Израильские колхозы отмечают 100-летний юбилей
Читати цю новину російською мовоюСамо движение, которое насчитывает сегодня свыше 270 хозяйств, было основано выходцами из Восточной Европы, преимущественно из Белоруссии и Украины и напоминало советские колхозы. Сегодня кибуц очутился на перепутье
Израильские кибуцы – коллективные хозяйства – отмечают в эти дни 100-летний юбилей. В центре торжеств – столетние ровесники кибуцного движения. Их в Израиле пять.
Само движение, которое насчитывает сегодня свыше 270 хозяйств, было основано выходцами из Восточной Европы, преимущественно из Белоруссии и Украины и напоминало советские колхозы.
Сегодня кибуц – самое яркое наследство социализма — очутился на перепутье между преданностью принципам коллективного хозяйства и выживанием в условиях рыночной экономики.
«От каждого по способностям»
Когда-то это называлось идеей еврейского национального возрождения — сионизм с социалистическим лицом. Знакомое в мире слово «кибуц» — аналог советского колхоза, сегодня не только часть истории, но и заметная составляющая экономики современного Израиля.
В первом израильском кибуце Дгания, ставшем центром юбилейных торжеств, с особой гордостью рассказывают об основоположниках всего пролетарско-коммунного движения – 12 молодых переселенцах — двух девушек из десяти парней из Белоруссии и Украины, поселившихся на Восточном берегу Иордана в 1910 году.
Первые кибуцники желали работать и жить по принципам коллективного владения имуществом и средствами производства, не используя наемный труд. «От каждого по способностям, каждому – по потребностям» — под этим лозунгом кибуцы просуществовали почти столетие.
Социалистический рай
В течение многих лет вся прибыль от производства шла в общую кассу, а каждая семья обеспечивалась бесплатным жильем, электричеством и питанием в местных столовых. Они и по прошествии века чем-то напоминают советский общепит.
С годами кибуц стал неотъемлемой частью израильского фольклора. Забавные истории о веселой жизни дружеской коммуны долетали и далеко за пределы Израиля – в 1980-х годах поездки добровольцев в кибуцы приобрели немалую популярность среди немецкой и скандинавской молодежи.
Волонтером в кибуце Кфар-Гилади в начале 1980-х работал и министр экономической помощи и развития Германии Дирк Нибель. В кибуце начиналась карьера многих израильских политиков.
Президент страны Шимон Перес, прибывший на торжества, углубился в ностальгические воспоминания.
«Во время моей юности, — рассказывает израильский президент, — главная идеологическая цель состояла в том, чтобы стать фермерами, членами кибуца. В Израиле в то время шли очень ожесточенные дискуссии: за кем будущее? За социалистами, коммунистами, Советским Союзом или за демократией и свободным миром?»
Крах идеи
Но уже к концу 1980-х экономическое благополучие и идеологический фундамент начали давать первые трещины — кибуцам стало невмоготу выдерживать конкуренцию с частными компаниями. А около десяти лет назад большинство «колхозников» решили вообще отказаться от призрачной социалистической мечты, взяв курс на приватизацию.
Так, в феврале 2007 года после долгих споров пал символ кибуцного движения – Дгания. Секретарь Дгании Шай Шошани, выступавший главным инициатором этого процесса, и ныне убежден, что альтернативы не было.
«Можно сохранить этот миф и все лучшее, что его окружает и даже его развивать, — говорит Шошани — Но чтобы сам этот миф выжил, необходимо было принять радикальное решение».
За приватизацию проголосовало более 80% членов коммуны, решив превратить кибуц в некое подобие акционерного общества.
«Не то, что раньше»
После приватизации члены общины самостоятельно оплачивают коммунальные услуги. В прошлое ушли не только бесплатная столовая и пользование общим автопарком, но и миф об успешном примере коллективного быта.
Дгания — не единственный кибуц, решившийся на радикальные меры. Из 273 коллективных хозяйств уже более половины перешла на рыночные отношения или активно проводят приватизацию. Жительница Дгании Рут Бен-Яаков не без досады отмечает, что после приватизации изменился не только привычный быт, но и традиционная, почти семейная атмосфера общения.
«Иногда мы встречаемся по случаю больших праздников, видимся в столовой, да и то не так часто. Это уже совсем не то, что было раньше», — сетует ветеран кибуца.
Новые времена
Большинство кибуцев постепенно отказываются не только от совместных трапез и общинного воспитания детей, но и от своего главного принципа — делать работу своими руками.
Сегодня намного выгоднее привлекать «гастарбайтеров» с Филиппин, из Таиланда и Румынии. В кибуцах поясняют, что привлечение рабочих мигрантов это вынужденный шаг. Чтобы выжить, многие кибуцы расширяют сферу деятельности – например, обрабатывают алмазы или развивают экспериментальные технологии в области ирригации.
Возрождение или упадок?
Между тем, секретарь кибуцного движения Зеев Шор убежден, что переезд в кибуц вновь становится привлекательным для многих израильских семей, ввиду дороговизны жизни в больших городах. Шор ссылается на статистику, согласно которой 1500 человек за прошедший год пополнили ряды коммуны.
«Думаю, мы видим тенденцию к возвращению, — говорит Зеев Шор. — У нас до сих пор существуют легендарные столовые и коровники. Если уже мы вспомнили о коровах, то свыше 40% всего сельскохозяйственного производства в стране идет от кибуцного движения».
Однако многие из активистов кибуцного движения этого оптимизма не разделяют. Товит Шапира, представительница кибуца Эйн-Шемер уверена, что остановить массовый отток кибуцников в большие города уже невозможно.
«Кибуцы стали уже частью антропологии. Вскоре они так зарастут, что станут археологическими объектами, и тогда впору будет открывать музей истории», — иронизирует Шапира.
Хотя жители израильских кибуцев в настоящее время составляют лишь незначительную часть населения, их влияние на становление израильского государства трудно переоценить.
И даже невзирая на то, что сегодня кибуцное движение переживает не лучшие времена — большинство израильтян убеждены – если бы не кибуцы страна выглядела бы сейчас совсем по-другому.
Источник: Би-Би-Си
Источник: Власти.нет
- 89
- 13.04.2010 16:56
Коментарі до цієї новини: