Белоруссия-Украина: у кого проблемы?

Читати цю новину російською мовою
Белоруссия-Украина: у кого проблемы?
Прошло совсем немного времени с момента избрания лидера Партии регионов президентом Украины, как разгорелся скандал с соседней Белоруссией. Ситуация интересна еще и тем, что белорусские госСМИ пытаются скандал замять и вообще делают вид…

Прошло совсем немного времени с момента избрания лидера Партии регионов президентом Украины, как разгорелся скандал с соседней Белоруссией. Ситуация интересна еще и тем, что белорусские госСМИ пытаются скандал замять и вообще делают вид, что ничего не происходит.

 

А.Лукашенко был среди тех, кто не стеснялся в выражении теплых чувств по случаю избрания В.Януковича. Белорусское телевидение тщательно осветило все подробности присутствия белорусского лидера на инаугурации в Киеве, неоднократно обращалось к теме улучшения белорусско-украинских отношений и у многих начало складываться идиллическое восприятие двусторонних отношений. Более того: ряд минских комментаторов поспешили заявить о некоем альянсе Киева и Минска в контексте отношений с Российской федерацией.

 

На самом деле ничего подобного не происходит и произойти не могло в силу специфики политических процессов на Украине роли в них лидера Партии регионов. В.Янукович — личность весьма своеобразная, как и политическое кредо возглавляемой им партии.

 

Белорусская сторона имела неосторожность увязать ратификацию договора о границе с долгом украинской стороны, который образовался в смутное время начала 90-х и, по подсчетам белорусской стороны, составляет около 130 млн. долл. США. В то время процветали бартерные сделки, шло становление национальных экономик, переход с «купонов» на национальные валюты и прочие интересные процессы. Украинская экономика была в очень тяжелом положении (как и все «обрубки» централизованной экономической системы СССР) и белорусская сторона решила по-братски помочь соседке … Так и накопился этот долг, ставший скелетом в шкафу не одного украинского премьера. 

 

В силу ряда причин Украина не погасила этот долг перед Белоруссией, а сегодня и вовсе отрицает необходимость платить по счетам. Мол, официальному Киеву нет дела до того, кто у кого и при каких обстоятельствах позаимствовал; партия регионов тогда не была у власти и ответственности за «споры хозяйствующих субъектов» не несет.

 

Республика Беларусь, в свою очередь, блокировала ратификацию белорусско-украинского Договора о государственной границе, который был подписан в 1997 году, но не ратифицирован белорусским парламентом. Зная, что курс на Запад (в частности —  в НАТО и ЕС) увязан с демаркацией госграницы и ратификацией соответствующего договора, официальный Минск считал, что киевские власти рано или поздно сами придут на поклон. Политика администраций Кравчука, Кучмы и Ющенко по форсированию атлантистского курса давала официальном Минску основания считать, что однажды официальный Киев будет вынужден не только в сжатые сроки погасить долг,   но и компенсировать моральный ущерб.

 

И вот теперь, когда В.Янукович сменил на посту вашингтонскую марионетку и взял под личный контроль столь важный для А.Лукашенко транзитный проект наступил час Х. Белорусская сторона напомнила о долге и решила, что с новым украинским президентом дело точно сдвинется с мертвой точки. Однако в ответ услышала следующую смачную тираду представителя Партии регионов в Верховной Раде Леонида Кожара: «То, что это требование Беларуси выходит за пределы договоренностей, мы считаем, не имеет объективного смысла. Украина не будет дотировать белорусскую экономику, если у нее какие-то проблемы»…

 

Добавить к этой квинтэссенции «объективного смысла» что-либо практически невозможно, однако депутат-«регионал» смог: «Я считаю, ценность отношений Украины и Беларуси выходит за вопросы взаимозачетов, которые были после распада СССР. Украина сама по себе очень ценный партнер, и мы говорим, что мы имеем с Беларусью ежегодно больше 4 млрд. долларов товарооборота. Поэтому мы должны заботиться о перспективе, а не думать о прошлом. И сегодня какие-то дополнительные требования с белорусской стороны не выглядят обоснованными. Они не направлены на развитие двухсторонних отношений».

 

Мужественные белорусские чиновники привыкли считать, что выражения типа «сама по себе очень ценный партнер» — явно не из политического лексикона. По всей видимости, белорусский президент (таки дипломированный историк) тоже не смог позаботиться о перспективе иначе, как не подумав о прошлом двусторонних отношений. Поэтому слегка притормозил чисто ритуальную сторону урегулирования пограничного вопроса – передачу «не чужим нам» украинским партнерам ратификационных грамот.

 

Таким образом, формально процедура вступления в силу соглашения о государственной границе не окончена – белорусская сторона «подвесила вопрос», увязав его с признанием и погашением  украинского долга. Совершенно очевидно, кто в Минске принял такое решение. Далее события развивались вполне предсказуемо: В.Янукович отменил назначенную на 28 мая встречу с А.Лукашенко (в Черниговской области) и санкционировал резкий пропагандистский выпад против официального Минска (т.е. против А.Лукашенко лично).

 

Однако, переоценка роли личности в истории (даже в данном частном случае) –уклон в явную эсеровщину. Возьмем формальную сторону вопроса: у кого «какие-то проблемы» — у украинского государства с возвратом долгов или у белорусского?  Важно понимать: «советские» это долги или «незалежницкие» — вопрос третьестепенный. Делая заявления а-la Kojara, правящая Партия регионов фактически расписывается в правовом нигилизме и безответственной политике.

 

Трагедия слабых государств состоит еще и в том, что после мародеров у власти новому правительству достаются авгиевы конюшни государственных долгов – внешних и внутренних. И новой элите не остается ни чего другого, кроме как платить по счетам, оставленным коррупционерами, популистами и им подобными.

 

Почему-то государственный долг перед МВФ, США и т.п. украинскими политиками признаются как долги, а перед Белоруссией – нет. Аргументация отказа не только платить по счетам, но признавать государственный долг в интерпретации видного «регионала» Л. Кожара заслуживает номинации на дарвиновскую премию. Но если бы дело было только в персоне этого депутата…

 

Такое положение вещей – не только результат протестного голосования. Не секрет, что Партия регионов формировалась именно как оппозиция и голосовали за нее не столько потому, что личностные качества ее лидера были на более высоком уровне, нежели у Кучмы или Ющенко или профессионализм руководящего состава этой партии превосходил профессионализм «оранжевых». Вовсе нет.

 

В итоге Украина проголосовала против «плохих «оранжевых» парней», поддержав тех, кто был ни профессиональнее, ни моральнее, ни лучше чем-то «оранжевых» кроме одного нюанса:  «хорошие парни» из Партии регионов были против «оранжевых» и хороши были только тем, что представляли реальную альтернативу на фоне альтернатив эфемерных.

 

Стал ли русский язык вторым государственным? Покончили ли с прославлением бандеровцев? Взяли ли курс на цивилизационную, геополитическую интеграцию с Россией и Белоруссией или сделали хотя бы шаг в сторону Таможенного союза? Ничего этого мы не видим.

 

Зато мы видим отказ платить по счетам. Причем отказ этот выражается в предельно оскорбительной для соседнего государства форме. Видимо, украинские политики соскучились по скандалам и чувствуют определенную безнаказанность, позволяя себе манифестацию «донецкого стиля» в политике.

 

Да, Белоруссия – не Россия, рычагов воздействия на Украину у нее меньше. Но они есть и, видимо, официальный Минск пытается урегулировать конфликт без их применения. И на то есть ряд оснований.

 

Совершенно понятно, что сумма, о которой идет речь – мизерная. От ее уплаты не рухнет украинский бюджет и не вырастут существенно ЗВР Белоруссии. Однако, чрезвычайно резкий тон украинских политиков больше свидетельствует не столько о нищете их казначейства, сколько о кукловоде, который пытается спровоцировать конфликт между двумя соседними славянскими республиками.

 

Ряд наблюдателей успели увидеть в статусе «заказчика» данного конфликта самых разных геополитических игроков. Несомненно, скандал выгоден всем, кроме официального Минска, которому ни как нельзя спровоцировать эскалацию конфликта. Ведь через Одессу пролегает путь эшелона с венесуэльской нефтью на Мозырский НПЗ. А альтернатива этому транспортному коридору – только порты прибалтийских республик. При этом общеизвестно: не только навигация Балтийского моря сложна, но и отношения с Белоруссии с этими членами ЕС (и союзниками США по совместительству).

 

Перед официальным Минском поставлен серьезный вопрос: на кого из стран-соседей, непосредственно граничащих с республикой, можно будет надеяться осенью-зимой 2010 года?

Источник: Империя

  • 33
  • 11.06.2010 09:09

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода