Шииты и сунниты — заклятые единоверцы

Читати цю новину російською мовою
Шииты и сунниты — заклятые единоверцы
Исламский мир условно делится на суннитов и шиитов. Последние, несмотря на малочисленность (они составляют всего лишь 10 процентов от общего числа мусульман), сегодня вс ё чаще дают о себе знать.

Иран с его амбициозной ядерной программой, Азербайджан, заявляющий свои амбиции на Каспии и стремящийся получить под свой контроль Нагорный Карабах, а также Йемен и Ливан — вот далеко не полный перечень государств, входящих в зону интересов шиитских «возмутителей спокойствия».

Кто же это такие? Что они значат сегодня в арабо-мусульманском мире? Об этом рассказал эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

— Шииты действительно играют все более заметную роль. Несмотря на  сравнительную малочисленность, их нельзя игнорировать и сбрасывать со счетов. Хотя бы потому, что в таких странах как Иран, Ирак, Азербайджан, Бахрейн, Катар они составляют большинство населения. Шииты есть в Таджикистане, Афганистане и Ливане. Влиятельные шиитские общины имеются также в странах Персидского залива, включая Йемен и Саудовскую Аравию.

Особенно активны шииты сегодня в Йемене и Ливане. Что касается последнего, то здесь огромную роль играет шиитское движение «Хизбалла», чьи бойцы четыре года назад напали на израильский патруль и тем самым спровоцировали Вторую Ливанскую войну. Ведь Израиль тогда именно этот повод использовал для начала бомбардировок Ливана.

Как показывает пример с «Хизбаллой», шииты, несмотря на свою сравнительную малочисленность, зачастую играют важнейшую роль в жизни своей страны. Это не случайно, ведь в отличие от суннитов они гораздо более организованны. В том же Ливане есть и другая мощная шиитская организация — «Амаль».

Впрочем, такое влияние шииты имеют далеко не везде. Например, им не удалось стать организованной силой в том же Афганистане. В этой стране шиизм исповедуют, по сути, лишь часть таджиков и такое национальное меньшинство как хазарейцы. В силу своей малочисленности они просто не могут сыграть заметной роли. И это притом, что во времена талибов местные шииты подвергались геноциду.

Можно отметить, что шиитам редко где удавалось придти к власти. Исключение — Сирия. Ситуация там вообще уникальная: будучи религиозным меньшинством, местные шииты, представленные алавитской ветвью, находятся у власти и правят суннитским большинством.

Активность шиитов во многом связана с тем, что в прежние времена они подвергалось гонениям со стороны суннитов, а сейчас подняли голову. Именно их представители в ряде стран, включая Йемен, ведут вооруженную борьбу против центрального правительства.

 — В чем суть суннитско-шиитских противоречий?

— Она состоит в том, что, в отличие от суннитов, шииты считают равнозначными пророка Мухаммеда и его зятя  (одновременно двоюродного брата) Али. За это сунниты считают их еретиками, называли и подчас продолжают называть «язычниками» и «отщепенцами». Это обусловлено предыдущим ходом истории.

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году среди его последователей начались распри относительно того, кто станет преемником. Меньшинство хотело видеть в этом качестве его родственников. И избрало имамом двоюродного брата Мухаммеда — Али. Этих людей стали называть «Шиит Али» или «сторонники имама Али». Однако большинство считало, что лидера — халифа — следует избирать всей общиной.

Кроме того, в отличие от суннитов, у шиитов имам — не просто ведущий молитвы, а сакральная каноническая фигура. И еще: они ожидают прихода скрытого имама, провозвестника скорого конца света, последнего преемника Пророка Мухаммеда, своего рода мессию. И здесь еще одно их отличие от суннитского большинства.

Различия между шиитским и суннитским исламом видны по всем аспектам мусульманского права. Они влияют на государственные законы, особенно те из них, что касаются семьи и общества.

Отношения между двумя общинами подчас напряженные. Это обусловлено самой историей. Ведь еще в 680 году в Кербеле в Ираке сунниты убили сына имама Али — Хуссейна, что еще больше обострило суннитско-шиитские противоречия.

Там, где правят шииты, сунниты нередко притесняются и наоборот. Противоречия между представителями этих общин зачастую настолько остры, что не дают объединиться перед лицом даже общего врага. В том же Ираке суннитские отряды уничтожают шиитов, те отвечают им террором. Если первые устраивают взрывы в шиитских кварталах, то вторые просто режут религиозных соперников по углам.

Что касается толерантности, то нетерпимы друг к другу и те, и другие. Но представителей других религий (прежде всего, христиан) сурово подавляют и суннитские, и шиитские руководители.

— Почему за исключением Ирана и Азербайджана шииты не живут компактно?

— Причина того, что они в основном разбросаны небольшими общинами по огромной территории на расстоянии тысяч километров и редко где живут компактно — гражданская война в седьмом веке между самими арабами. После этих событий шииты расселились по разным областям бывшего Арабского халифата.

— Как случилось так, что большую часть шиитов составляют не арабы, а представители других народностей — персы и азербайджанцы?

— Это объясняется историей. Во времена Арабского халифата некоторые неарабы (например, персы) приняли шиизм. Тогда это было формой протеста против суннитско-арабского гнета.

— Одно из объяснений «нестабильности» шиитов — влияние Ирана. Насколько оно велико?

— Не следует преувеличивать его масштабы. Тегеран  активно пытается использовать шиитов с момента Исламской революции в Иране 1979 года. Зачастую у него это получается, если посмотреть на Йемен или Ливан. Йеменские повстанцы-шииты, равно как и ливанская «Хизбалла», находятся под мощным влиянием Ирана, которому подчас удается играть на суннито-шиитских противоречиях внутри арабов.

Однако это происходит не всегда и не везде. Вспомним ирано-иракскую войну 1980 — 88 гг., во время которой Исламская Республика пыталась использовать шиитское большинство в своих интересах. Однако это не удалось. В Тегеране тогда не учли, что, иракские арабы (неважно: сунниты или шииты) придерживаются арабской идеи.  Поэтому большинство шиитов оказалось на стороне Саддама Хусейна в той войне против персов.

Так что не всегда для шиитов религия оказывается важнее национальной принадлежности.

Источник: Правда.Ру

  • 178
  • 23.08.2010 15:55

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода