Девушки все чаще носят хиджаб и никаб, однако некоторые просто хотят замуж

Читати цю новину російською мовою
Девушки все чаще носят хиджаб и никаб, однако некоторые просто хотят замуж
Пока власти Таджикистана запрещали женщинам носить хиджаб, в моду все больше входит никаб. Между тем в Узбекистане парни все больше предпочитают жениться на девушках в хиджабах. Однако не всегда тому причиной религиозность.

Пока власти Таджикистана запрещали женщинам носить хиджаб, в моду все больше входит никаб. Между тем в Узбекистане парни все больше предпочитают жениться на девушках в хиджабах. Фото девушек, а так же видео распрастронено в интернете. Однако не всегда тому причиной религиозность.

НИКАБ НА СМЕНУ ХИДЖАБУ

 

В разговоре с репортером Таджикской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио „Свобода“ Фатима сказала, что в течение некоторого времени она изучала ислам и в конечном итоге пришла к выводу, что ношение никаба соответствует её религиозным убеждениям.

„На улице люди смотрят на меня. Некоторые из них называют меня „ниньзя“, но я не забочусь об этом. Потому что это делает мою веру ещё сильнее“, — говорит таджикская девушка.

В прошлом году в Таджикистане количество женщин в никабе значительно возросло. Такая тенденция прослеживается среди девушек-подростков и молодых женщин, проживающих в основном в столице.

Популярность никаба в Таджикистане возрастает, несмотря на частичный запрет, введенный в 2007 году на исламское женское одеяние — хиджаб. В государственных учреждениях, некоторых общественных местах и магазинах ношение хиджаба, который так популярен среди многих таджикских женщин-мусульманок, не разрешается.

Таджикские власти запретили носить хиджаб на том основании, что это одеяние является ненужным, привнесенным из-за рубежа и имеет отрицательные последствия для страны. Некоторые школьницы и студентки, отказавшиеся подчиняться официальным требованиям, были исключены из школ и университетов.

Учительница средней школы в таджикском городе Ходжент, Сурайё Набиева, объясняет дилемму, с которой столкнулись власти Таджикистана. „Мы думали, что хиджаб был крайностью. Теперь есть никаб, в сравнении с которым хиджаб выглядит более умеренным“, — говорит учительница.

ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ

Напомним, что недавно (впервые в Европе) нижняя палата парламента Бельгии одобрила законопроект, запрещающий ношение паранджи в общественных местах. Принятие закона может приравнять ношение паранджи к уголовному преступлению. Аналогичный законопроект собираются разработать и во Франции.

Мусульманка в парандже. Сент-Денис, недалеко от Парижа.
2 апреля 2010 года.

Пока таджикские власти обдумывают эту ситуацию, эксперты утверждают, что общие запреты на одежду не в состоянии сдержать зарубежное религиозное влияние. Кроме того, по их мнению, это может вызвать противоположный эффект.

Многие в Таджикистане, где преобладает мусульманское население, расценивают никаб как элемент арабской культуры, не соответствующий учениям суннитского течения в исламе — ханафии, приверженцами которого являются многие таджикские мусульмане. Отметим, что ханафия не требует от женщины закрывать свое лицо.

Между тем Совет улемов Таджикистана, поддерживаемый государством независимый религиозный орган, обратился к женщинам с просьбой придерживаться национальных традиций и носить таджикский женский костюм, состоящий из красочного платья средней длины и брюк.

Но поскольку влияние религии в таджикском обществе растет, эксперты говорят, что соответственно можно ожидать и роста количества женщин, предпочитающих надевать хиджаб или никаб.

Наблюдатели говорят, что выделение этих верующих и тщательный контроль над ними не приведет к тому, что это как-то уменьшит их веру или остановит их попытку поиска веры вне традиций ханафии.

НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

18-летняя Фатима из Душанбе говорит, что ее решение носить никаб привело к притеснениям со стороны прохожих, которые общаются с ней с подозрением и даже называют иногда ваххабиткой. Термин „ваххабит“ широко используется в Таджикистане.

Бахтиёр Насруллоев, юрист по семейному праву и правам женщин, проводит кампанию по отмене запрета на ношение головных платков в таджикских школах. Он ссылается на негативные аспекты законодательства.

„Запрет нарушает Конституцию Таджикистана в двух направлениях. Во-первых, в соответствии с законом каждый гражданин республики имеет право исповедовать религию по своему выбору. И во-вторых, каждый гражданин имеет право на образование.

Запрет на получение образования этих молодых женщин из-за того, что они носят хиджаб, противоречит законодательству Республики Таджикистан“, — говорит Бахтиёр Насруллоев.

Когда три года назад министерство образования Таджикистана ввело запрет на ношение хиджаба в школах, некоторые эксперты высказывали мнение о том, что такой запрет будет иметь обратный эффект и даже может привести к тому, что женщины-мусульманки будут выбирать более закрытые одеяния, чем хиджаб.

Юрист Бахтиёр Насруллоев утверждает, что запрет хиджаба является просто плохой идеей. За последние два-три года в Таджикистане многие мусульманки были вынуждены снять хиджаб, чтобы учиться в университетах или школах. Но десятки из тех, кто отказались снять хиджаб, были изгнаны из учебных заведений.

Впоследствии это вызвало критику со стороны родителей девушек-мусульманок и религиозных консервативных групп, в том числе Партии исламского возрождения Таджикистана, а также некоторых правозащитников. Они обвиняют министерство образования в нарушении прав граждан. По крайней мере одна из студенток подала в суд на министерство, но ей не удалось выиграть процесс.

ЖЕНЩИН В ХИДЖАБЕ ВСЕ БОЛЬШЕ

Но подобные критические замечания не повлияли на чиновников в сфере образования, они до сих пор запрещают ношение хиджаба. Студентка Таджикского национального университета Ганджина Шарифова 26 апреля этого года была исключена за ношение религиозного одеяния.

„Я всегда следовала запрету, когда находилась в здании университета. И надевала хиджаб только после выхода из здания. Но ректор вуза увидел меня в хиджабе по пути в общежитие“, — говорит таджикская студентка.

Ясно одно, что сторонники и критики ношения хиджаба или никаба сходятся в одном – тенденция ходить в хиджабе имеет устойчивый рост в Таджикистане. Влияние ислама растет среди людей, особенно среди молодого поколения.

Некоторые муллы в Таджикистане говорят, что все больше детей школьного возраста посещают мечеть для вечерней молитвы и проповеди, по сравнению со взрослыми в возрасте за 30–40 лет. Муллы и биби-муллы (в таджикском языке употребляется к муллам-женщинам) считаются наиболее уважаемыми и влиятельными людьми в районах, где проживают.

Многие родители отправляют своих детей к муллам и биби-муллам по крайней мере раз в неделю для изучения Корана и обучения религии. При этом им могут по-разному толковать требования к одежде.

До сих пор ношение никаба наблюдалось в основном в столице страны — Душанбе. Но учительница из Ходжента Сурайё Набиева говорит, что не потребуется много времени для распространения этой тенденции и в другие регионы Таджикистана.

„Мне не нравится никаб. Никто из членов моей семьи и друзей не одобряет это. Но я боюсь, что он становится атрибутом повседневной жизни, и никто, кажется, не в состоянии остановить это“, — сказала таджикская учительница.

ЖЕНИХИ ПРЕДПОЧИТАЮТ НЕВЕСТ В ХИДЖАБЕ

Пока в Таджикистане растет число женщин, предпочитающих носить исламское женское одеяние хиджаб и никаб, в соседнем Узбекистане начался сезон свадеб. И как сообщила Узбекская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио „Свобода“, узбекские парни изъявляют все больше желания жениться на девушках в хиджабах.

28-летний Надыр из Ташкента в скором времени вернется из Южной Кореи на родину. Он говорит, что, вернувшись домой из дальней поездки, планирует жениться.

„Я ищу для себя девушку в хиджабе. В семье характер мужа и жены и их отношение к жизни должны быть одинаковыми. Я сам читаю намаз, и если моя супруга не будет религиозной, то у нас в семье появятся разногласия. Для того чтобы в дальнейшем моя семья не распалась, я ищу для себя девушку в хиджабе“, — говорит Надыр.

24 — летний Анвар также хочет жениться на девушке в хиджабе. Сейчас проживающему в Европе Анвару родители ищут в Ташкенте девушку в хиджабе.

„Я сам очень ревнивый человек и не хочу, чтобы в будущем чужой мужчина смотрел на мою жену. Потому хочу, чтобы моя жена была в хиджабе. Ведь ношение хиджаба является одним из требований в исламе. Душа будет намного спокойней, если жена будет одета в хиджаб. К тому же, она будет воспитывать моих детей по традициям ислама“, — сказал Анвар.

ХИДЖАБ ДЛЯ ЗАМУЖЕСТВА

Жительница Ташкента Дильбар говорит репортеру Узбекской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио „Свобода“, что в последнее время большинство в Узбекистане предпочитает сватать девушек в хиджабе.

„Я сама свидетельница того, как увеличилась потребность к девушкам в хиджабе. Если 14-летняя девочка носит хиджаб, то уже к ней начинают свататься, спрашивать, когда её выдадут замуж. Девушек в хиджабе выдают замуж молоденькими. Например, в моем окружении очень много незамужних девушек, которые не носят хиджаб. По сравнению с девушками в хиджабе, среди тех, кто не носит такое одеяние, много незамужних“, — говорит собеседница из Ташкента.

Как сообщает Узбекская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио „Свобода“, большинство узбекских парней, обучавшихся или работавших за рубежом, предпочитают жениться на девушках в хиджабе.

Жительница Ташкента Дильбар говорит, что именно по этой причине в Ташкенте растет число девушек в хиджабе. По её словам, в большинстве случаев многие из них надевают это одеяние всего лишь для внешней видимости.

Мусульманка в хиджабе на рынке в Ташкенте. 7 октября 2007 года.

„Среди них есть такие, которые надели хиджаб только для того, чтобы выйти замуж. Действительно, здесь распространены разговоры о том, что если девушка наденет хиджаб, то выйдет замуж. Но видя на улице девушку в хиджабе, нельзя думать, что она истинно верующая. Потому что она могла надеть хиджаб только затем, чтобы выйти замуж. Парни ставят условия своим девушкам, что если те наденут хиджаб, то они женятся на них. Я видела девушек, которые говорили: „Мне надоел этот платок. Надеваю его только по требованию семьи“. В последнее время трудно определить, кто из девушек в хиджабе является истинно верующей“, — говорит Дильбар.

Но в то же время нельзя считать, что и все узбекские парни предпочитают связать свою жизнь с девушкой в хиджабе. Проживающий в настоящее время в Праге 26-летний Бахадыр говорит, что его избранница является христианкой.

„Я тоже хотел бы жениться на девушке в хиджабе, но есть и другая сторона –сердце. Несколько лет назад мой отец женился на христианке. Со мной случилась такая же история. Моя избранница — христианка. Сначала я должен объяснить ей религию, про христианство, ислам. В религии нет запретов. Некоторые говорят, что мусульманину нельзя жениться на христианке, еврейке. Это не правильно, им можно жениться. Просто жене нужно объяснить ислам. Если поймет — то поймет, если не поймет — то её нельзя заставлять“, — сказал Бахадыр.

ВЕРУЮЩИЕ ЗА РЕШЕТКОЙ

Стоит отметить, что, несмотря на рост количества женщин в Узбекистане, предпочитающих надевать хиджаб и закрывать лицо никабом, официальный Ташкент в течение нескольких лет борется за искоренение ультраконсервативного мусульманского одеяния, которое стало неотъемлемым атрибутом веры и повседневной жизни в стране.

Последние несколько лет в Узбекистане, считавшемся самой мусульманской страной в Центральной Азии, чрезмерное религиозное рвение не только не поощрялось, но и жестоко каралось властями.

Правозащитники утверждают, что на сегодняшний день за решеткой оказались тысячи последователей нетрадиционных мусульманских организаций, среди которых есть много женщин. Эксперты говорят, что многие из них наказаны просто за то, что следовали консервативным канонам ислама.

Прошел почти год с тех пор, как 18-летняя Фатима из Душанбе начала носить никаб — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз, и достаточно широкое платье, которое скрывает фигуру, чтобы не привлекать напористых взоров мужчин. 

 

Пока власти Таджикистана запрещали женщинам носить хиджаб, в моду все больше входит никаб. Между тем в Узбекистане парни все больше предпочитают жениться на девушках в хиджабах. Однако не всегда тому причиной религиозность.

 

НИКАБ НА СМЕНУ ХИДЖАБУ

 

Прошел почти год с тех пор, как 18-летняя Фатима из Душанбе начала носить никаб — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз, и достаточно широкое платье, которое скрывает фигуру, чтобы не привлекать напористых взоров мужчин.

 

В разговоре с репортером Таджикской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио „Свобода“ Фатима сказала, что в течение некоторого времени она изучала ислам и в конечном итоге пришла к выводу, что ношение никаба соответствует её религиозным убеждениям.

„На улице люди смотрят на меня. Некоторые из них называют меня „ниньзя“, но я не забочусь об этом. Потому что это делает мою веру ещё сильнее“, — говорит таджикская девушка.

В прошлом году в Таджикистане количество женщин в никабе значительно возросло. Такая тенденция прослеживается среди девушек-подростков и молодых женщин, проживающих в основном в столице.

Популярность никаба в Таджикистане возрастает, несмотря на частичный запрет, введенный в 2007 году на исламское женское одеяние — хиджаб. В государственных учреждениях, некоторых общественных местах и магазинах ношение хиджаба, который так популярен среди многих таджикских женщин-мусульманок, не разрешается.

Таджикские власти запретили носить хиджаб на том основании, что это одеяние является ненужным, привнесенным из-за рубежа и имеет отрицательные последствия для страны. Некоторые школьницы и студентки, отказавшиеся подчиняться официальным требованиям, были исключены из школ и университетов.

Учительница средней школы в таджикском городе Ходжент, Сурайё Набиева, объясняет дилемму, с которой столкнулись власти Таджикистана. „Мы думали, что хиджаб был крайностью. Теперь есть никаб, в сравнении с которым хиджаб выглядит более умеренным“, — говорит учительница.

ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ

Напомним, что недавно (впервые в Европе) нижняя палата парламента Бельгии одобрила законопроект, запрещающий ношение паранджи в общественных местах. Принятие закона может приравнять ношение паранджи к уголовному преступлению. Аналогичный законопроект собираются разработать и во Франции.

Мусульманка в парандже. Сент-Денис, недалеко от Парижа.
2 апреля 2010 года.

Пока таджикские власти обдумывают эту ситуацию, эксперты утверждают, что общие запреты на одежду не в состоянии сдержать зарубежное религиозное влияние. Кроме того, по их мнению, это может вызвать противоположный эффект.

Многие в Таджикистане, где преобладает мусульманское население, расценивают никаб как элемент арабской культуры, не соответствующий учениям суннитского течения в исламе — ханафии, приверженцами которого являются многие таджикские мусульмане. Отметим, что ханафия не требует от женщины закрывать свое лицо.

Между тем Совет улемов Таджикистана, поддерживаемый государством независимый религиозный орган, обратился к женщинам с просьбой придерживаться национальных традиций и носить таджикский женский костюм, состоящий из красочного платья средней длины и брюк.

Но поскольку влияние религии в таджикском обществе растет, эксперты говорят, что соответственно можно ожидать и роста количества женщин, предпочитающих надевать хиджаб или никаб.

Наблюдатели говорят, что выделение этих верующих и тщательный контроль над ними не приведет к тому, что это как-то уменьшит их веру или остановит их попытку поиска веры вне традиций ханафии.

НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ

18-летняя Фатима из Душанбе говорит, что ее решение носить никаб привело к притеснениям со стороны прохожих, которые общаются с ней с подозрением и даже называют иногда ваххабиткой. Термин „ваххабит“ широко используется в Таджикистане.

Бахтиёр Насруллоев, юрист по семейному праву и правам женщин, проводит кампанию по отмене запрета на ношение головных платков в таджикских школах. Он ссылается на негативные аспекты законодательства.

„Запрет нарушает Конституцию Таджикистана в двух направлениях. Во-первых, в соответствии с законом каждый гражданин республики имеет право исповедовать религию по своему выбору. И во-вторых, каждый гражданин имеет право на образование.

Запрет на получение образования этих молодых женщин из-за того, что они носят хиджаб, противоречит законодательству Республики Таджикистан“, — говорит Бахтиёр Насруллоев.

Когда три года назад министерство образования Таджикистана ввело запрет на ношение хиджаба в школах, некоторые эксперты высказывали мнение о том, что такой запрет будет иметь обратный эффект и даже может привести к тому, что женщины-мусульманки будут выбирать более закрытые одеяния, чем хиджаб.

Юрист Бахтиёр Насруллоев утверждает, что запрет хиджаба является просто плохой идеей. За последние два-три года в Таджикистане многие мусульманки были вынуждены снять хиджаб, чтобы учиться в университетах или школах. Но десятки из тех, кто отказались снять хиджаб, были изгнаны из учебных заведений.

Впоследствии это вызвало критику со стороны родителей девушек-мусульманок и религиозных консервативных групп, в том числе Партии исламского возрождения Таджикистана, а также некоторых правозащитников. Они обвиняют министерство образования в нарушении прав граждан. По крайней мере одна из студенток подала в суд на министерство, но ей не удалось выиграть процесс.

ЖЕНЩИН В ХИДЖАБЕ ВСЕ БОЛЬШЕ

Но подобные критические замечания не повлияли на чиновников в сфере образования, они до сих пор запрещают ношение хиджаба. Студентка Таджикского национального университета Ганджина Шарифова 26 апреля этого года была исключена за ношение религиозного одеяния.

„Я всегда следовала запрету, когда находилась в здании университета. И надевала хиджаб только после выхода из здания. Но ректор вуза увидел меня в хиджабе по пути в общежитие“, — говорит таджикская студентка.

Ясно одно, что сторонники и критики ношения хиджаба или никаба сходятся в одном – тенденция ходить в хиджабе имеет устойчивый рост в Таджикистане. Влияние ислама растет среди людей, особенно среди молодого поколения.

Некоторые муллы в Таджикистане говорят, что все больше детей школьного возраста посещают мечеть для вечерней молитвы и проповеди, по сравнению со взрослыми в возрасте за 30–40 лет. Муллы и биби-муллы (в таджикском языке употребляется к муллам-женщинам) считаются наиболее уважаемыми и влиятельными людьми в районах, где проживают.

Многие родители отправляют своих детей к муллам и биби-муллам по крайней мере раз в неделю для изучения Корана и обучения религии. При этом им могут по-разному толковать требования к одежде.

До сих пор ношение никаба наблюдалось в основном в столице страны — Душанбе. Но учительница из Ходжента Сурайё Набиева говорит, что не потребуется много времени для распространения этой тенденции и в другие регионы Таджикистана.

„Мне не нравится никаб. Никто из членов моей семьи и друзей не одобряет это. Но я боюсь, что он становится атрибутом повседневной жизни, и никто, кажется, не в состоянии остановить это“, — сказала таджикская учительница.

ЖЕНИХИ ПРЕДПОЧИТАЮТ НЕВЕСТ В ХИДЖАБЕ

Пока в Таджикистане растет число женщин, предпочитающих носить исламское женское одеяние хиджаб и никаб, в соседнем Узбекистане начался сезон свадеб. И как сообщила Узбекская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио „Свобода“, узбекские парни изъявляют все больше желания жениться на девушках в хиджабах.

28-летний Надыр из Ташкента в скором времени вернется из Южной Кореи на родину. Он говорит, что, вернувшись домой из дальней поездки, планирует жениться.

„Я ищу для себя девушку в хиджабе. В семье характер мужа и жены и их отношение к жизни должны быть одинаковыми. Я сам читаю намаз, и если моя супруга не будет религиозной, то у нас в семье появятся разногласия. Для того чтобы в дальнейшем моя семья не распалась, я ищу для себя девушку в хиджабе“, — говорит Надыр.

24 — летний Анвар также хочет жениться на девушке в хиджабе. Сейчас проживающему в Европе Анвару родители ищут в Ташкенте девушку в хиджабе.

„Я сам очень ревнивый человек и не хочу, чтобы в будущем чужой мужчина смотрел на мою жену. Потому хочу, чтобы моя жена была в хиджабе. Ведь ношение хиджаба является одним из требований в исламе. Душа будет намного спокойней, если жена будет одета в хиджаб. К тому же, она будет воспитывать моих детей по традициям ислама“, — сказал Анвар.

ХИДЖАБ ДЛЯ ЗАМУЖЕСТВА

Жительница Ташкента Дильбар говорит репортеру Узбекской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио „Свобода“, что в последнее время большинство в Узбекистане предпочитает сватать девушек в хиджабе.

„Я сама свидетельница того, как увеличилась потребность к девушкам в хиджабе. Если 14-летняя девочка носит хиджаб, то уже к ней начинают свататься, спрашивать, когда её выдадут замуж. Девушек в хиджабе выдают замуж молоденькими. Например, в моем окружении очень много незамужних девушек, которые не носят хиджаб. По сравнению с девушками в хиджабе, среди тех, кто не носит такое одеяние, много незамужних“, — говорит собеседница из Ташкента.

Как сообщает Узбекская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио „Свобода“, большинство узбекских парней, обучавшихся или работавших за рубежом, предпочитают жениться на девушках в хиджабе.

Жительница Ташкента Дильбар говорит, что именно по этой причине в Ташкенте растет число девушек в хиджабе. По её словам, в большинстве случаев многие из них надевают это одеяние всего лишь для внешней видимости.

Мусульманка в хиджабе на рынке в Ташкенте. 7 октября 2007 года.

„Среди них есть такие, которые надели хиджаб только для того, чтобы выйти замуж. Действительно, здесь распространены разговоры о том, что если девушка наденет хиджаб, то выйдет замуж. Но видя на улице девушку в хиджабе, нельзя думать, что она истинно верующая. Потому что она могла надеть хиджаб только затем, чтобы выйти замуж. Парни ставят условия своим девушкам, что если те наденут хиджаб, то они женятся на них. Я видела девушек, которые говорили: „Мне надоел этот платок. Надеваю его только по требованию семьи“. В последнее время трудно определить, кто из девушек в хиджабе является истинно верующей“, — говорит Дильбар.

Но в то же время нельзя считать, что и все узбекские парни предпочитают связать свою жизнь с девушкой в хиджабе. Проживающий в настоящее время в Праге 26-летний Бахадыр говорит, что его избранница является христианкой.

„Я тоже хотел бы жениться на девушке в хиджабе, но есть и другая сторона –сердце. Несколько лет назад мой отец женился на христианке. Со мной случилась такая же история. Моя избранница — христианка. Сначала я должен объяснить ей религию, про христианство, ислам. В религии нет запретов. Некоторые говорят, что мусульманину нельзя жениться на христианке, еврейке. Это не правильно, им можно жениться. Просто жене нужно объяснить ислам. Если поймет — то поймет, если не поймет — то её нельзя заставлять“, — сказал Бахадыр.

ВЕРУЮЩИЕ ЗА РЕШЕТКОЙ

Стоит отметить, что, несмотря на рост количества женщин в Узбекистане, предпочитающих надевать хиджаб и закрывать лицо никабом, официальный Ташкент в течение нескольких лет борется за искоренение ультраконсервативного мусульманского одеяния, которое стало неотъемлемым атрибутом веры и повседневной жизни в стране.

Последние несколько лет в Узбекистане, считавшемся самой мусульманской страной в Центральной Азии, чрезмерное религиозное рвение не только не поощрялось, но и жестоко каралось властями.

Правозащитники утверждают, что на сегодняшний день за решеткой оказались тысячи последователей нетрадиционных мусульманских организаций, среди которых есть много женщин. Эксперты говорят, что многие из них наказаны просто за то, что следовали консервативным канонам ислама.

Дильбегим МАВЛОНИЙ

РАДИО „АЗАТТЫК“,

 

Источник: Власти.нет

  • 1551
  • 17.05.2010 10:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода