоохранительными органами Великобритании и Глушковым за статус беженца, признав, что все уголовные дела в России против Глушенкова были политическим преследованием.
Российские беженцы
Борис Березовский
Бывший председатель совета директоров АОЗТ «ЛогоВАЗ», Объединенного банка, бывший член совета директоров ОРТ и «Сибирской нефтяной компании». Обвинялся в мошенничестве, отмывании денег, попытке насильственного захвата власти. 24 марта 2003 года вместе с Юлием Дубовым был арестован в Лондоне, но сразу же отпущен под залог. 10 сентября 2003 года получил политическое убежище. В ноябре 2007 года был заочно осужден Савеловским судом Москвы на 6 лет тюрьмы общего режима и признан виновным в хищении 215 млн рублей компании «Аэрофлот», а в июне 2009 года Красногорским горсудом вместе с Юлием Дубовым — в хищении 140 млн рублей «ЛогоВАЗа» и «АвтоВАЗа». В марте 2009 года Генпрокуратура РФ заявила, что претензии к Березовскому имеют несколько зарубежных стран — Бразилия, Франция, Нидерланды и Швейцария.
Юлий Дубов
Бывший директор «ЛогоВАЗа», ближайший соратник Бориса Березовского.
Также обвинялся в мошенничестве при отягчающих обстоятельствах, был объявлен в международный розыск. Политическое убежище получил 7 октября 2003 года.
Ахмед Закаев
Эмиссар чеченских боевиков, заочно обвиняется Россией в вооруженном мятеже, организации незаконного вооруженного формирования и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Прибыл в Великобританию из Дании, которая отказала России в его экстрадиции, сочтя недостаточными доказательства его вины, представленные российской стороной. В декабре 2002 года был задержан в Лондоне, но затем выпущен под залог. В ноябре 2003 года магистратский суд Лондона счел, что в России Закаев может быть подвергнут пыткам, и предоставил ему политическое убежище.
Александр Темерко
Бывший вице-президент и заместитель председателя правления ЮКОСа. Генпрокуратура РФ инкриминировала ему организацию хищения в 2002 году 19,7% акций ОАО «Енисейнефтегаз». 23 декабря 2005 года Магистратский суд, посчитав, что его преследование обусловлено политическими мотивами, отказал России в его экстрадиции.
Михаил Трушин
Первый вице-президент «ЮКОС-Москва». Обвинялся Генпрокуратурой в растрате и легализации 342 млн рублей, в 2004 году списанных со счетов ЮКОСа под видом благотворительной помощи. Политическое убежище получил в марте 2005 года.
Андрей Кротов
Российский солдат, в 2000 году дезертировавший из Чечни и прибывший в Великобританию. Служил в военной разведке. Принял решение покинуть часть после того, как «понял, что он будет участвовать в убийствах гражданских лиц». В ноябре 2004 года Лондонский апелляционный суд по вопросам иммиграции удовлетворил его просьбу о предоставлении политического убежища.
Елена Трегубова
Российская журналистка, бывший обозреватель газеты «Коммерсант», автор книг «Байки кремлевского диггера» и «Прощание кремлевского диггера», в которых описала быт и нравы многих известных политиков, в том числе Бориса Ельцина и Владимира Путина. Книги вызвали крайне негативную реакцию, ее отказались печатать все издательства. Трегубова уехала в Германию, затем в Великобританию, а в апреле 2007 года попросила политического убежища, опасаясь возвращаться в Россию, и 2 апреля 2008 года оно было ей предоставлено.
Михаил Гуцериев
Бывший владелец и президент нефтяной компании «РуссНефть», бывший вице-спикер Государственной Думы. В феврале 2007 года был обвинен в уклонении от уплаты налогов, в мае 2007 года — в незаконном предпринимательстве, но в 2009 году часть обвинений была снята. В августе 2007 года был объявлен в федеральный, а затем в международный розыск, заочно арестован и подал властям Великобритании прошение о предоставлении политического убежища. В октябре 2009 года мера пресечения была изменена на подписку о невыезде, а в ноябре прекращен его международный розыск.
Евгений Чичваркин
Бывший совладелец «Евросети», обвиняется в вымогательстве и похищении человека. В 2008 году продал компанию и уехал в Лондон. Дело о его экстрадиции в Россию слушается в магистратском суде лондонского района Вестминстер с 1 декабря 2009 года. Он направил в суд защитное заявление, где указал, что его преследование политически мотивировано и связано с давлением на его бизнес. Публично заявлял, что не собирается пока просить политического убежища.
Источник: «Газета»
Источник: Власти.нет
- 160
- 28.01.2010 10:56
Останні новини
Головне
Киев |
Коментарі до цієї новини: