Будет ли война с Ираном?

Читати цю новину російською мовою
Будет ли война с Ираном?
В Иране все сложнее, нежели в Ливии. В Иране есть большая, серьезная оппозиция, много различных сил, имеющих серьезные ресурсы и взаимную неприязнь. Там и так могут быть свои конфликты, а если еще кто-нибудь, не дай Бог, вмешается…

Вице-президент Центра ближневосточных исследований Александр Богомолов рассказал «Комментариям», будет ли война с Ираном.

 — После доклада МАГАТЭ, в котором сказано, что Иран располагает всеми необходимыми инструментами для создания ядерного оружия, запахло войной. Не кажется ли Вам, что сначала будут санкции, а потом бомбежки?

 — Сложно судить, идет ли подготовка к войне, но могу сказать, что вокруг Ирана складывается сложная ситуация. На Ближнем Востоке много что изменилось и продолжает меняться. Кампания вокруг ядерной программы Ирана родилась не вчера, она имеет свою логику и историю. Сейчас мы имеем дело с очередным антииранским мероприятием, которое совпало с тем, что Иран получил серьезные проблемы со своими союзниками, теряя влияние в региональном масштабе.

Сегодня активизируются те силы, которые хотели бы окончательного решения «иранского вопроса». Это в первую очередь касается нынешнего правительства Израиля. Можно говорить и о жесткой антииранской позиции США, которая тоже имеет давнюю историю. К примеру, с иранской революции 1979 года и взятия американских заложников. И эта «партия войны» сейчас активизировалась.

Правда, может возникнуть и другой вариант развития событий. Ирану скоро может стать совсем плохо – внутренняя борьба в стране идет полным ходом, в результате чего  иранский вопрос разрешится самостоятельно. Не так быстро, как этого хочется кое-кому, но все же.

 — Что будет, если Израиль выполнит свою угрозу начать военные действия против Ирана? США и НАТО поддержат Тель-Авив?

 — Я думаю, что такого несогласованного решения не будет. Маловероятно, что Израиль решит действовать самостоятельно. Хотя, конечно, можно ждать и неожиданностей. К примеру, можно вспомнить какой неожиданностью стала война в Ливане.

 — Не кажется ли Вам, что войной против Ирана пытаются отвлечь внимание от надвигающейся второй волны экономического кризиса? Да еще и в США в следующем году президентские выборы…

 — Для США внутренние вопросы важнее, нежели международно-политические темы. Чтобы выиграть президентские выборы, нужно быть успешным внутренним политиком. Конечно, международная политика важна – для определенного лобби – но это не имеет в данный момент решающего значения.

 — Россия и Китай были против публикации доклада МАГАТЭ. Есть ли у этих стран реальная возможность остановить войну или все будет как с Ливией – поговорили и замолчали? Россия же в случае войны многое теряет в Иране…

 — Россия, понятное дело, выступает против всего происходящего. Стоит отметить, что она имеет рычаг влияния в Совете Безопасности ООН. Сейчас Франция предложила пропустить вопрос по Ирану через Совбез. И очень вероятно, что Россия и Китай начнут тормозить данный вопрос. К тому же сейчас Россия и так блокирует все ближневосточные вопросы в ООН. К примеру, поддерживая режим в Сирии. Конечно, Россия будет пытаться что-то выторговать своими действиями. Правда, мне сложно сказать, что Москва могла бы потребовать взамен. 

 — Существует версия, что революции, прокатившиеся по арабским странам, были выгодны Западу, поскольку привели к власти умеренные религиозные суннитские элиты, которые, в случае войны с шиитским Ираном, не будут ввязываться в конфликт?

 — Никакие арабы никогда не будут защищать Иран. Какими бы они не были – умеренными или неумеренными. Конечно, у Ирана есть свои союзники в арабском мире. К примеру, сирийское правительство – но это союз на уровне режима, а не из-за религиозной принадлежности. Есть союзник в Ливане – Хезболла – однако, они вряд ли смогут контролировать весь Ливан и определять международное направление всей страны.

Производятся, правда, вылазки иранских спецслужб по отношению к шиитским меньшинствам, которые живут в арабских странах. Не стоит забывать и о программе Ирана, проходящей под лозунгами «заполнения пустоты» в отношении к Ираку. Они считают, что в связи с уходом американцев, они могут усилить там свои позиции. Однако в целом религиозная тема в этом вопросе не имеет существенного влияния. И левые, и правые арабы будут только рады, если Иран падет.

 — Чем грозит война с Ираном миру? Ведь Ахмадинежад не диктатор, как Каддафи. Да и Иран не Ливия, все же больше 80 млн. населения…  

 — Да, в Иране все сложнее, нежели в Ливии. В Иране есть большая, серьезная оппозиция, много различных сил, имеющих серьезные ресурсы и взаимную неприязнь. Там и так могут быть свои конфликты, а если еще кто-нибудь, не дай Бог, вмешается… Если вспомнить Ирак и военную операцию 2003 года, где только сейчас ситуация начала входить в берега, хотя до сих пор есть проблемы, то в Иране все может сложиться еще хуже. Потом собрать эту страну воедино будет крайне сложно. 

 — Может ли атака на Иран привести к эскалации конфликта в Ираке или Азербайджане, где половина населения – шииты?  

 — В Азербайджане есть свои проблемы, но они не связаны с иранскими. Хотя  исторически Азербайджан представляет собой кусок Ирана, вопросы Ирана там не очень актуальны. Если говорить об Ираке, то там могут возникнуть серьезные проблемы. Недавно иракский министр обороны говорил, что для того, чтобы должным образом контролировать свои границы, нужно потратить 10-15 лет. О чем тут можно говорить после этого… 

 — Украина имела с Ираном какие-то важные контракты? Каковыми могут быть наши убытки, например, от срыва программ сотрудничества в авиастроении?

 — Да, у нас есть сотрудничество, и было желание развивать его. В частности, были попытки сотрудничать в ядерной сфере, однако не получилось. В целом, это никак не повлияет на торговлю с Ираном. Тем более, Украина не ведет никакой активной политики по этому вопросу. В процессе войны можно только оружием торговать. Но в случае с Украиной это — маловероятно…

Источник: Власти.нет

  • 793
  • 10.11.2011 11:58

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода