О чем Кабмин договаривается с МВФ?

Читати цю новину російською мовою
О чем Кабмин договаривается с МВФ?
Миссия МВФ продолжает работу в Украине. Теперь чиновники просят одолжить им 19 миллиардов долларов на 2,5 года. Впрочем, получить транш — полбеды. Важнее — распределить средства.

Миссия МВФ продолжает работу в Украине. В повестке дня: обсуждение фискальной политики и стратегии реформирования, в перспективе — выделение очередного транша или новые условия сотрудничества, которые предложил Кабмин Азарова. Теперь чиновники просят одолжить им 19 миллиардов долларов на 2,5 года.

Отечественные эксперты аппетиты правительства оценивают скептически. Говорят, рассчитывать мы можем всего на 1,5-2 миллиарда из уже открытой кредитной линии. И то — не раньше осени. Но и для получения этих денег чиновникам придется постараться, ведь теперь на лояльность МВФ может повлиять и недавний приговор Стокгольмского суда по НАК «Нефтегаз» и «РосУкрЭнерго». «МВФ будет настаивать именно на выполнении ранее выдвинутых условий, в частности, повышении тарифов на газ и электроэнергию для населения, продолжения пенсионной реформы. То есть ничего нового не следует ожидать. Главное, в чем заинтересовано МВФ, это в том, чтобы „Нефтегаз“ не оттягивал на себя дополнительные средства из бюджета, — считает Ильдар Газизуллин, экономист Международного центра перспективных исследований. Международный валютный фонд по отношению в Украине занимает уже не оптимистически-радостную позицию. Такое мнение UBR.UA выразил Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера. Реформы перенесутся на осень из-за того, что местные выборы, судя по всему, панируются в октябре, говорит эксперт: „Проблема отсрочки реформ усиливается проблемами с бюджетом. Уже ни для кого не секрет, что дефицит бюджета может быть в два раза больше, чем официальная цифра в 5,3% ВВП. Проблемы с бюджетом усугубляются тем, что, похоже, до осени НАК „Нафтогаз“ не будет реформирован. Еще существует проблема, связанная с решением Стокгольмского суда о возвращении „Нафтогазом“ денег РосУкрЭнерго – это 2% ВВП“. „Дисбаланс в бюджете и отсутствие сотрудничества с международным фондом – это взаимосвязанные вещи, которые негативно влияют не только на экономическую ситуацию внутри страны, но и на восприятие инвесторами государства как такового. Кроме того, прогнозы мирового роста экономики не очень оптимистичны. А учитывая колоссальную зависимость украинской экономики от мировой коньюктуры, ведь мы 50% ВВП получаем от экспорта, это таит в себе огромное количество рисков. И этих рисков можно было бы избежать в случае проведения реформ“, — отметил Устенко. „Все ждут реформ. Но есть только разговоры. Международный валютный фонд это тоже понимает. И ситуация в фонде меняется с каждым днем – он занимает не оптимистически-радостную, а достаточно консервативную позицию. Фонд не может объяснить своим акционерам – другим странам, почему Украина, которая претендует на помощь и нуждается в деньгах, не хочет урезать затраты, как это делают все остальные страны мира, и даже такая благополучная страна, которая меньше всех претерпела от кризиса, как Германия. Политические циклы есть у всех стран и Украина не является исключением. Следовательно, позиция МВФ будет достаточно жесткой во время переговорного процесса“, — считает эксперт.

Куда пойдут деньги?

Впрочем, получить транш — полбеды. Важнее — распределить средства. В прошлом году Украина направила 5 миллиардов одолженных долларов на покрытие дефицита госбюджета. Аппетиты-2010 не меньше. 56 миллиардов гривен — такова дыра в главном финансовом документе.

„Правительство заинтересовано сейчас в том чтобы покрыть дефицит бюджета, потому что у нас большая нехватка средств, в первую очередь, по Пенсионному фонду и другим государственных расходам, чтобы к возможным осенним выборам все-таки максимально обеспечивать социальные расходы“, — говорит Константин Матвиенко, эксперт корпорации стратегического консалтинга.

„Так как в самом законе о бюджете, дефиците не 57 миллиардов, как декларируется, а на 30 миллиардов больше. Так как одну часть назвали дефицитом, а другу забыли почему-то. Кроме этого, нереальные доходы, как и в прошлом году, около 30 миллиардов. Проблемы газа и так далее, я не хочу в детали вникать. Нельзя считать, что есть люди, которые не умеют читать. И не только я умею читать, а и валютный фонд тоже умеет читать. В валютном фонде есть грамотные специалисты, которые умеют оценить не то, что написано на бумаге, а то, что реально есть. К сожалению, повторится прошлогодняя ситуация, когда на бумаге был дефицит в 31 миллиард, а закончился год — 104 миллиарда, в три раза больше“, — заметил в инетрвью UBR экс-министр финансов Виктор Пинзеник.

Украине негде взять денег на компенсацию дефицита бюджета, считает Пинзеник: „Такую сумму средств взять невозможно, ни на внутреннем рынке, ни на внешнем. Для примера, могу вам сказать, что в прошлом году при дырке в 104 миллиарда, на внутреннем рынке взяли безопасных средств всего 12 мілярдів гривен. Т.е., не имеет из чего взять. А потому, возникает постоянная угроза подключения такого института, безопасного для бюджета, как Национальный Банк Украины. Вот здесь все риски, которые возникают для страны, в том числе для бизнеса“. Хотя украинские чиновники обещают не проедать ссуду. Говорят, на покрытие дефицита госбюджета направят 500 миллионов евро, которые предоставит Евросоюз. Эти деньги уже проголосованы. Плюс — 850 миллионов долларов Всемирного банка. Деньги МВФ обещают отдать НБУ. „Деньги могут быть направлены в два русла. Первое — это покрытие дефицита бюджета, второе — это валютные резервы Национального Банка Украины. Поэтому большая часть денег, которые будут заходить в Украину, будут идти на валютные резервы. То есть они не будут нами проедаться, они будут накапливаться“, — заявил Сергей Тигипко, вице-премьер-министр Украины в интервью украинской службе BBC 19 июня 2010 года.

Проедим, но не всё

Главным контролером средств станет сам кредитор. Имея опыт работы с Украиной, МВФ будет тщательнее относиться к расходованию предоставленных денег. «Решение, куда будет направлен следующий странш, будет зависеть от МВФ в первую очередь, а не от Украины. Есть вероятность того, что часть транша будет направлена в бюджет, но это, конечно, уже не будут такие большие суммы, как в прошлом году, — говорит Елена Билан, главный экономист инвесткомпании. Такого же мнения и Ильдар Газизуллин, который допускает, что на латание дыр в Госбюджете могут направить до 30% транша.

Мирослава Заец, для УБР

Источник: Власти.нет

  • 31
  • 25.06.2010 00:33

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода