Печерский суд над Оранжевой революцией

Читати цю новину російською мовою
Печерский суд над Оранжевой революцией
Изюминкой заседания Печерского суда 17 августа в «газовом» деле экс-премьера Юлии Тимошенко стало появление в суде экс-президента Виктора Ющенко.

 Приход бывшего героя Майдана в качестве свидетеля по делу еще одного бывшего героя ждали еще с начала августа. Однако, тот до последнего отпирался, ссылаясь на собственный отпуск. О самом ярком дне судебного разбирательства над Тимошенко написал Юрий Онишкив в издании Kyiv Post

В конце концов, когда к его экс-подчиненному — бывшему уполномоченному президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдану Соколовскому — применили силовой привод, то экс-гарант, очевидно, не стал испытывать судьбу и появился в суд в тот же день.

Многие считали, что эта очная ставка между двумя экс-соратниками если не окончательно выяснит остатки неизвестных обстоятельствах в заключении прямых газовых соглашений с Россией, то совершит в этом направлении значительный прогресс.

Тимошенко пожалела Ющенко

Однако, двухчасовые показания экс-президента в суде совсем не оправдали ожидания. Он сказал мало нового, а, по словам адвоката Тимошенко Юрия Сухого, по сути дела — «газовых» директив — тот вообще ничего не сообщил.

В зале суда соратники Тимошенко встретили экс-президента с негодованием, каким днем ​​ранее угостили  министра топлива и энергетики Юрия Бойко. Зато сама Тимошенко на него не обращала внимания и не бросала в его адрес каких-либо обвинений, как это часто бывало во время допроса других свидетелей.

К тому же последняя публичная встреча Тимошенко и Ющенко состоялась 23 марта 2009 года, когда они снова как одна команда прибыли в Брюссель на международную конференцию по модернизации украинской газотранспортной системы.

В своих свободных показаниях Ющенко начал с того, что в течение 2008 году переговоры по новому газовому договору между Украиной и Россией шли очень вяло. По его словам, 28 декабря 2008 тогдашний руководитель «Нафтогаза» Олег Дубина доложил Ющенко о том, что у него с руководителем «Газпрома» есть техническая договоренность о цене на российский газ для Украины в $ 250 за тысячу кубометров и на ставку транзита российского газа по украинской территории в $ 1,7 за прокачку 1000 кубометров газа на сто километров. В 2008 году цена российского газа для Украины была $ 179,4.

По словам Дубины, эти условия еще не были окончательными и их нужно согласовать с российским премьером Владимиром Путиным. Ющенко отметил, что поручил Дубине попробовать еще снизить цену на газ до $ 235, а если не удастся, то соглашаться на те условия, которые есть. В конце концов, Путин готов был согласиться на $ 250 за кубометр газа и на $ 1,7 транзитной ставки, но такие условия на переговорах с Путиным не одобрила Тимошенко.

По словам экс-президента, это не было трагедией, ведь Украине хватало газа для собственных нужд еще на несколько месяцев. 18 января 2009 Ющенко встретился с Миреком Тополанеком, премьером Чехии, которая тогда председательствовала в Евросоюзе.

По словам украинского экс-президента, чешский премьер поддержал его идею о трехсторонней Украино-российско-европейской конференции по урегулированию газового кризиса. Так, Ющенко надеялся с помощью европейцев договориться о выгодных цену на российский газ для Украины. На следующий день эту идею Ющенко уже якобы поддержали чиновники в Лондоне. Однако, все перебило подписание в тот же день в Москве действующих сейчас газовых контрактов между «Нафтогазом» и «Газпромом».

Здесь интересен еще один момент. Сам Дубина в суде отмечал, что Ющенко в декабре 2008 года в определенный момент отозвал его с переговоров в Москве. Сам же Ющенко во время дачи показаний в Печерском суде отрицал это, объяснив, что у него даже нет таких полномочий.

Очевидно, что кто-то из них двоих в суде высказал то, что у юристов называется «заведомо ложными показаниями», а попросту — вранье. Впрочем, кто в данном случае слукавил — вопрос открытый.

Ющенко в печерском судеВопросы к Ющенко от защиты и обвинения прояснили немного. О директивах на газовые переговоры он ничего не сказал. Защита начал спрашивать об условиях введения «РосУкрЭнерго» на украинский газовый рынок, но экс-президент и тут ничего не добавил, объяснив, что президент такими договорами не занимается.

Основной перепалки ожидали во время вопросов Тимошенко к Ющенко. Но экс-премьер сразу сказала, что не будет ставить вопрос экс-президенту. «Я не буду задавать вопросы, я не хочу, чтобы здесь судили Оранжевую революцию. Я не хочу, чтобы здесь было выяснение отношений между президентом и премьером, которые бок о бок выходили в 2004 на Майдан, — пояснила Тимошенко и добавила. — Я хочу, чтобы то, что сказал Виктор Андреевич, осталось на его совести. Я не хочу задавать вопросы, чтобы не радовать прокуроров «.

После этого от присутствующих соратников Тимошенко послышался неодобрительный гул. „Подонок“, — выделился возгласом в бок Ющенко нардеп-бютовец Михаил Косив. Депутата тут же попросили покинуть зал заседаний, а он не сопротивлялся.

Уже после дачи показаний в суде Ющенко сообщил журналистам о том, что для выяснения истины по делу необходимо также привлечь к процессу российскую сторону. Прокуроры сразу сказали, что в этом нет необходимости.

Следующий свидетель — Соколовский — сообщил в суде, что Тимошенко имела право давать указания на переговоры главе „Нафтогаза“ — позиция, которой придерживается защита.

Договоры „Нафтогаза“ и письмо Пшонки

После Соколовского должен был состояться допрос последнего свидетеля — экс-руководителя службы премьера Тимошенко и ее помощника Михаила Ливинского. Однако, неладное началось сразу, когда свидетель попытался привлечь своим защитником нардепа-бютовца Сергея Власенко, который ранее был защитником Тимошенко.

Судья Киреев тут же отклонил кандидатуру Власенко и попытался сразу приступить к показаниям свидетеля. Замечание о том, что свидетель также имеет право на защиту, не производили на судью впечатления. По словам судьи, Ливинский имел возможность найти себе защитника, но нашел не того.

В определенный момент и защита, и обвинение высказывались за то, чтобы дать время свидетелю время, чтобы подыскать другого защитника. Но судья был неумолим. „Свидетель, суд просит вас предоставить свободные показания“, — продолжал гнуть свою линию Киреев.

„Ты смотри, Киреев вышел из-под контроля — не слушается прокуроров“, — прокомментировал очередной отказ судьи в предоставлении Ливинского возможности привлечь защитника нардеп от БЮТ Андрей Шкиль, который присутствовал в зале суда. Ранее же Киреев часто поддерживал ту линию, которую отстаивали прокуроры.

После перерыва судья решил провести допрос Тимошенко. Защита попросила перерыв до понедельника, чтобы должным образом подготовиться. Прокуроры были против, что вызвало ожидаемую реакцию подсудимой. „Вы хотя бы чисто по-человечески вдумайтесь в то, что вы говорите. Хочу сказать, что всему есть предел, в том числе и прокурорской наглости“, — отметила Тимошенко то, что из-за ежедневных походов в суд вообще нет времени основательно подготовиться к допросу. Допрос подзащитной таки отложили, но лишь до 14:00 18 августа.

Между тем, адвокат Тимошенко в очередной раз заявил ходатайство об освобождении своей подзащитной из-под ареста. Мол, это позволит защите быстрее готовиться к суду. Но данное ходатайство, похоже, просто было забыто в общей дискуссии о допросе Тимошенко и решение по этому Киреев так и не произнес.

Кроме того, защита также просила истребовать ряд документов, в частности относительно газовых контрактов и других документов по поставкам газа, экспертные оценки и бухгалтерские документы Нафтогаза. Прокуроры не возражали категорически против этого, однако не давали добро, чтобы приобщить эти документы к делу сейчас, отмечая, что это можно будет сделать позже.

Киреев вновь не прислушался к позиции прокуроров и все же частично удовлетворил данное ходатайство защиты, позволив вытребовать на данном этапе контракты между „Нафтогазом“ и „Газпромом“ от 2002 года, приложения к ним с 2003 по 2008 годы, контракт между „Нафтогазом“ и „РосУкрЭнерго“ о закупке газа за 2008 год, а также письмо от Генпрокуратуры на запрос депутата Владимира Олийныка относительно „газовых“ директив Тимошенко.

Но суд отказался приобщать к делу аудит компании Ernst & Young, который днем ​​ранее принес Бойко, и который, по словам Тимошенко, подтверждает, что „Укртрансгаз“ в 2009 году имел не убытки, а лишь доходы.

Для стороны защиты данные материалы являются очень важными. Ведь все они если не ломают линию обвинения, то резко ее подрывают. В частности, как сообщила защита, в письме Генпрокурору сказано о том, что премьер имеет право выдавать собственные директивы — именно то, что пытаются доказать адвокаты экс-премьера.

  • 68
  • 18.08.2011 11:24

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода