Христианская тематика вдохновила многих режиссеров и актеров, изменив их жизнь

Читати цю новину російською мовою
Христианская тематика вдохновила многих режиссеров и актеров, изменив их жизнь
В светлый праздник Воскресения каждый из нас задумывается о вечных ценностях, о жертве, принесенной человечеству Иисусом Христом. Но многие, соблюдая церковные обряды, зачастую имеют смутное представление о событиях, описанных в Библии…

Однако благодаря произведениям искусства, мы получаем информацию к размышлениям на тему веры. Особенно это касается кинематографа. Давайте попытаемся совершить небольшой экскурс по фильмам, которые призваны не развлекать, а просвещать, пробуждая в нас веру и любовь.

«Евангелие от Матфея» (1964)

Этот кинофильм Пьера Паоло Пазолини — один из самых известных, но и наиболее часто критикуемых. Будучи убежденным коммунистом (а значит, атеистом), итальянский режиссер описывает жизнь Иисуса с марксистско-католической точки зрения. «Если это и была пропаганда, то гениальная», — отмечали рецензенты. В отличие от многих картин на библейские темы, в «Евангелии от Матфея» сделан упор на реалистичность. Будучи ярым почитателем Советского Союза, Пазолини даже планировал пригласить на роль Христа… Евгения Евтушенко. В итоге Спасителя сыграл непрофессиональный актер Энрике Ирацоки — 19-летний студент из Испании. Но Россия все равно осталась в фильме песнями «Ой ты, степь широкая» и «Вы жертвою пали в борьбе роковой».

Картину снимали в итальянском городе Матера. Конечно, логичнее было бы делать это на Святой земле, но Пазолини, побывав там, нашел ее непригодной для съемок и чрезмерно «коммерциализированной».

«Считается, что в «Евангелии от Матфея» режиссер показал Христа как революционера и проповедника равенства, — пишет российский критик Анна Шемякина. — Действительно, в фильме Спаситель выглядит немного безумным, и наиболее пламенная из его речей — призыв против фарисейства. Несмотря на то, что образ Христа в этой ленте выписан на основе библейской истории, музыкой подчеркивается вневременность происходящего. В визуальном плане, напротив, фильм выдержан безупречно относительно первоисточника: пустынная и пыльная природа, аскетичные одеяния, женщины с правильными чертами лица». По сей день «Евангелие от Матфея» считается одной из самых достоверных экранизаций Библии.

«Страсти Христовы» (2004)

В этой киноистории американский режиссер и актер Мэл Гибсон повествует о событиях, непосредственно предшествующих распятию Христа. Фильм начинается с Гефсиманской молитвы, появления дьявола и его диалога со Спасителем и заканчивается сценой, когда тело Иисуса снимают с креста. В прокате картина демонстрировалась с субтитрами (потому что герои говорят на арамейском и латыни), но несмотря на это, сумма кассовых сборов по всему миру составила феноменальную для такого рода фильмов цифру  — более $600 миллионов. Несмотря на то, что многие теологи отмечали  значительное расхождение сюжета ленты с Евангелием, а критики — перебор со сценами жестокости, представители разных конфессий считают фильм нужным и правдивым.

Исполнителю главной роли, Джеймсу Кэвизелу, не пришлось особо усердствовать, чтобы изображать физические мучения Христа — он действительно испытывал боль. Гибсон знал, что ему понадобятся лучшие в мире специалисты по гриму, чтобы сделать сцены бичевания и распятия как можно более реалистичными. Для съемок этих эпизодов Кэвизела ежедневно гримировали в течение семи часов. От многослойного грима его тело покрылось волдырями, так что он даже не мог спать! Крест, который актер  нес на Голгофу, реально весил около 70 кг. Хотя съемки проходили зимой, Джеймс был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог шевелить губами, и его приходилось отогревать.

А во время сцен истязаний Кэвизел дважды познал «прикосновение»  хлыста к обнаженной плоти. Если первый удар лишь свалил его с ног, то   второй вывихнул бедняге кисть. Необъяснимым остался и такой факт:  когда Кэвизела на съемках ударила молния, актер не получил никаких увечий.

Примечательно, что к библейской тематике Гибсон пришел, преодолев благодаря вере алкоголизм и массу других пороков. И когда в 2002 году 21-летняя дочь актера Ханна заявила, что уходит в монастырь, Гибсон улыбнулся сквозь слезы и произнес: «Я счастлив, что ты сделала именно такой выбор».

«Последнее искушение Христа» (1988)

Мартин Скорсезе мечтал поставить фильм по роману греческого писателя Никоса Казанцакиса в течение пятнадцати лет. Его привлекла трактовка евангельской истории как притчи о вечном соперничестве в человеке  земного и божественного. По этой версии обычный плотник из Назарета, призванный Богом, вынужден нести все тяготы своего предназначения. Последним искушением для Иисуса оказалось видение будущей жизни с Марией Магдалиной в том случае, если бы ему удалось избежать распятия на кресте. Компания «Юниверсал» со скрипом выделила на проект $7 млн, и то при условии, что следующий проект Скорсезе будет сугубо коммерческим. Нехватка средств ощущалась во всем — Барбаре Херши (Мария Магдалина) приходилось даже самостоятельно делать себе татуировки.

Картина вызвала негодование как среди католиков, так и православных — в основном из-за вольного изображения Христа то обнаженным на кресте, то предающимся любовным утехам с Магдалиной. Однако Скорсезе на сей раз не искал скандальной славы, поэтому реакция церкви стала для него большим ударом…

Эпиграфом к фильму являются слова Никоса Казанцакиса: «Двойственная сущность Христа — величайшая жажда человека познать Бога, жажда столь человечная и одновременно столь же и нечеловеческая… всегда была для меня непостижимой тайной. С ранней юности моим глубочайшим страданием и источником всех моих радостей и мук была непрекращающаяся и беспощадная битва между духом и плотью…».

Не обошлось и без необъяснимого: в момент проявки пленки обнаружились странные кадры в самом конце фильма, перед титрами. Их не было в сценарии, очевидно, просто камера дала сбой. Но как тут не поверить в божественное вмешательство?

«Остров»: покаяние как панацея

Петра Мамонова, Отказавшегося от роли старца, переубедил… сельский батюшка

В постсоветском кинематографе нет фильмов-экранизаций Евангелия. Однако православные идеи прочитываются во многих лентах, вспомнить хотя бы «Судьбу человека» Сергея Бондарчука или шукшинскую «Калину красную». Настоящим откровением и сенсацией (в хорошем смысле слова!) стала картина Павла Лунгина «Остров».

Во время войны баржу, где работал матрос Анатолий, захватили фашисты. Сначала они заставили парня выдать, а потом и застрелить напарника Тихона. Когда судно взорвалось, Анатолия выбросило на остров, где находился монашеский скит. Прошло тридцать лет, бывший матрос превратился в умудренного старца: он исцеляет больных и провидит будущее. Однако Анатолий не простил себе убийства Тихона, так и не получила покоя его душа. Однажды к нему привозит свою безумную дочь некий адмирал, в котором старец узнает Тихона — оказалось, что тот выжил. Исцелив девушку, отец Анатолий мирно умирает.

«Остров» — это попытка заглянуть вглубь веры, представить публике нового героя, который пошел за Господом до конца. Анатолий добровольно обрекает себя на аскезу, а с посетителями бывает порой грубоват. Однако у этой грубости одна цель — не привязывать к себе людей, показывая им, что исцеление приносит не он, а его вера в Иисуса. Братья-монахи не понимают Анатолия, настоятель постоянно приглашает его жить в теплой келье, но старец отказывается.

Исполнитель роли главного героя Петр Мамонов, как известно, пришел к Богу лишь в 45 лет, после чудовищных запоев и депрессий. Когда Лунгин позвонил ему в деревню и сказал: «Петенька, без тебя не буду снимать», Мамонов ответил: «Не-не, Паш… Что ты! Святого старца?» А потом подумал: а что это он своим помраченным разумом решает? И пошел к сельскому батюшке, который его благословил. «Господь всех принимает и всех прощает, — признался позже актер. — Я натворил много дел всяческих, и мое сердце повернулось ко Христу на 180 градусов, и Господь мне все простил и залил любовью».

Источник: «Вечерние вести»

Источник: Власти.нет

  • 55
  • 04.04.2010 11:47

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода