Лучший детский санаторий – стриптиз-клуб

Читати цю новину російською мовою
Лучший детский санаторий – стриптиз-клуб
Как заявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, уменьшение количества детских лагерей связано с тем, что некоторые из них «неожиданно становятся банкротами, распродаются и становятся отдельными хижинами».

В летнем сезоне 2009 года будет наблюдаться уменьшение количества действующих загородных оздоровительных учреждений для детей. Об этом заявил глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Г. Онищенко. По его словам, уменьшение количества детских лагерей связано с тем, что некоторые из них «неожиданно становятся банкротами, распродаются и становятся отдельными хижинами». Попробуйте вбить в поисковике, например, детские санатории спб,  и вы увидите, что их количество отнюдь не столь впечатляюще, как можно было бы того ожидать. Тем не менее, Онищенко отметил, что в ряде регионов число детских оздоровительных учреждений растет. По словам главного санитарного врача России, этим летом в детских лагерях планируют побывать около 6,5 млн человек. Почему на самом деле детские лагеря «неожиданно становятся банкротами», рассуждает президент Всероссийского фонда образования С. Комков.

«СП»: – С. Константинович, что происходит сейчас с летними лагерями?

– Число детских летних лагерей начало резко сокращаться в 1997-1998 годах. Когда случился дефолт, пошел активный процесс распродажи непрофильных активов – так их называли. Под это попали, в первую очередь, профтехучилища, а также оздоровительные профилактории, санатории и, конечно, детские лагеря. Началась их активная продажа. Поскольку в законе не было прописано, что эти объекты не подлежат перепрофилированию, большая часть из них сменила профиль. Кто-то на базе лагерей начал создавать собственные базы отдыха. А кто-то просто ликвидировал эти объекты. И на их территории построил коттеджные поселки, либо доходные дома, чтобы получать прибыль.

Особенно это касалось детских лагерей в живописных районах. В Подмосковье были перепрофилированы детские лагеря, расположенные по берегам рек. В Краснодарском крае это коснулось почти 50% детских лагерей на побережье от Анапы до Сочи.

Кроме того, началось акционирование детских лагерей. Из социальных объектов они стали превращаться в коммерческие предприятия, причем даже в тех лагерях, где в качестве учредителей оставались профсоюзы и какие-то ведомственные структуры. Они потихоньку продавали свои доли посторонним лицам.

В Анапе были детские лагеря Минобороны, например, детский санаторий «Юность». Были лагеря регионального правительства, например, детский санаторий «Кавказ». Были чисто профсоюзные, как лагерь «Жемчужина», один из самых крупных в Анапе. Доля участия ведомств, или профсоюза, или соцстраха в этих лагерях не превышает 20%, все остальное продано частным лицам или коммерческим структурам.

«СП»: – К чему это привело?

— Это привело к тому, что цены на путевки в детские лагеря начали серьезно расти – за 10 лет почти в 10 раз. Естественно, многим путевки стали не по карману. Взносы соцстраха, которые призваны погасить часть стоимости путевок, мизерные. Поэтому сегодня черноморские лагеря (кроме, может быть, «Орленка», который остался одним из немногих федеральных лагерей) не заполнены даже на три четверти.

«СП»: – Как вы столкнулись с проблемами детских лагерей?

– Наш фонд занимался программой «Дети войны» – это программа по детям погибших военнослужащих. Поэтому мы имели тесный контакт с черноморским побережьем – в первую очередь, с Анапой, как с главным морским детским курортом. Я проехал сам большую часть этих лагерей, встречался со всеми руководителями. Все они плакались мне в жилетку, все рассказывали, что у них значительно сократилось наличие средств на реконструкцию лагерей, реконструкцию базы, закупку оборудования. И денег соцстраховских им едва-едва хватает, чтобы покрыть расходы на питание.

«СП»: – Расскажите ваши впечатления от этих лагерей. Как там?

– Выглядят они неплохо. Если говорить об Анапе, этот город продолжает держать марку детского курорта. Но в некоторых микрорайонах появилась плотная коттеджная застройка. Например, рядом с лагерем «Рабочая смена». Там мне лично пришлось воевать с администрацией, потому что буквально за забором лагеря были понастроены коммерческие палатки, магазины. Торговали разливным вином. И ребятишки, вылезая через многочисленные дыры в заборе, спокойненько вечером попивали винцо.

Более того, через территорию лагеря, выполняя распоряжение местных властей, были сделаны специальные проходы к морю. И фактически посторонние люди, не имеющие отношения к детскому отдыху, через эту территорию шли к пляжу, купались там, загорали. Местная власть делала это якобы для того, чтобы соблюсти интересы местных жителей и дачников, которых там появилось огромное количество. Народ там начал скупать участки, строить небольшие хибары. Им к морю нужно попасть – вот через территорию детских лагерей и наделали проходы. И вот этот не совсем трезвый народ на глазах ребятишек идет к морю, матерится, плюется.

Кстати, лагерь «Рабочая смена» принадлежит Министерству образования и науки РФ. Там пришлось принимать серьезные меры. Дело кончилось снятием с должности директора лагеря. Но пришло новое руководство, и оказалось — ничем не лучше старого. Сама проблема осталась.

Это касается не только лагерей Черноморского побережья. Аналогичная ситуация со всеми лагерями и оздоровительными центрами в Подмосковье, в Поволжье. В Самарской области большая часть лагерей либо превращена в точки отдыха, куда выезжают на выходные – устраивают корпоративные вечеринки. Это приносит окупаемость больше, чем размещение там детского лагеря. Если приезжает фирма, на 2-3 дня они снимают весь лагерь, вино льется рекой, как в былые времена на Волге. Выгоднее сдать лагерь на три дня под «корпоратив», сразу получить наличные, чем возиться с ребятишками.

«СП»: – Можно исправить ситуацию законодательно?

– Можно, и мы давно предлагали урегулировать этот вопрос. Прежде всего, все детские лагеря надо вернуть в ведение региональной власти, а некоторые, возможно, и в федеральное ведение. Потом, увеличить статьи расхода в Фонде социального страхования. Фонд соцстраха сегодня разросся, и довольно сильно, по доходам, и уровень расходов на детских отдых несопоставим с этими доходами. Следует увеличить дотационную часть Фонда социального страхования, и целевым образом направлять ее прямо руководителям детских лагерей – фактически заранее оплачивать пребывание там детей. Плюс сделать так, чтобы лагеря, которые остаются в частном ведение, не подлежали перепрофилированию – на уровне федерального или регионального законодательства. Так пыталась в свое время делать Москва, запрещая перепрофилирование детских садиков, когда детей стало мало, и детские садики стали передаваться во временное пользование частникам. Потом Москва все это отменила, и сама же детсады распродала. Но задумка была верной. С детскими лагерями нужно сделать то же самое.

Как загибался детский отдых

Всего на территории России по состоянию на 10 июня приступили к работе 47 тысяч 92 лагеря, что почти на тысячу меньше, чем год назад. В 2007 году в стране насчитывалось 51,7 тыс. летних лагерей, из них 37 тыс. – городских, с дневным пребыванием.

Всего за 10 лет численность загородных оздоровительных лагерей сократилась на 660 единиц – с 3,19 тыс. до 2,53 тыс., а количество отдохнувших в них детей – на 703 тыс.

Уменьшилось и число наиболее востребованных среди детей и подростков лагерей труда и отдыха – с 7,38 тыс. до 6,12 тыс., оборонно-спортивных – с 350 до 270, санаторного типа – с 590 до 490.

В целом инфраструктура детского отдыха практически исчерпала возможности своего интенсивного развития. Сохранение численности отдыхающих детей происходит в основном за счет увеличения количества смен и сокращения сроков пребывания в лагерях.

В настоящее время в федеральной собственности, по официальным данным, числится 1175 объектов социальной инфраструктуры оздоровительного отдыха. В том числе бывшие пионерские лагеря, которые находятся в запущенном состоянии. Как правило, они попадают в разряд «объектов, находящихся за пределами обоснованных потребностей государства», и отчуждаются в частную собственность.

У субъектов нет желания тянуть этот воз. Когда-то деньги на лагеря давали федералы. С 1996-го по 1997 год в Президентскую программу «Дети России» входила целевая программа «Организация летнего отдыха детей», однако она не была продлена на последующий период. Теперь, согласно федеральному законодательству, к полномочиям субъектов РФ относится социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Все остальные категории детей (а это около 90%) находятся в зоне ответственности муниципалитетов. Но если денег нет на уровне региональном уровне, на местном их нет и подавно.

Наиболее быстрыми темпами сокращается количество загородных лагерей в республиках Тыва, Коми, Дагестан, в Новосибирской области. По данным Минздравсоцразвития РФ, меньше всего средств на организацию летнего отдыха тратят республики Северного Кавказа, Приморский край, Курская и Ивановская области.

Пионерлагеря: коттеджи, сауны, стриптиз-клубы…



Во что превращаются бывшие пионерлагеря, лучше всего видно в регионах. В Воронежской области «пионерские» пригородные поселки с летними названиями Сомово, Дубовка и Сосновка (ностальгический треугольник для нескольких поколений воронежцев) стали развалинами прошлой жизни, на которой хаотично растет новая. В бывшем детском лагере «Строитель» разместились сауна и прокат гидроциклов. Лагерь «Богатырь» просто сожгли. В «Голубом экране» – бассейн и развлекательный комплекс для взрослых. В лагере «Будь здоров» строят взрослую турбазу. «Колос» в соседнем поселке местные начальники продали по частям: столовую «загнали» частнику, а спальные корпуса для детей переделали в жилые, заселили их и немедленно приватизировали. В «Ромашке» поставили двухметровый забор с видеокамерами и ударно строят коттеджи. С документами у новых хозяев детских лагерей — как обычно: если и есть, то странные и не все. Мэрия предложила им выйти вон, и они вскоре согласились, но встречно предложили мэрии компенсировать их потери.



Примерно та же картина в Питере. В начале 1990-х каждое лето по области действовало более 400 детских оздоровительных лагерей. В 2008 их число сократилось до 100, а в 2009, по данным питерского отделения Фонда соцстрахования, открылись всего 65.

Недавно в Питере закрыли детский лагерь «Луч» в Курортном районе Петербурга. Лагерь, принадлежавший одной из структур «Ленэнерго», работал 55 лет, но был продан с молотка. На берегу Финского залива детских лагерей раз-два – и обчелся. На месте лагеря «Юнга», где раньше отдыхали сироты из детских домов Петербурга, несколько лет работает «развлекательный центр», который в прессе упорно называют загородным стриптиз-клубом. Лагерь «Металлург», который принимал до 500 детей в смену, 3 года сдается под корпоративные вечеринки. В лагере «Маяк», что в Рощино, новый собственник надстроил на корпусах мансарды и превратил их в элитную базу отдыха для богатых. На месте «Факела» возведен коттеджный поселок. Та же участь постигла «Огонек» на Лемболовском озере, где якобы находится дача спикера Совета Федерации Сергея Миронова.

Кстати, законодательство в Питере запрещает перепрофилировать лагеря. Но лазейка нашлась: если лагерь не принимает детей 5 лет, на 6-й год его автоматически пускают с молотка. В итоге лакомые с точки зрения расположения лагеря простаивают положенные пять лет. А потом стираются с лица земли. Например, пятый год простаивает лагерь «Чайка», который числится за ФГУП «Геологоразведка». Лагерь никому не отдают: через год его территорию на берегу озера в Гладышевском заповеднике можно будет использовать куда выгоднее, чем для организации отдыха детей.

А вот последний питерский пример. Свежая реклама бодро сообщает, что на месте летнего лагеря вырастет коттеджный «Серебряный бор». Строит поселок группа компаний «Содружество». Монтаж уже завершен, и строители божатся уложиться в отведенные сроки – 2 квартал 2009 года. Поселок расположен в Токсово Всеволожского района, в 14 км от Петербурга. Реклама не скрывает, что «земля приобретена в собственность, имеет статус ИЖС. Ранее на месте поселка находился детский летний лагерь».Будущие владельцы 62 коттеджей площадью от 218 до 360 кв.м. смогут наслаждаться всеми благами цивилизации: центральным газо-, электро — снабжением, водой из артезианских скважин, системой локальной канализации, телефонной связью и Интернетом. Словом, только бизнес, и ничего личного.

Источник: Власти.нет

  • 1173
  • 15.07.2009 14:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода