Украина-Россия. Кое-что об исторических мифах

Читати цю новину російською мовою
Украина-Россия. Кое-что об исторических мифах
Дискуссия о пользе и вреде исторических мифов ведется давно. Нужны ли они? На мой взгляд, не нужны. Лучше смотреть в глаза неприглядной правде, но получить четкое представление о реальном состоянии дел, чем заниматься самообманом…

Ибо на лжи (пусть даже красивой и привлекательной) ничего прочного построить нельзя.

Хотя существует и иное мнение. Заключается оно в том, что в годину тяжелых поражений, национальных трагедий, упадка и потрясений в обществе определенные исторические мифы помогают поддержать дух народа, укрепить его веру в собственные силы, дать надежду слабым и разуверившимся.

Ну а потом, когда беда пройдет, о мифе можно забыть, переключив внимание публики на что-то другое.

Но если о полезности таких вот «жизнеутверждающих» и «духоукрепляющих» мифов еще можно полемизировать, то никаких споров, наверное, не должны вызывать мифы иного порядка. Те, которые призваны не возвеличивать свой народ, а унижать другие. Такие мифы однозначно вредны.

Между тем, они-то и распространяются сегодня в Украине. Распространяются, к сожалению, в том числе и с помощью «Украинской правды».

В частности, миф о том, что соседняя с нами Россия исторически и не Россия вовсе, а Московия. Что коренные жители ее изначально назывались москвитяне, а наименование «русские» украдено ими у предков современных украинцев. Что к величию Киевской Руси эти самые москвитяне отношения не имеют, а, опять же, нагло присвоили наследие славной Киевской державы, отобрав его у украинцев.

Одним словом, как следует из мифа, живет по соседству с нами народ-вор, давний обидчик наш, коварный и неблагодарный.

Внедрить этот миф в сознание наших соотечественников стремятся многие. К примеру, называющий себя историком Александр Палий, чьи сочинения регулярно публикуются на сайте.

«Как известно, - пишет сей автор в одной из недавних статей   — Россия не называлась никогда Русью. Московия взяла для своего нового имени греческую транскрипцию слова „Русь“, а не само слово „Русь“, потому что тогда в Европе и мире было хорошо известно, что Русь — это Украина.

В Московии эллинизированный термин „Россия“ для обозначения этой страны впервые начала употреблять власть лишь в XV веке, тогда, когда там возникает идея Москвы как „Третьего Рима“, а московские князья начинают претендовать на земли Украины. Окончательно Московия была переименована в Россию согласно царским указам 1713 и 1721 годов».

В вариациях на данную тему господин Палий упражняется уже много лет. Вторят ему и некоторые другие авторы (например, Роман Ревчук или Валерий Степаненко).

Оснований подозревать их всех в сознательной лжи у меня нет. Дело тут, очевидно, в элементарном незнании. Однако незнание это почему-то поощряется, пропагандируется, распространяется.

Вслед за каждой такой статьей появляется множество читательских комментариев в том же духе. Невежество ширится. Русофобия растет. Неужели Украина становится от этого лучше?

Наименование «Русь», первоначально обозначавшее область Среднего Приднепровья, позднее распространилось и на другие земли, заселенные восточными славянами — Галицко-Волынскую, Ростово-Суздальскую, Полоцкую, Смоленскую, Новгородскую…

«Уже с XII века весь край, где и до сих пор расположена наибольшая часть народа малорусского и великорусского, то есть от Карпат до Суздаля и Мурома, называется одинаково — Русь, — отмечал Михаил Драгоманов. — И все имена — „русин“, „русский“, „руський“ и так далее пошли от этого слова…

Мы можем назвать русинами нижегородцев также как и галичан, не отменяя тем тех различий, которые есть между ними. Звали когда-то свою землю москвичи и галичане одинаково — Русь, Русиа, а потом, как стали более перенимать латинские и греческие названия, то Руссиа, а далее — Россия».

В самом деле, в торговых договорах Новгорода (1189) и Смоленска ( 1229) с немецкими городами новгородцы и смоляне называют себя русинами. Русином зовет себя и тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» (1466-1472).

В договорных статьях польского короля Сигизмунда III с московскими боярами об условиях избрания на царский престол польского королевича Владислава (февраль 1610) жители Московского государства тоже именуются русинами, русскими людьми.

Национальные самоназвания «Русь», «русские», «Русская земля» многократно встречаются в литературных памятниках, созданных в Москве, Твери, Суздале, Новгороде — «Повести об убиении Андрея Боголюбского» (XII век), «Повести о разорении Рязани Батыем» (XIII век), «Хождении Новгородца Стефана» (XIV)), «Повести о Шевкале» (XIV), «Задонщине» (XIV), «Житии Сергия Радонежского» (XV) и многих-многих других.

Что касается слов «всея Руси» в титулах московских князей, то это определение впервые появляется в княжение Ивана Калиты (1328-1340).

После польско-литовского завоевания юго-западной части бывшей Киевской Руси и начала возвышения Москвы на северо-востоке в тогдашних документах появляются формулировки «Земля Русская государства Московского» и «Земля Русская государства Литовского». Но и та, и другая — Русская земля.

Летописцы Литовской Руси продолжали числить русскими помимо своих городов и областей также Москву, Тверь, Новгород, а летописцы Московской Руси — Киев, Чернигов, Полоцк.

О народном единстве Юго-Западной и Северо-Восточной Руси продолжали помнить даже спустя столетия после их политического разделения. В 1561 году из Великого княжества Литовского в Москву приехал монах Исайя Камянчанин (уроженец города Каменец-Подольский).

Он просил в царской библиотеке рукописный экземпляр Библии, чтобы, как пишет сам Исайя, издать ее «тиснением печатным» на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому да и рускому московскому да и повсюду всем православным христианам».

Автор Густынской летописи (составленной в первой половине XVII века в Густынском монастыре, близ Прилук) приводит разные современные ему наименования «народа словенского или русского» — Москва, Белая Русь, Волынь, Подолье, Украйна, Подгорье.

«Но, — пишет он далее, — обаче еще и различие есть во именовании волостям, но вестно всем, яко сии все единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».

Русью называли Московское государство и западноевропейские ученые, путешественники, дипломаты. Термин «Московия» ими тоже употреблялся, но лишь как синоним к названию «Русь» или как наименование одной из частей Русской земли.

«Московия — главное государство в Руссии», — сообщал, например, немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486-1566), а польский историк Мартин Бельский ( 1495-1575) писал о «московском или русском народе».

Аналогичную информацию можно найти на старинных географических картах. Территорию Русского государства там обозначают как Руссия (Russia), иногда как Руссия или Московия ( Russia sive Moscovia), а также Руссия, в просторечии Московия ( Russiae, vulgo Moscovia).

Между прочим, московитами некоторые западноевропейские авторы называли и население Юго-Западной Руси (нынешних Украины и Белоруссии).

Как видим, никто тогда не пытался отобрать у предков современных великорусов их русское имя. Как не пытались отобрать его и у предков нынешних украинцев и белорусов.

Безусловно, Украина — это Русь. Но и Россия тоже Русь. Данный факт придется признать, нравится он кому-то или нет. Потому что это правда.

Александр Каревин

  • 54
  • 11.08.2010 02:02

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода