Афганистан. Воюют американцы, а победа достанется китайцам

Читати цю новину російською мовою
Афганистан. Воюют американцы, а победа достанется китайцам
Хамид Карзай изо всех сил пытается найти себе покровителя в лице Китая, чтобы заполнить тот вакуум, который оставят после себя американские войска. Конечно, Китай вряд ли пошлёт в Афганистан свои войска, чтобы защищать его. Однако…

«Хорошая армия — плохая армия. Её сильнее ненавидят. Тот, кто умеет побеждать врага, не вступает с ним в схватку», — учил Лао-цзы. Однако похоже, что ни командующий американскими войсками в Афганистане генерал Маккристалл, ни спецпредставитель США по Пакистану и Афганистану Ричард Холбрук Лао-цзы не читали и Востока не понимают. Именно поэтому победа ускользает из их рук и сама просится в руки Пекина.

Мощь воздействия китайского «поучения без слов и воздействия недеянием» можно прочувствовать на примере последнего визита афганского президента Хамида Карзая в Пекин. Он прилетел туда 24 марта этого года, имел продолжительную беседу с председателем КНР Ху Цзиньтао, подписал с ним несколько экономических соглашений и затем встретился с главой Постоянного комитета Национального народного конгресса КНР Ву Бангго. «Я не вижу никаких разногласий между нами по политическим вопросам», — заверил последний Карзая.

Это «поучение без слов» расшифровала правительственная China Daily: она не только отказалась примкнуть к хору осуждения западными СМИ президента Афганистана за коррупцию, непотизм и предвыборные махинации, но и посоветовала Бараку Обаме ещё раз обдумать свою стратегию в регионе. «Афганистан стал наваждением Америки», она не намерена уходить из региона даже после вывода своих войск, отмечает газета. Что плохо согласуется с геополитическими интересами КНР, и Пекин недоволен предусмотренной для него ролью «менее важного» партнёра, на которого пытаются лишь взвалить бремя экономического восстановления Афганистана. Тщательно перечислив пункты разногласий между позициями Пекина и Вашингтона, газета дала совет и собственному правительству: «Китай должен в рамках резолюции ООН предпринять меры, чтобы решить афганский вопрос с помощью таких международных механизмов, как ШОС, Азиатский банк развития и среднеазиатские механизмы развития. ШОС мог бы играть более активную роль, поскольку пять из шести соседей Афганистана являются его членами или наблюдателями». Но особо подчеркнув при этом, что сегодня, «учитывая текущую афганскую ситуацию, миссия ШОС по примирению и восстановлению страны нереалистична».

А ещё через три дня Хамид Карзай отправился на празднование Новруз-байрама в Тегеран — во встрече приняли участие также президенты Ирака и Туркмении Джаляль Талабани и Гурбангулы Бердымухамедов, а также турецкий вице-премьер Джемиль Чичек и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Их приветствовал сам Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Но странность этого празднества заключалась в том, что она состоялась через неделю после самого праздника, ибо, по сведениям «Времени новостей», поначалу Хамид Карзай уклонился от участия в этой встрече, опасаясь, что она примет антизападный характер. Но, побывав в Пекине, видимо, передумал. Вторая странность заключалась в том, что Вашингтон воспринял это «празднество» на редкость болезненно — 30 марта президент США Барак Обама лично прилетел в Кабул с внеплановым визитом, чтобы «пропесочить» Хамида Карзая. «Его задача — заставить президента Карзая понять, что в его второй президентский срок есть определённые вопросы, которым с первого дня не уделялось внимания. К этим вопросам относится система назначения чиновников, основанная на их заслугах, борьба с коррупцией, борьба с наркогруппировками, которые создают существенную экономическую базу для повстанцев», — так обрисовал журналистам миссию своего шефа помощник президента США по национальной безопасности генерал Джеймс Джонс перед вылетом в Кабул. Разве подобный «grilling по-американски» можно назвать «поучением без слов»? Неудивительно, что Хамид Карзай пришёл в бешенство — уже на следующий день он, выступая по национальному телевидению, обвинил участников международной коалиции в попытке лишить его власти и предупредил, что талибы тогда могут превратиться в «силы легитимного национального сопротивления». А ещё через два дня Карзай поклялся, что если давление на него будет продолжаться, он сам примкнёт к «Талибану». И, наконец, 4 апреля шура старейшин Кандагара, на которой он председательствовал, фактически отказала американцам в разрешении провести операцию по зачистке Кандагара, отправив тем самым Вашингтон в нокдаун.

А теперь прокрутим хронологию вперёд — ко дню 13 июня. В этот день произошло сразу три ключевых события. Во-первых, New York Times по подсказке Пентагона опубликовала сенсационную статью об обнаружении в Афганистане минеральных богатств на сумму порядка триллиона долларов (для сравнения: энергоресурсы Каспийского моря, послужившие толчком к «большой игре» на новом Шёлковом пути, были оценены в 4 трлн долларов). Во-вторых, Тегеран и Исламабад подписали окончательное соглашение по проекту строительства газопровода Иран — Пакистан, он вступит в строй в 2014 году. И, наконец, главное: президент Хамид Карзай и шура старейшин дали-таки своё согласие генералу Маккристаллу на проведение операции в Кандагаре. После чего последний тут же объявил об её отсрочке.

На первый взгляд решение весьма странное, учитывая установленный президентом Обамой срок по началу вывода американских войск из Афганистана, у Маккристалла времени в обрез. Дело, однако, в том, что ключ к победе в Афганистане находится в Исламабаде. Представьте себе Пакистан и Афганистан как огромную шахматную доску, объясняет аналитик радио «Свобода». Генерал Стэнли Маккристалл, командующий войсками США и НАТО в Афганистане, и генерал Ашфак Парвез Киани, глава пакистанской армии, сидят у противоположных сторон. И каждый из них ждёт хода соперника. Маккристалл, чтобы начать наступление в Кандагаре, с нетерпением ждёт наступления пакистанской армии в Северном Вазиристане — оттуда талибы Джалалудина Хаккани постоянно делают вылазки в Афганистан. Киани, наоборот, терпеливо ждёт наступления американцев в Кандагаре, чтобы решить для себя, стоит ли ему вообще начинать наступление в Северном Вазиристане. Поскольку если американцы провалятся в Кандагаре так же, как и в Мардже, то боевики Хаккани потребуются Исламабаду для обеспечения своего контроля над Афганистаном после ухода американских войск.

Поэтому параллельно тому, как генералы пытаются пересидеть друг друга за шахматной доской, политики за кулисами этого матча ведут интенсивную торговлю между собой. Ну и, конечно, с талибами — Исламабад сделал ставку на Джалалудина Хаккани, предлагая Кабулу и Вашингтону договариваться о мире именно с ним. Хамид Карзай же ведёт переговоры с Гульбеддином Хекматиаром. Но Вашингтон этому искусу пока не поддаётся — вначале кандагарская операция, а затем переговоры с уже сломленными талибами, настаивает генерал Маккристалл на своём первоначальном плане. Последний раунд этих переговоров прошёл 19 июня, для чего Ричард Холбрук приехал в Пакистан. Иcламабад всё же может начать операцию в Северном Вазиристане, сообщает Asia Times, перед самым приездом Холбрука Пакистан сообщил Вашингтону, что ему требуется военного оборудования на общую сумму в 2,5 млрд долларов. Судя по тому нажиму, который оказывал генерал Маккристалл на Белый дом — его даже вызвали «на ковёр» в Вашингтон за те реплики, которые он и его помощники отпускали в адрес «пораженцев» в администрации президента, — военную помощь для своей операции Исламабад, скорее всего, получит. Даже несмотря на увольнение генерала. Однако дьявол, как известно, прячется в деталях.

Вот одна такая деталь — вышеуказанное решение Исламабада о строительстве газопровода Иран — Пакистан. Речь об этом проекте велась лет пятнадцать, но Вашингтон всегда яростно противился прорыву иранской блокады, лоббируя вместо этого проект строительства трансафганского газопровода TAPI (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия). Однако война в Афганистане спутала Вашингтону все карты: чтобы начать строительство трубопровода, нужен мир. Соответственно, подписание Пакистаном этого соглашения с Ираном более чем красноречиво говорит о том, насколько мало Исламабад верит в успех миссии генерала Маккристалла и в возможность скорого замирения Афганистана. А поскольку ключ к миру в Афганистане находится как раз в Исламабаде, то не стоит и удивляться тому, что Хамид Карзай изо всех сил пытается найти себе покровителя в лице Китая, чтобы заполнить тот вакуум, который оставят после себя американские войска. Конечно, Китай вряд ли пошл ёт в Афганистан свои войска, чтобы защищать его. Однако, будучи давним стратегическим союзником Пакистана, Пекин вполне может выступить посредником или миротворцем между Исламабадом и Кабулом. Кроме того, поддержав в своё время борьбу моджахедов против шурави, а затем признав правительство талибов, Пекин сейчас пользуется и у них большим авторитетом. Это и есть те козыри Китая, которые могут обеспечить ему возможность после ухода американцев «в рамках резолюции ООН решить афганский вопрос с помощью таких международных механизмов, как ШОС, Азиатский банк развития» и другие. Ну а минеральные богатства Афганистана, открытые ещё советскими геологами, послужат ему для этого стимулом и вознаграждением.

 

  • 179
  • 27.06.2010 21:15

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода