Байки с Даунинг-стрит. Мемуары Тони Блэра. ФОТОрепортАЖ

Читати цю новину російською мовою
Байки с Даунинг-стрит. Мемуары Тони Блэра. ФОТОрепортАЖ
Как утверждают рецензенты, мемуары Тони Блэра значительно интереснее автобиографических трудов Уинстона Черчилля и Маргарет Тэтчер. «Путешествию» уже прочат судьбу бестселлера. Если учесть, что средства, вырученные от продаж книги, будут…

Мемуары бывшего британского премьера Тони Блэра, появившиеся в продаже в среду, 1 сентября, получили название «Путешествие: Моя политическая жизнь» («The Journey: My Political Life»). Но журналисты уже подметили, что экс-глава кабинета министров слукавил. В книге речь идет не только о его собственной жизни, и не только о политической.

Тони Блэр и британские военнослужащие в Басре, 2004 год. Фото из архива (c)AFP
Тони Блэр и британские военнослужащие в Басре, 2004 год. Фото из архива (c) AFP

«Путешествие» привлекло внимание СМИ самой разной направленности: от таблоидов The Daily Mirror и Daily Star до вполне солидных The Times и The Guardian. Заметили новинку книжного рынка и по другую сторону Атлантики. Так, для газеты Los Angeles Times рецензию на мемуары Тони Блэра написал обладатель Пулитцеровской премии Тим Раттен. Журналист счел, что «Путешествие» выделяется на фоне прочих автобиографий политиков англоязычного мира по крайней мере тем, что действительно было написано самим Блэром, а не нанятой по такому случаю бригадой авторов-профессионалов.

Момент публикации совпал с немаловажной вехой в истории 21 века: накануне выхода «Путешествия» президент США Барак Обама официально объявил о завершении войны в Ираке. Конечно, британские военнослужащие покинули Ирак еще в 2009 году, но сам факт окончания войны, которая началась, когда Тони Блэр был премьером, заставляет совсем по-другому воспринимать то, что пишет об Ираке он сам. А Блэр и сейчас считает решение о вторжении в Ирак правильным и своевременным, хотя сожалеет о потерянных жизнях.

 

Гордон

От книги экс-премьера ожидали многого. Одной из наиболее интересных тем читателям казались взаимоотношения Тони Блэра с коллегой по Лейбористской партии Гордоном Брауном. И здесь политик не разочаровал аудиторию. Правда, порой трудно понять, где Блэр шутит, а где абсолютно серьезен. Например, о событиях 1994 года, когда лейбористам после неожиданной смерти Джона Смита надо было определиться с новым лидером, Тони Блэр рассказывает довольно странную историю.

Согласно отрывку из «Путешествия», приведенному газетой The Daily Telegraph, Блэр и Браун встретились в доме Ника Райдена, чтобы договориться о том, кто из них будет руководить партией. Обоим политикам было почти за сорок, и оба были достаточно амбициозны, чтобы уже на тот момент присматриваться к дому номер 10 по Даунинг-стрит — резиденции главы кабинета министров. Пожить там впоследствии, кстати, довелось обоим. Тони Блэр пишет, что они остались в доме вдвоем, а потом Браун сказал, что ему надо отлучиться на несколько минут.

Гордон Браун и Тони Блэр. Фото (c)AFP
Гордон Браун и Тони Блэр. Фото (c) AFP

Блэр не дождался возвращения товарища по партии ни через 10 минут, ни через четверть часа, а потом в доме зазвонил телефон. Поскольку политик не был хозяином жилища, он не собирался брать трубку. Включился автоответчик, и Тони Блэр с изумлением услышал голос Брауна. Как оказалось, во время ремонта с двери туалета снимали замки, и забыли прикрепить обратно ручку с внутренней стороны. Соперник Блэра зашел внутрь, захлопнул за собой дверь, а вот выйти уже не мог. Так, по словам Тони Блэра, и решилась судьба Лейбористской партии — если бы Гордон Браун отказался снять свою кандидатуру с голосования, соратник просто оставил бы его в уборной.

Впрочем, о Гордоне Брауне бывший премьер не всегда рассказывает в сортирно-юмористическом ключе. Если верить Блэру, перед каждыми выборами лейбористы сталкивались с «проблемой Гордона» — Браун полагал, что справится с обязанностями главы правительства лучше, и не сразу соглашался оказать поддержку сопернику-однопартийцу. Далее Тони Блэр описывает Брауна как человека, способного на «политический расчет», но не обладающего «политическим чутьем». По мнению Блэра, у Брауна аналитический склад ума, но он эмоционально глух и нем. А под конец увесистого тома Тони Блэр и вовсе обвиняет Брауна в поражении лейбористов на выборах 2010 года: он считает, что консерватор Дэвид Кэмерон смог одержать победу из-за того, что Гордон Браун не приспособлен к современным условиям политической деятельности, а партия при нем отступила от принципов «нового лейборизма», провозглашенных в середине девяностых годов.

 

Диана

В «Путешествии» Тони Блэр вспоминает и принцессу Диану — ей он посвятил около 20 страниц книги. Вопрос, ответа на который больше всего ожидали от бывшего премьера, затронут в мемуарах лишь косвенно. Рассказывая о последней встрече с принцессой, Блэр не говорит напрямую, обращался ли он к ней с просьбой прекратить отношения с Доди аль-Файедом (королевская семья не желала брака матери будущих наследников престола с сыном египетского миллиардера), но признает, что во время продолжительной прогулки у них состоялся непростой разговор, огорчивший Диану. Однако дата, которую называет экс-премьер  — 6 июля 1997 года — указывает на то, что встреча состоялась до того, как личная жизнь Дианы обеспокоила обитателей Букингемского дворца. Тем более что накануне выхода книги Тони Блэр заверил журналистов The Guardian, что потенциальное замужество принцессы на прогулке не обсуждалось.

В остальном описание взаимоотношений премьера и принцессы соответствует ожиданиям публики. Блэр восхищается Дианой и сожалеет о ее ранней гибели. А описание первых дней в Букингемском дворце после смерти принцессы практически не отличается от версии событий, изложенной в фильме «Королева» (The Queen), который вышел на экраны еще в 2006 году. Поведение Блэра после гибели леди Ди не было ни для кого тайной: министр пытался убедить королеву выступить с публичным заявлением по поводу смерти принцессы, а когда Елизавета II отказалась, сделал заявление от своего имени. Он же настоял на публичных похоронах принцессы.

 

Буш и все-все-все

Тони Блэр упоминает в мемуарах сотни в той или иной степени известных личностей. И о подавляющем большинстве из них он отзывается более чем доброжелательно. Самого Джорджа Буша-младшего, которого в последние годы ругают за глаза даже его бывшие сторонники, Блэр хвалит за спокойный характер, целеустремленность и простоту в общении. Более того, экс-премьер восхваляет такое качество бывшего американского президента, в котором Бушу обычно отказывают — ум. Как пишет Блэр, ни в британской, ни тем более в американской политике не может преуспеть недалекий человек, и те, кто изображает Буша-младшего тугодумом, сами выглядят нелепо.

Тони и Шерил Блэр на похоронах принцессы Дианы. Фото (c)AFP
Тони и Шерил Блэр на похоронах принцессы Дианы. Фото (c) AFP

С восхищением бывший премьер отзывается также о лидерах ирландской республиканской партии «Шинн Фейн» Джерри Адамсе и Мартине Макгиннесе. Он называет их выдающимися людьми и рассказывает о том, как со временем проникся к ним глубочайшей симпатией. Добрые слова нашлись у Тони Блэра и для Билла Клинтона, и для Дэвида Милибэнда, и даже для футболиста Дэвида Бэкхема. Своего предшественника на посту лидера лейбористов Джона Смита он хвалит не только за выдающийся ум и сильный характер, но и за способность выпить немыслимое количество спиртного. В общем, портреты современников получаются у Тони Блэра очень живыми. Не без иронии он комментирует любовные похождения бывшего вице-премьера Джона Прескотта, а также сексуальный скандал вокруг бывшего министра внутренних дел Дэвида Бланкетта, и тут же пускается в рассуждения о том, чем так притягивают женщин мужчины-политики.

Немало страниц отведено и личной жизни самого Блэра. Так, он рассказывает, что его первой подругой стала единственная девочка в школе, которую перевели в это учебное заведение в рамках эксперимента. По всей видимости, будущему премьеру уже тогда пришлось справиться не с одним десятком конкурентов. Но, конечно, жене Шерил и детям Блэр уделяет намного больше внимания, чем юношеским влюбленностям. Не обошлось и без шпилек в адрес членов семьи: Блэр припоминает своему сыну Юэну, как тот бурно отпраздновал сдачу экзаменов GCSE, необходимых для получения документов о среднем образовании. Ехидно отметив, что «повода для особых торжеств не было», бывший премьер рассказывает, как его несовершеннолетний сын разгуливал по улицам пьяным, попал в полицию, а потом извинялся перед отцом. Видимо, решив, что Юэн все еще недостаточно наказан за проступок десятилетней давности, Тони Блэр ставит всех читателей в известность о том, что подростка тогда стошнило.

Как утверждают рецензенты, мемуары Тони Блэра значительно интереснее автобиографических трудов Уинстона Черчилля и Маргарет Тэтчер. «Путешествию» уже прочат судьбу бестселлера. Если учесть, что средства, вырученные от продаж книги, будут направлены в фонд благотворительной организации «Королевский британский легион», высокие продажи «Путешествия» стали бы благом для ветеранов. Но судить о том, продержатся ли мемуары Блэра на книжных полках несколько десятилетий, как книги Черчилля, пока рано.

Юлия Савицкая

Источник: lenta.ru

  • 199
  • 04.09.2010 01:55

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода