Флот гешефтмахеров

Читати цю новину російською мовою
Флот гешефтмахеров
После того как Верховная Рада Украины в дыму ратифицировала подписанные президентами Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем соглашения, стало как-то неудобно говорить об этих документах исключительно в бизнес-категориях…

После того как Верховная Рада Украины в дыму ратифицировала подписанные президентами Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем соглашения, стало как-то неудобно говорить об этих документах исключительно в бизнес-категориях.

Для украинской власти подписанные соглашения – свидетельство улучшения отношений с Россией и выполнения социальных обязательств. Для украинской оппозиции – демонстрация предательства и неуважения к национальным интересам. И символ всего этого – для обеих сторон – Черноморский флот.

Флот этот действительно является совершенно уникальным воинским образованием. Все дело в том, что ему… фактически никто в Черном море сегодня не противостоит. У других черноморских стран просто нет серьезных флотов – за полной ненадобностью. Но, конечно же, у стран НАТО есть более чем серьезные флотилии в Средиземном море.

Теоретически говоря, в случае острой необходимости эти флотилии могут перейти из Средиземного моря в Черное через контролируемые Турцией проливы – и противостоять им Черноморский флот будет не в состоянии. Но это из области ненаучной фантастики: никакого военного конфликта между НАТО и Россией просто не предвидится.

У самого факта существования в Севастополе Черноморского флота есть свои основания. Этот флот – настоящий могильщик Российской империи: в этом смысле антиимперски настроенным украинцам стоило бы смотреть на него с благодарностью. Флот готовился к взятию Константинополя: Российская империя хотела контролировать проливы. И нельзя сказать, что флот своей миссии не выполнил. Выполнил, но только Россию заставили уйти.

Зато сама борьба за проливы и крымские войны затребовали такой отдачи сил, средств и стратегических ресурсов, что предопределили развал России в первой же Мировой войне. Флот, впрочем, остался в Севастополе – уже как советский. Но после Второй мировой войны и появления НАТО, фактически контролирующего проливы, его задачи сузились к обслуживанию озера.

Из озерного в условно морской Черноморский флот превратился только после очередного краха надорвавшейся в гонке вооружений империи. Но страны, которые можно условно напугать – Украина и Грузия, выглядят странными мишенями для флота. На территории Украины флот, собственно, и находится – и что бы ни говорили о его раздражающей роли, но не будь флота, его следовало бы выдумать: именно он маскирует несостоятельность так называемых патриотических сил и заставляет их электорат прощать им непрофессионализм, воровство и бездарность. Ну а Грузия – уже пуганая после того, как Тбилиси полностью утратил контроль над Абхазией и Южной Осетией: больше у Грузии отбирать нечего.

Утверждать, что в России этого не понимают, было бы смешно. Понимают. Черноморский флот – объединение полусгнивших кораблей. Корабли, находящиеся на его вооружении, служат уже больше 30 лет, то есть больше максимального срока, отведенного многим военным судам. В результате нынешние корабли к 2015 году, скорее всего, вообще сгниют. Черноморский флот в настоящее время готовит к списанию большой противолодочный корабль «Очаков» и дизельную подлодку Б-380 «Святой князь Георгий», построенную в 1982 году.

В перспективе также планируется списать большой противолодочный корабль «Керчь», госпитальное судно «Енисей», морской транспорт «Тургай», кабельное судно «Сетунь» и морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков». В текущем году никаких новых поступлений не ожидается – да и не нужны они. Возможностей строить новые суда пока что нет из-за предельной загруженности кораблестроительных заводов России иностранными заказами. Теоретически можно использовать верфи Николаева, хотя это тоже вне всякой логики: загружать собственные заводы иностранными заказами, а самим платить в чужой бюджет.

Но, скорее всего, и этого не произойдет: новые суда в Севастополе просто не очень нужны. Разговоры о том, что в состав Черноморского флота войдет авианосец «Мистраль», покупаемый у Франции, – скорее доказательство коррупционной составляющей сделки: «Мистраль» Черноморскому флоту просто не нужен. Можно ли загрузить арендуемые причалы новыми кораблями? Можно. Для этого придется ликвидировать Северный и Балтийский флоты. Стоит ли объяснять, что эти флотилии действительно имеют реальное военное значение?

Фото: Макс Левин

Все остальное про флот – просто обычная ложь, используемая для светомаскировки. Маскировки самой заурядной бизнес-сделки опытных гешефтмахеров. Не хочу здесь вдаваться в подробности энергетической части соглашений, в которых всегда, при всех президентах Украины было двойное дно. Комментарии сторон весьма противоречивы, но ясно, что проигравших в российском и украинском руководстве не будет. Однако россиянам необходимо было объяснить, почему после долгих разговоров о «рыночном» газе было принято политическое решение. Флот – просто замечательное объяснение. На его фоне робкие замечания о том, что Россия якобы дарит украинцам $40 млрд., просто блекнут.

Конечно – если серьезно говорить – никто никому ничего не дарит. При этом российское руководство прекрасно понимает всю временность ситуации. Не случайно Владимир Путин продолжает настаивать на строительстве «Южного потока», объясняя его необходимость именно нестабильностью в Украине – и ничем иным. И «Северный поток» россияне тоже будут строить. Потому что все это – тоже деньги, которые можно оприходовать. Но это деньги, которые еще нужно поднять в виде инвестиций. А вот газовые соглашения с Украиной – это живые деньги. Живехонькие. Гораздо более живые, чем мертвый флот.

 

Источник: Левый берег

  • 35
  • 30.04.2010 15:06

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода