Пожары в России: наказание невиновных и награждение непричастных

Читати цю новину російською мовою
Пожары в России: наказание невиновных и награждение непричастных
В России бушуют пожары. СМИ сообщают: огнем охвачены 17 субъектов федерации. Мобилизованы войска, за последние сутки спасены 242 населенных пункта, три – сгорели. Погибли 40 человек, уничтожено 1257 зданий. 3 августа 2010 года президент…

В России бушуют пожары. СМИ сообщают: огнем охвачены 17 субъектов федерации. Мобилизованы войска, за последние сутки спасены 242 населенных пункта, три – сгорели. Погибли 40 человек, уничтожено 1257 зданий. 3 августа 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев указом объявил режим чрезвычайной ситуации в 7 субъектах федерации — в Московской, Нижегородской, Рязанской, Воронежской, Владимирской областях, а также в Республике Марий Эл и Мордовии.

Чаще всего пожары лета 2010 года сравнивают с пожарами 1972 года, и это заставляет нас провести простейший сравнительный анализ действенной рефлекторики властей. И сравнения, увы, в пользу советской системы. После пожаров 1972 года при советской власти широкомасштабных возгораний больше не было, а торфяные пожары в новейшей истории России, окутавшие мглой Москву, были зафиксированы в 2002 году. С тех пор минуло всего 8 лет.

Есть, безусловно и много общего между традициями совка и современным новоделом «ручного управления». Это традиция была отмечена Александром Зиновьевым в «Зияющих высотах»: „Наказание невиновных и награждение непричастных“, во всем многообразии этого процесса. Артем Попов дал более широкую трактовку закономерности: „Как известно еще со времен Брежнева и Андропова, основными пятью признаками наведения порядка являются: шумиха, неразбериха, поиски виновных, наказание невиновных и награждение непричастных“. На сегодняшний день уже можно отметить особенности процесса наказания и награждения.

Военно-морской флот и пожары

Представьте себе на минутку, что какой-нибудь иностранец спрашивает у россиянина: „А кого наказали в России за разгул пожаров?“ И что он услышит в ответ? Если гражданин окажется честным, то он скажет, что президент Медведев предупредил Главкома ВМФ адмирала Высоцкого о неполном служебном соответствии занимаемой должности. Медведев также уволил начальника тыла ВМФ Сергеева, начальника центральной авиационно-технической базы морской авиации ВМФ РФ полковника Биронта, начальника морской авиации ВМФ Куклева, замначальника авиации ВМФ полковника Рассказова, временно исполняющего обязанности заместителя начальника морской авиации по тылу Манакова, начальника базы №2512, где произошел пожар. Плюс добровольно ушли в отставку ряд глав местного самоуправления в  сгоревших дотла деревнях. Вот собственно и все. И если иностранец, не понимающий особенности российской реальности, спросит: „Неужели в России за тушение пожаров отвечает военно-морской флот? У нас в стране это не так“. Можно ответить, что база ВМФ в Коломне: „она сгорела“. И это правда, но это только часть правды. Российская власть и в ХХI веке свято блюдёт традицию „наказания невиновных“.

Вертикаль власти и уровни ответственности

В ходе поездки в максимально пострадавшую от пожаров Нижегородскую область премьер-министр Владимир Путин обозначил два уровня ответственности. Первый уровень — главы субъектов федерации, которые станут отвечать за порядок расходования выделенных финансовых средств на строительство нового жилья. Второй уровень — главы местного самоуправления, которыми народ очень недоволен. Плюс президент Медведев заявил, что должны уйти руководители лесничеств, которые во время тушения пожаров находились в отпусках.

Многие комментаторы в сети сошлись на том, что не для того создавалась вертикаль власти, чтобы верхи за что-то реально отвечали. Но для нас важно отследить весь процесс „наказания невиновных и награждения непричастных“.

МЧС и губернии

8 августа 2010 года глава МЧС раскритиковал руководство Нижегородской области.  В ходе селекторного совещания С.Шойгу заявил, что это единственный регион, где число пожаров не сокращается. По словам Шойгу, сейчас в Нижегородской области огнём охвачены 150 тысяч гектаров, это 80 процентов от бушующих в России пожаров. Так кто виноват – Щойгу или Шанцев, что горят леса в Нижегородской области?

Рассмотрим ситуацию с точки зрения российского законодательства. Существует „Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий“. Данное положение утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868. В разделе II положения „Основные задачи МЧС России“ зафиксировано следующее: „Осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров…“

В разделе III положения „Основные функции МЧС России“  зафиксировано: „МЧС организует деятельность пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, авиации и других сил МЧС России… предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России…“

В разделе V положения „Организация деятельности МЧС России“  зафиксировано:

„МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации

Права и обязанности министра – это 37 важнейших пунктов закона. Приведем ключевые положения.

 Министр:

·       несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МЧС России задач и функций

·       осуществляет в установленном порядке прием граждан Российской Федерации на военную службу в войска гражданской обороны по контракту, на службу в Государственную противопожарную службу, на работу в МЧС России; назначает на должность и освобождает от должности военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России; увольняет с военной службы (службы) военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы и работников МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также определяет соответствующие полномочия должностных лиц МЧС России

·       утверждает в установленном порядке уставы (положения) организаций, находящихся в ведении МЧС России, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает и расторгает с ними трудовые договоры (контракты), а также вносит в договоры (контракты) изменения

·       организует работу МЧС России, руководит деятельностью Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательных и иных формирований и осуществляет управление войсками гражданской обороны

·       принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов и организаций, находящихся в ведении МЧС России, определяет их структуру и штатное расписание, устанавливает нормативы их штатной численности“

В Уставе Нижегородской области слов „пожар“ и „МЧС“ обнаружить не удалось. Более того, если всё противопожарное хозяйство в федеральном ведении, то есть, в ведении Шойгу, то в соответствии с новым „лесным кодексом“ сохранность леса находится в компетенции местного самоуправления. То есть, глав субъектов федерации в число виновных затолкать трудно, практически невозможно, но очень хочется. Так почему Шойгу обозначил „крайним“ губернатора Нижегородской области Шанцева, а президент Медведев поехал в Марий-Эл, чтобы „грудью прикрыть“ одного из своих любимцев Маркелова?

Дело принципа или Лужков vs Громов

Для того чтобы ответить на данный вопрос необходимо выяснить, кто с точки зрения Интернет-обывателей виноват в пожарах.  Даже поверхностного взгляда достаточно для обнаружения ряд несоответствий. Торфяники горят в Московской области, а фамилию Громов в списке потенциальных „козлов отпущения“ найти невозможно. Зато фамилия Лужков склоняется беспрерывно. Причем, является очевидным, что антилужковская кампания носит явно заказной характер.  Для того чтобы убедиться в этом, приведем два анекдота.

 

„Разогнать все тучи над Москвой, это как выщипать все волосы на голове, новые могут долго не вырасти“ – с опозданием понял Юрий Михайлович.

 

 — Где Юрий Михайлович?

 — Ездит по миру – уговаривает разогнанные тучи вернуться в Москву.

 

А что делает губернатор Московской области Громов? 27 июля 2010 года Борис Громов выступил с предложением разработать федеральную целевую программу обводнения торфяных разработок для нормализации пожароопасной обстановки в Подмосковье: „Мы в прошлом году начали проработку вопроса об обводнении торфяных разработок, но финансовый кризис приостановил работу. Я убежден, что обводнение — один из основных способов справиться с пожароопасной ситуацией“. Главная проблема, по мнению Громова, – это отсутствие денег. По словам Громова, только на Шатурский район Московской области потребуется 4,5 миллиарда рублей, а таких пожароопасных районов в Московской области пять. Он также отметил, что основная проблема с горением торфяных разработок связана с тем, что собственники бросили их из-за банкротства торфопредприятий.

Из выступления Громова можно найти ответ, почему торфяники Московской области вновь горят, как и в 2002 году: „Часть программы мы уже выполнили в 2003 году и какую-то часть торфяников сумели обводнить“. Почему программа обводнения торфяников не работала уже в 2004-м и в последующих докризисных годах, понять невозможно. Как и то, почему соответствующая программа только начала разрабатываться в 2009 году. Для нас сегодня важно осознать, что формат „Лужков – плохой, а Громов – хороший“ искусственно поддерживается из-за жесткого следования принципу – „наказание невиновных“. И можно не сомневаться, что Громов извлечет колоссальную выгоду, в рамках освоения финансовых ресурсов новой федеральной программы по обводнению торфяников. И никто не спросит: „А что ты делал 8 лет после пожаров 2002 года?“, так как виновные не могут быть наказаны по определению.  

„Ложь это все…“

А.Угланов и К.Гурдин фокусируют внимание на открытых фальсификациях данных со стороны МЧС: „В Иркутской области местное отделение МЧС занизило данные о пожарах… в 10 раз. Если верить сводкам ведомства, с начала летнего сезона огонь прошел площадь 10,5 тыс. гектаров. Вот только, когда развеялся дым и появились первые четкие космические снимки, стало ясно – реальная площадь гарей в Приангарье превышает 100 тыс. гектаров. Только в окрестностях крупнейших городов – Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского – выгорело 70 тыс. га леса… в Республике Марий Эл, чтобы не пугать население, легким росчерком пера площадь пожаров уменьшили с реальных восьми до бумажных 2,5 тыс. гектаров. Там же прохлопали очень крупный пожар на Кокшайском тракте, из-за чего огонь успел распространиться на огромную площадь. Но местное отделение МЧС не растерялось – объявило, будто пожар начался на сутки позже. Зачем это нужно? „Если считать, что пожар возник 27 июня, то вроде как все действовали хорошо – огонь быстро заметили, оценили опасность, эвакуировали людей. Если же считать, что пожар возник 26 июня – а это достоверно известно из разных источников, – тогда вырисовывается другая картина. Пожар прозевали, в результате возникла чрезвычайная ситуация, причем прямо рядом с федеральной трассой“, – объясняет представитель Гринпис России“. (Более подробно здесь — http://www.argumenti.ru/society/n249/71127)

Для чего нужны фальсификации? Для того, чтобы уйти от ответственности. Если „наказание невиновных“ в России еще в разгаре, то о попадании в число „непричастных“ счастливчиков необходимо позаботиться заранее. В сети Интернет можно найти множество ехидных реплик о том, что „Шойгу никогда не сгорит на работе“, и неизбежном „награждении Сергея Шойгу второй звездой России“, и забавные стишки:

„Гори, гори Шойгу звезда.

Звезда ты восьмизвездая.

Сгорим все мы, а над Россиею

Гори, пылай Шойгу звезда“.

Отдельные индивиды заглядывают в далекое будущее: „Медведев решил переименовать милицию в полицию, а скоро, чтобы угодить китайцам, будут менять фамилии несгораемым министрам. И Шойгу станет Гуй Шо“.     

   Внешний вызов или системный сбой?

Как отмечалось выше, цикл торфяных пожаров в Подмосковье – 8 лет. Давайте представим, что произошел глобальный природный сбой, и аномально высокая температура в России теперь будет каждые три-четыре года. В рамках данного видения крайне важен анализ действенной рефлекторики федеральных властей.  

Обозреватель Т.Становая отметила следующее: «3 августа премьер-министр Владимир Путин сравнил пожары с набегами печенегов, половцев, рыцарей и даже Великой Отечественной войной. „Россия все выстояла, все пережила. Конечно, сейчас тоже испытание, оно не носит глобального характера – это не какое-то нашествие, но это испытание и, конечно, мы его преодолеем, если будем работать слажено, консолидировано и эффективно“, — сказал Путин. Эта логика показывает, что власть воспринимает бедствие, прежде всего, как проблему внешнего характера, а далеко не как признак внутренней несостоятельности, наличия системных сбоев в управлении, в принятии решений на среднем и низком уровне. Собственно, в отсутствии системы и институтов принятия и реализации государственных решений. На смену институтам прочно пришло „ручное управление“.

Т.Становая корректно презентовала интегральное мнение российского экспертного сообщества. Представляется, что экспертное сообщество столкнулось с некой аллюзией, которая требует осмысления. Экспертное сообщество исходит из общей выгоды власти в аспекте самозащиты и самосохранения, а необходимо исходить из локальных выгод ключевых представителей российской власти. Приведем пример.

Борис Громов прекратил обводнение торфяников в 2004 году, так как выделенные федеральной властью средства закончились, а беднейшая Московская область не может себе позволить реализовывать дорогостоящие проекты за счет своего бюджета. Сегодня торфяники вновь горят, и с точки зрения задыхающихся москвичей, Громов не прав. И они ошибаются. Если бы Громов обводнил все торфяники в Московской области, разве мог бы он рассчитывать на 20-25 миллиардов рублей, которые упадут в его казну в ближайшее время? Вот в этом то и заключается системный сбой.   

Многие представители российского экспертного сообщества заметно активизировались в сети, несмотря на жару и тлетворное влияние пожаров. Последний раз аналогичный процесс наблюдался в ходе мирового кризиса, когда у многих аналитиков возникла иллюзия личной востребованности. Но, увы, „умнейшие и компетентнейшие“ не нужны нынешней федеральной власти. Власть рефлективна и сиюминутна. Она решает текущие проблемы. Да и что в состоянии донести до федеральной власти интеллектуалы? Что власть пожинает плоды своих прежних решений?

Иллюзии аналитиков и интеллектуалов скоро развеются как дым. Предстоящие осенние выборы, которые пройдут почти по всей России, продемонстрируют, что при 30-35 явке итоги голосования за партии практически ничем не будут отличаться от итогов прежних выборов. Электорально активная часть народа все также уважительно относиться к партии „Единая Россия“. И дым Отечества им сладок и приятен. Вот только число запросов в YANDEX на слово „революция“ все нарастает и нарастает — http://wordstat.yandex.ru/?cmd=maps&scmd=abs&map=russia&text=%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F

  • 198
  • 11.08.2010 22:53

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода