Украина. Переворот. Послесловие

Читати цю новину російською мовою
Украина. Переворот. Послесловие
Поразительная все-таки у нас страна. Буквально два шага отделяло ее от специфического политического устройства, задуманного и почти реализованного группой теневиков. Кое-кто называет подобное устройство «управляемой демократией».

Иные (наши северо-восточные соседи) именуют все это более гордо и более вызывающе – «суверенная демократия». Но от перемены словесных слагаемых, суть абсолютно не меняется: резкое ограничение реальных прав и свобод и максимальная замена их различными симулякрами. Фиктивные выборы (без реального выбора).

Фиктивные органы представительской власти (без реальных полномочий). Фиктивные газеты/журналы (без настоящей информации). Фиктивные общественные дискуссии (без полноценной и горячей повестки дня). Фиктивный «третий сектор» (где доминируют разные «курсы кройки и шитья» и никаких остроактуальных организаций).

Симулякр – это когда мы делаем вид, что сыты и свободны, а государство, тотально все контролирующее, кокетливо с нами соглашается. Избиратели, журналисты, депутаты — на самом деле послушные марионетки, рядовая обслуга, никто с привилегиями. Но сами мы всего этого непотребства как бы не замечаем. Одним словом, популярная «игра в классики».

Сделав немалое количество постыдных шагов в этом направлении, мы сумели остановиться. Чтобы сразу же обо всем забыть. И правильно – вокруг столько много соблазнов, развлечений, актуальных магазинов и новых модных трендов. Телевизор до отказа насыщен невероятно вкусными шоу, сериалами, рекламами. Зачем утомлять себя пустопорожними размышлениями? А размышлять все-таки есть о чем. К примеру, о весьма впечатляющих странностях в поведении главных действующих лиц. Как замышлявших полноценный переворот.

А то, что это была попытка именно государственного переворота – только в мягкой, очеловеченной, нероссийской (когда доминирует беспощадный и неуправляемый бунт) форме – совершенно не стоит сомневаться. Так и тех, кто этот недо/переворот вроде бы остановил. Сразу оговорюсь, что я лично крайне отрицательно отношусь ко всем нижепоименованным персонажам. Так, пока еще действующий президент Ющенко в очередной раз доказал собственную несостоятельность.

В качестве политика-стратега, который допустил саму возможность рождения в европейской (или стремящейся к этому статусу) стране дремучих авторитарных замашек у людей, в общем-то, случайных и чрезвычайно экзальтированных. Лидер оппозиции Янукович в очередной раз проявил собственную сильнейшую зависимость от каких-либо посторонних мнений. Хорошо, что на этот раз он попал под обаяние «правильного мнения». А что будет завтра? Не иначе как роковая слабость, которая еще не раз сыграет с Виктором Федоровичем злую шутку.

Однако наиболее отталкивающее впечатление произвело на меня лично поведение действующего премьера Тимошенко. «До», «во время» и сразу «после» неудавшегося переворота. В этом нет никакой моей личной неприязни к ЮВТ (признаюсь, что хотя я никогда и не находился под ее убийственным очарованием, тем не менее, ее нынешний цинизм меня просто поразил), только объективные констатации.

Начнем с малого. С убойной аргументации Юлии Владимировны, которую она агрессивно начала продавать нам – по ее мнению чрезвычайно глупым и никчемным потребителям медийной эрзац-правды – с телевизионных трибун. Сразу отброшу ненужные словесные образы, традиционно употребляемые всеми нашими политиками, вычленю только сущностные зерна. А главное просто вопиет. Тимошенко открыто и неприлично оправдывает провал собственной примитивной и откровенной попытки захвата власти всего тремя аргументами.

Первый аргумент: виноват Ющенко. «Никчемный президент Ющенко, — по версии Юлии Владимировны (в чем-то с этим можно согласиться),  — не зная содержания наших новых поправок в Конституцию, не читая этих поправок, вмешался в ход кулуарной дискуссии и поломал ее триумфальное течение. А вот если бы он молчал, то все прошло бы как по маслу». Ничего не бросается в глаза? Вот именно. Действующий премьер обвиняет действующего президента, чья базовая наиважнейшая функция и состоит в гарантировании неприкосновенности Конституции (до той поры, пока народ не сочтет нужным ее менять) – упрекает его в том, что он скрупулезно выполнил эту самую функцию.

Очередное проявление невероятной личной глупости или умышленная маскировка под «дурочку» ради ситуативных репутационных дивидендов? В том-то и дело, что Ющенко (или любой иной человек, который занимал, занимает или будет занимать кресло президента Украине) не просто должен, а обязан кричать благим матом о любых попытках теневого, кулуарного, перевортного вмешательства в Конституцию. И Ющенко кричал. Самым настоящим благим матом.

И правильно делал. Очевидно, что Тимошенко использовала крайне тупой оправдательный аргумент. Но этот аргумент абсолютно в стиле Юлии Владимировны. Тупо, но броско. Просто многие из нас до сих пор находятся под визуальным обаянием прекрасной женщины, и потому совершенно не слышат (или не могут услышать) всю ту нелепость, которую она регулярно выдает в прямом эфире.

Второй аргумент: виноваты журналисты. «Если бы не этот черный пиар, то все бы у нас получилось» — еще один главенствующий тезис в пост/переворотных рассуждениях премьер-министра. А что такое «черный пиар» в понимании Тимошенко? Опять же правильно. Если журналист будет неистово и часто по делу «мочить» Ющенко или Януковича, то это будет настоящая, правильная журналистка. Если же оный журналист усомнится в девственных помыслах самой Тимошенко, тогда это типичный черный пиар. А никакая не многомерная, многослойная и многосмысловая журналистики.

Глупо спрашивать, имеют ли право журналисты вообще что-то обсуждать без высочайшей санкции самой Юлии Владимировны? Ответ очевиден: не имеют. Потому что это черный пиар. И, между прочим, в одной из «переворотных» редакций обновленной Конституции было предусмотрено обязательное введение эффективного «железного намордника» для непослушных журналистов – в виде юридического преследования за клевету. Без суда и следствия.

А, кстати, вот еще один глупый вопрос: кто из политиков сможет объективно и непредвзято оценить негативные материалы о себе родимом? Никто. Все без исключения политики будут уверенны, что любой негатив — это чистый «черный пиар», клевета, щедро оплаченная политическими конкурентами и требующая немедленной «упаковки» журналистов в места не столь отдаленные. Или вот еще вопрос: а почему во избежание «чернопиарных» недоразумений никто из теневых переговорщиков не предоставил журналистам объективной информации о ходе и содержании переговоров между БЮТ и ПР? Почему не было публичных пресс-конференций, смысловых брифингов и прочей стандартной и столь любимой политиками эффектной работы с грандиозными информационными поводами?

Или фундаментальные изменения в конституцию, напрочь ломающие политическое устройство страны – слишком незначительный повод, чтобы о нем публично говорить? Спрошу еще проще: что именно столь трусливо и напряженно, периодически покрываясь холодной испариной, прятали переговорщики? Хорошие инициативы не прячут — их активно выпячивают и получают дивиденды популярности. Правильно – прячут только плохие замыслы, которые могут вызвать бурю негодования.

Еще о пиаре. И о Тимошенко. На протяжении более полутора месяцев «до» — Юлия Владимировна категорически отказывалась общаться с журналистами. Никаких пресс-конференций. Никаких комментариев. Никаких ситуативных интервью. Никаких прямых репортажей с «судьбоносных заседаний» Кабмина. Одним словом, абсолютно нетипичное поведение Тимошенко, явно привыкшей красоваться на больших экранах. По любому поводу и даже без оных.

Потом случилось глубокое личное разочарование, вызванное заявлением Януковича. В отличие от нас Тимошенко поняла, что ей не удастся повторить изящный трюк Владимира Владимировича Путина, который царствует в России в должности премьер-министра, имея под рукой карманного президента Дмитрия Анатольевича Медведева. Тимошенко неистово хотела залезть в шкуру Путина, затолкав ошарашенного Януковича в шкуру Медведева. Не получилось. Тимошенко сорвалась. Наговорила много лишнего. Почти в прямом эфире.

А уже «после», немножко придя в себя, Тимошенко буквально оккупировала телевидение – ни дня без программных заявлений. Конференции. Брифинги. Навязчивая прямая реклама. По любому — даже самому ничтожному — поводу. Тимошенко там и здесь. Тимошенко решает проблемы хлеборобов и авиастроителей. Тимошенко собственноручно останавливает цены на бензин и договаривается о совместном с Брюсселем финансировании закупок российского газа для украинских газохранилищ.

Классический и вымороченный агитпроп. Опять наивный вопрос: почему «до» переворота абсолютная тишина, а после провала — такое обилие часто никчемной информации? Ответ также наивен: потому что когда задумывают недоброе, всегда упорно молчат. До последнего. А потом вор начинает обязательно кричать, чтобы перевести стрелки.

Третий аргумент: виноваты выборы. «Если бы мы внесли изменения в Основной закон, то не было той политической войны, которая развернется уже завтра. Во время президентских выборов. Все пойдут на эти выборы, и никто не будет заниматься наведением порядка, борьбой с кризисом» — опять же тезисное изложение базовых позиций Тимошенко. Очень сильный –прямо таки убойный – аргумент. Только вот одно плохонькое «но» буквально рвется наружу: а кто у нас сегодня работает премьер-министром страны? Кого мы наняли менеджером для решения конкретных управленческих задач? Кто будет «менеджерить» экономикой до самых выборов? Правильно: Тимошенко.

А что же говорит нам сама Юлия Владимировна? Она говорит нам абсолютную правду и даже не задумывается о нелепости собственных слов. Она прямо заявляет, что все – в том числе и она (премьер-министр) – сосредоточатся на политической битве за президентство. Т.е. по сути, она самолично и добровольно признается в том, что не будет выполнять свои прямые служебные обязанности, а будет неистово воевать. Мы же, в свою очередь, опять наивно пропускаем мимо столь ценные признания. И делаем вид, что у нас в стране действительно все нормально.

А в нашем кризисе виноваты российские газовики, американские финансовые корпорации или среднеазиатские нефтебароны. И правильно. Нам нужен такой бесхребетный президент как Ющенко и такой воинственно-авторитарный премьер как Тимошенко, чтобы таки достигнуть дна. Больно ударившись обо дно, мы, возможно, захотим подняться на поверхность. Хотя скептики полагают, что ударившись о дно, мы может еще глубже зарыться в ил. Но, по крайней мере, мы об этом знаем и добровольно на это идем.

С аргументами Тимошенко – все. Никаких больше внятных пояснений тому, что же все-таки задумывалось, нет. Никаких несанкционированных разборов полетов. У Тимошенко всегда так – виноваты все вокруг, но только не она.

А теперь о еще более настораживающих трендах, которые однозначно указывают, что попытки узурпации власти Юлией Владимировной будут продолжены. Обязательно. Так, сразу после провала теневого сговора, основные (или, лучше сказать, правильные) бютовцы вышли на публику и заявили буквально следующее: «ну да, мы там о чем-то сговаривались, но это уже в прошлом и никому не интересно. А потому давайте говорить о чем-нибудь другом, но только не о нашей попытке устроить переворот». Крайне опасный тренд – большая (и пока еще влиятельная) политическая группа откровенно пытается перевести стрелки на никчемные информационные поводы, сбить актуальную тему, отвлечь внимание, заболтать попытку переворота. И делает это как-то странно – все спикеры произносят одни и те же аргументы.

Будто списанные под копирку. А где же самостоятельные размышления? Где внутренние дискуссии? Где плюрализм мнений? Между прочим, те, кто в самом БЮТе был против сговора, сегодня пребывают в тотальной опале. И наверняка уже не поднимут головы. До окончания своей службы в БЮТ. Им больше не будут давать права на публичные выступления. А после и вовсе выгонят из политики. Это ждет всех «отступников».

В том числе и тех девятерых потенциальных фракционных неподписантов, которые заранее отказывались ставить свои автографы под возможной «широкой коалицией». Касается это и того же Иосифа Винского (почти оставленного министра транспорта), который прямо спросил у Тимошенко, «а чем ее поведение отличается от классического предательства Сан Саныча Мороза, также решившего сыграть по-крупному, всех обмануть и сотворить неестественную коалицию». Ключевой промежуточный вывод: никто из отступников БЮТ, т.е. тех, кто смеет иметь собственную точку зрения, не получит права продолжать карьеру в команде Тимошенко. А теперь более глобальный вывод: если внутри политической группы Юлии Владимировны доминирует монополия на политическую мысль и управленческий авторитаризм, то почему внутри страны при руководителе Тимошенко должен быть политический и медийный плюрализм и демократическое управление?

Разве может один и тот же человек в однотипных ситуациях исповедовать разные базовые ценности? Нет. Базовая ценность Тимошенко – монополизм и авторитаризм. И этот тренд уже полностью доказан. Хотите спорить? Спорьте, дискутируйте. Пока есть возможность. Я же считаю, что неудавшийся переворот окончательно сбросил маски с физиономий конкретных политиков. И все встало на свои места. Один – абсолютный слабак, так и не вырвавшийся из плена собственных иллюзий.

Второй склонен к сильным личным зависимостям и привязанностям и это уже не изменишь. А значит, продолжится эра всесильных фаворитов. Третья — совершено нетерпима к инакомыслию и откровенно жаждет установления всесилия путинского типа в Украине при декоративном президенте. И пожалуйста, не попадайте больше под очарование публичных спичей отдельных прекрасных политиков. Или, по крайней мере, внимательно слушайте слова, а не только следите за мимикой лица. Как там у христиан сказано: «самое большое зло часто совершается с ликом ангельской невинности».

Источник: Обозреватель

  • 27
  • 19.06.2009 02:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода