Политолог: в Киргизии произошел антиамериканский мятеж

Читати цю новину російською мовою
Политолог: в Киргизии произошел антиамериканский мятеж
Скорее всего, главный бенефициар госпереворота в Киргизии будет окончательно выявлен, когда будет решен вопрос по военной базе США на территории республики, и станет ясным состав нового руководства Киргизии.

Нынешние беспорядки в Киргизии могли быть спланированы и спровоцированы Москвой, где росло недовольство президентом Курманбеком Бакиевым из-за его позиции по размещению американских военных баз на территории республики. Такую точку зрения высказала газета The Time. Издание обращает внимание, что накануне российский премьер-министр Владимир Путин, в ответ на заявление его киргизского коллеги, будто «Путин дал «добро» мятежу», решительно отмежевался от любой причастности своей страны к беспорядкам в Киргизии. «Но подстрекал ли Кремль киргизскую оппозицию призвать своих сторонников выйти на улицу или нет – в любом случае Москва сильно выигрывает, а Вашингтон много проигрывает от кровавых беспорядков, последовавших вслед за этим», – пишет The Time.

Газета отмечает, что в течение нескольких лет Кыргызстан жил в ситуации, когда бывшие противники по «холодной войне» усердно тянули его каждый на свою сторону, так что эта не имеющая своих выходов к морю страна нередко становилась центром формирования геополитической стратегии. Американцы прилагают все усилия, чтобы сохранить столь важную для них военную базу на севере Кыргызстана, важнейший пункт на линии снабжения военных формирований США, сражающихся в соседнем Афганистане. А Россия тем временем прибегает к лоббированию с целью выдавить американских военных с территории, которую она по-прежнему рассматривает как свою сферу влияния в пределах бывшего Советского Союза.

Причастна ли Москва к очередной «революции тюльпанов», рассуждают гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

 – Алексей Алексеевич, почему Россия может быть заинтересованной в смене власти в Киргизии?

– Россия в свое время выделила Киргизии безвозмездный грант на 150 млн долларов, который она должна была потрать на стабилизацию экономической ситуации. Помимо этого, республике был выдан льготный кредит на 300 млн долларов, плюс Россия списала 100 млн долларов долгов Киргизии. Однако вместо выполнения обязательств киргизской стороной – в частности, вывода американской базы «Манас» – Курманбек Бакиев начал уходить от выполнения инвестиционных обязательств. Американская база сменила вывеску и стала Центром транзитных перевозок. ООО «Дастан», которое производит оборудование для морских торпед, и должно было, за списание долгов, перейти в распоряжение РФ, в конце концов досталось компаниям, аффилированным с сыном Бакиева Максимом. Кроме того, Бакиев в последнее время рассматривал возможность открытия на территории республики учебного центра США, и переброски военных грузов в Афганистан, а также начал атаку на русскоязычные сайты, которые «подсвечивали» эту ситуацию.

– Словом, основания для того, чтобы Москва была недовольна Бишкеком, были?

– Да. Тем более, несмотря на достигнутые договоренности, инфраструктурным сокращениям подверглись базы России в Киргизии, например, база в Канте.

По данным российских спецслужб, рейдерские захваты российских активов в Киргизии производились тем же сыном Курманбека Бакиева Максимом, который возглавлял Центральное агентство по развитию инвестиций, и имел мощное теневое влияние. Показательно, что Максим сейчас находится в США.

 – Как мы реагировали на лавирование Бакиева?

– Одностороннее изменение обязательств со стороны Курманбека Бакиева мгновенно оформилось в недовольство российского руководства. Владимир Путин подчеркнуто холодно называл его «господином Бакиевым» и говорил, что он наступает на одни и те же грабли.

 – Это говорит «за» версию о возможном вмешательстве РФ?

– В сухом остатке, выявляются две заинтересованные стороны событий в Киргизии – Москва и Вашингтон, – которые стараются подтолкнуть ситуацию в нужном им направлении. Но, судя по всему, США в значительной степени абстрагировались от этой ситуации, позволяя российскому руководству сделать имиджевые ошибки, которые в дальнейшем можно будет использовать для обвинения России во вмешательство в внутренние дела независимого государства. Но, скорее всего, главный бенефициар госпереворота в Киргизии будет окончательно выявлен, когда будет окончательно решен вопрос по военной базе США на территории республики, и станет ясным состав нового руководства Киргизии.

 – Как, кстати, нынешнее временное правительство относится к нам?

– Пока считается, что лидеры оппозиции склонны к сотрудничеству с нами. Налицо факты контактов между новым временным правительством республики и Владимиром Путиным. Кроме того, в прессе появляются признаки того, что оппозиционеры высказывают пророссийские симпатии. Впрочем, данное обстоятельство может носить и провокационный характер.

 – Все же, могла Россия решиться на радикальное смещение Бакиева?

– В принципе, решение киргизских проблем радикальным способом вполне в духе августовских событий 2008 года. Кстати, если это так, такое решение не повлечет за собой осуждение со стороны европейских партнеров Кремля. Со стороны США – конечно, будет осуждено. По первым впечатлениям, в Киргизии произошел антиамериканский мятеж. Ситуация пока крайне неустойчивая, Курманбек Бакиев не намерен пока складывать оружие, что может привести к гражданской войне и даже расколу в стране между севером и югом. Что касается позиции российского руководства, интересен был маневр по выводу Дмитрия Медведева, который в этот момент подписывал договор по СНВ с Бараком Обамой — его вывели из-под удара. Владимир Путин, по сути, принял на себя весь имиджевый негатив ситуации.

Другое мнение

Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:

– Эта версия абсолютно невероятная, как многое, что пишут ведущие западные издания о постсоветском пространстве в последние годы. Ясно, что Москва была недовольна Курманбеком Бакиевым, и это недовольство особенно обострилось в последние полгода, когда он не выполнил своих обязательств по закрытию американской военной базы в аэропорту «Манас». Но главное недовольство было связано не с этим, а с тем, что Бакиев не выполнял обязательства по бизнесу. В частности, в области передачи России предприятия «Дастан», и в части реализации проектов в области энергетики. Предполагалось, напомню, кредитование Россией Киргизии на сумму $1,7 млрд долларов, предназначавшихся на строительство ГЭС «Камбарата-1» – крупнейшей гидростанции в регионе. Дело застопорилось из-за того, что киргизская сторона слишком вольно распоряжалась как первой частью полученных ресурсов, так и подбором подрядчиков. А когда кредитование этого проекта было приостановлено, киргизы решили обратиться в Китай, и привлечь китайцев к модернизации киргизской энергетики, что кардинально расходилось с планами Москвы и тех компаний, которые российская сторона хотела привлечь для работы в энергетическом секторе киргизской экономики.

Именно поэтому Владимир Путин со злорадным оптимизмом отреагировал на падение режима Бакиева. Однако никаких возможностей повлиять на судьбу этого режима, организовать волнения и оппозиционные акции в Киргизии у Кремля не было и нет. «Влияния Москвы», в данном случае – миф, который, впрочем, играет на руку некоторым кремлевским руководителям.

Источник: «Свободная пресса»

Источник: Власти.нет

  • 82
  • 10.04.2010 21:10

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода