В Йемене избрана первая в истории женщина-шейх

Читати цю новину російською мовою
В Йемене избрана первая в истории женщина-шейх
Балкис аль-Кавкабани из провинции Махвит к северо-западу от столицы Йемена Саны, обратилась к президенту республики. Соплеменники уже избрали ее местным шейхом, и она расписалась в знании обязанностей шейха.

В Йемене всё экзотика. Эта достаточно крупная страна на юге Аравийского полуострова с её средневековой восточной архитектурой, многообразием природных и климатических зон, несколькими сортами местного кофе мокко и гостеприимным населением, неотъемлемая часть традиционной одежды которого — естественно, одежды мужчин — не только старинный кинжал, но и наш проверенный «калашников», к середине прошедшего десятилетия начала резко набирать очки в мировой индустрии туризма.

Но начался кризис. Возникли внутренние проблемы. Йеменское общество пришло в движение, и, как обычно в таких случаях, выросла роль традиционных шейхов — вождей племён горного Йемена, поскольку именно они выражают коллективные интересы своих вооружённых соплеменников. А те, особенно если шейх представляет большое племя, а тем более союз племён в несколько сотен тысяч человек, придают словам и действиям шейха серьёзный вес.

В школе нас учили, что племена — это что-то первобытно-общинное. Это, конечно, так. Но история Йемена сделала неожиданный поворот. На той самой земле, где в X веке до н. э. существовало процветающее государство царицы Савской, посетившей со своим караваном Иерусалим и поразившей богатством и умом самого царя Соломона, сейчас проживают самые что ни на есть йеменские племена. И их «тойоты» с пулемётами приличного калибра совсем не производят впечатления первобытных.

Понятно, что в таких суровых условиях племенной жизни вождями племён были всегда исключительно мужчины. Исламская традиция также внесла свой вклад: ведь, как сказал пророк, «никогда не преуспеет народ, выбравший своим руководителем женщину» (Бухари, 18). Правда, в истории Йемена были две прославленные женщины-правительницы: уже упомянутая царица Савская, правительница государства Саба со столицей в городе Мариб, которую йеменцы называют по имени — Балкис; и правительница уже исламского времени Арва бинт Ахмад из династии Сулейхидов (XI―XII века н.э.), правившая своим государством более 50 лет! Обеих правительниц йеменские мужчины вспоминают с чувством национальной гордости. Но чтобы женщину сделать шейхом племени — такого ещё не было, потому что быть не могло.

Но, как оказалось, даже экзотике не чужды инновации. На днях одна из йеменских гражданок, Балкис аль-Кавкабани из провинции Махвит к северо-западу от столицы Йемена Саны, обратилась к президенту республики. Соплеменники уже избрали её местным шейхом, и она расписалась в знании обязанностей шейха.

С точки зрения йеменского племенного обычного права, известного как «Правила семидесяти», — а именно оно является основным и строго соблюдаемым в племенных районах горного Йемена — вроде бы этого достаточно. Но шейха Балкис, отдавая должное усилиям президента Салеха по демократизации жизни в стране и активизации роли женщины в этом процессе, попросила главу государства пойти дальше и внести изменения в действующее законодательство, с тем чтобы соответствующий госорган по делам племён имел право присваивать женщинам-йеменкам «степень шейха» (!) и выдавать соответствующее удостоверение шейха. Это соответствует чаяниям йеменских женщин, заявила госпожа шейха.

Новость, размещённая первоначально на одном из йеменских проправительственных новостных порталов «Наба Ньюз», быстро овладела массами. Самой настороженной была реакция соседей Йемена по Аравийскому полуострову, где звание шейха с гордостью носят наследные правители государств. Там расценили предложение йеменской гражданки как странное и не соответствующее фактическим реалиям йеменской жизни.

Йеменцы же восприняли новость более темпераментно. Сторонники большей исламизации выступили против, приведя весь набор соответствующих цитат на тему «Власть не для женщин».

Поборники племенных традиций были конкретнее. Их интересовало, как женщина-шейх будет с полудня до поздней ночи принимать в своём доме соплеменников, сидеть во главе дивана в окружении одних мужчин, жевать с ними кат (листья местного сорного растения, запрещённого к вывозу в другие страны) и решать проблемы, в том числе проблемы войны и мира. Не испугается ли под пулями, когда надо будет примирять столкнувшиеся стороны? И как прикажете называть е ё мужа? Тоже шейх?

И демократический лагерь не остался в стороне. Шейхи и племена воспроизводят отсталость и проблемы. Мало шейхов-мужчин, теперь и женщины хотят быть шейхами! Государству надо все эти племенные пережитки ликвидировать, а местное самоуправление должно осуществляться демократически — старостами или мэрами, как в цивилизованных странах.

Пока же традиционный институт шейхов и их племён продолжает существовать. И напоминать о себе. Как раз в эти дни земляки царицы Савской Балкис, одно из племён провинции Мариб, перекрыли дорогу, по которой значительная часть страны снабжается баллонным газом с находящегося здесь завода при нефтегазовом месторождении. Требовали освободить своих соплеменников, осуждённых за разбой. Государство ответило авиацией, артиллерией и элитными подразделениями президентской гвардии. Были потери с обеих сторон.

Удастся ли шейхе из Махвита утвердиться на этом посту и сделать йеменскую племенную экзотику более человечной? Имя у неё вполне подходящее, как и у царицы Савской — Балкис.

Источник: «Частный корреспондент»

Источник: Власти.нет

  • 369
  • 09.02.2010 20:00

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода