Украина. Десятилетие двух покойников

Читати цю новину російською мовою
Украина. Десятилетие двух покойников
Накануне десятилетия со дня исчезновения Георгия Гонгадзе Генпрокуратура решилась назвать заказчика убийства журналиста. Как и следовало ожидать, ярлык злодея повесили на покойного министра внутренних дел Юрия Кравченко. Но сенсации…

Накануне десятилетия со дня исчезновения Георгия Гонгадзе Генпрокуратура решилась назвать заказчика убийства журналиста. Как и следовало ожидать, ярлык злодея повесили на покойного министра внутренних дел Юрия Кравченко. Но сенсации не получилось. А партия власти утверждает: мы никого ни к чему не принуждали.

Приказано слить

Во вторник пресс-служба Генеральной прокуратуры сообщила: следствие в деле по обвинению Алексея Пукача в убийстве Гонгадзе завершается. Единственным заказчиком и подстрекателем убийства официально назван тогдашний министр внутренних дел Юрий Кравченко. Начиная с 15 сентября, мать погибшего журналиста, супруга и их защитники могут ознакомиться с материалами дела.

Впрочем, отдельные документы этого резонансного дела уже доступны для всех желающих. В частности, текст постановления следователя ГПУ Александра Харченко о привлечении Пукача к уголовной ответственности опубликован интернет-изданием «Украинская правда».

В нем приводятся и показания подследственного о роли Кравченко в преступлении. В документе сказано, что «… в своем служебном кабинете в городе Киеве по улице Богомольца, 10 министр внутренних дел Кравченко Ю. Ф. устно отдал начальнику ГУКП МВД Украины Пукачу А. П. явно преступный приказ — убить журналиста Гонгадзе Г. Р. для прекращения таким образом журналистской деятельности». Ну а далее озвучивается версия самого исполнителя. Якобы Пукач, «действуя из личной заинтересованности и карьерных побуждений, не желая осложнять отношения с руководителем МВД Украины, а также рассчитывая снискать расположение Кравченко и получить повышение по службе… согласился выполнить приказ».

Разумеется, возникает вопрос, кто и с какой целью предоставил эту информацию СМИ? Ведь непосредственные участники процесса приступят к изучению документов с 15 сентября.

— Почему Генпрокуратура, после того как журналист берет интервью у Данилишина по телефону, через полчаса вызывает его к себе? — спрашивает известный юрист Сергей Власенко. — А после публикации материалов по Пукачу, в которых прослеживается разглашение тайны следствия, никто вообще не шевелится. Если после публикации в СМИ эти данные подтвердил пресс-секретарь прокуратуры, мне кажется, это целенаправленный слив.
Комментируя произошедшее «ВВ», Сергей Власенко обозначил две цели, которые преследуются сбросом информации. Во-первых, властям нужно сформировать общественное мнение, что единственным заказчиком был Кравченко и расследование ничем больше не закончится.

Во-вторых, нынешнего спикера парламента Владимира Литвина (над которым почти год витала тень этого дела) готовят к грядущим изменениям Конституции. Независимо от того, какое решение может принять Конституционный Суд, нововведения невозможно провести без парламента, пояснил Власенко. А то, что спикером манипулируют, видно на примере изменений в законе о местных выборах. Ведь именно благодаря стараниям Литвина «все произошло: закон о местных выборах принят, комиссии сформированы, выборы пройдут, все результаты уже известны», подчеркнул юрист.

Подгадали к нужному сроку

Версия о том, что приказ убить журналиста генерал получал от Кравченко, обсуждалась еще в прошлом году. В ноябре эту информацию озвучило издание, близкое к Партии регионов. В публикации приводились и некоторые любопытные подробности. Так, якобы преступный приказ министр отдал, выйдя из кабинета Владимира Литвина, в то время главы Администрации президента Кучмы.

Тут же были упомянуты и скандальные пленки майора Мельниченко: мол, проведенные экспертизы подтвердили подлинность голосов на них Леонида Кучмы, Владимира Литвина, Юрия Кравченко и других известных в Украине людей. Правда, ниже в статье подчеркивалось, что на этих пленках ни Кучма, ни Литвин, ни кто-либо иной не говорит прямо об убийстве Гонгадзе.

Тем не менее имя спикера прозвучало, и именно в контексте убийства журналиста.

«Раз следователь говорит, значит, он знает…»

Но само следствие особенно не торопилось. Более того, в различных изданиях, со ссылкой на собственные источники в ГПУ, стали появляться противоречивые данные. Весьма показательны в этом плане расхождения о месте отдачи приказа генералом Кравченко. То назывался кабинет министра МВД, то коридор у кабинета спикера. Но, как рассказал «ВВ» один из опытных оперативников, вряд ли Кравченко был столь неосмотрителен, чтобы озвучивать такие намерения в собственном кабинете. Ведь генералу хорошо было известно о возможной прослушке.

Впрочем, по мнению экс-генпрокурора Святослава Пискуна, в материалах следствия могут фигурировать любые версии.

— Если следователь говорит, что главным заказчиком является Юрий Кравченко, значит, у него есть подтверждение этой версии, — пояснил он «Вечерним Вестям».

Тем не менее на сегодняшний день, когда следствие практически завершено, других подозреваемых или обвиняемых, кроме Алексея Пукача, нет. Вопросы задавать некому, а покойники, увы, ни подтвердить, ни опровергнуть версию Пукача и следствия уже не смогут… Кстати, глава пресс-службы Генпрокуратуры Юрий Бойченко во вторник заявил, что уголовное дело по заказчику убийства закрыто в связи со смертью обвиняемого. И, похоже, такой исход дела вполне устраивает партию власти.

— Мы никогда не вмешиваемся в работу правоохранительных органов Украины, — уверяет «ВВ» народный депутат от Партии регионов Михаил Чечетов. — Мы их не подталкиваем, не натравливаем на кого-то. Пусть они спокойно работают.

Но объективному расследованию мешают СМИ, которые подогревают скандал вокруг дела Гонгадзе.

Хотя сам депутат в расследовании никакой политики не видит.

— Они (следователи. — Прим. ред.) могут все сделать и за год, и за два, иногда за пять лет, — пояснил он свою позицию. — И чем меньше мы будем вмешиваться в их работу, тем объективнее, честнее разберутся правоохранительные органы.

Но, вероятно, уважаемый депутат забыл, что следствие тянется уже почти десять лет! А результаты, о которых нынче трубит Генпрокуратура, мало кого устраивают. В том числе и союзников нынешней власти. По мнению народного депутата от Блока Литвина Олега Зарубинского, это дело намного глубже. Убийство Гонгадзе и похищение журналиста Алексея Подольского — лишь отдельные его эпизоды.

— Я считаю, что была проведена серьезная кампания (после победы во втором туре Кучмы над Симоненко) теми силами, которые стремились поменять президента, — заявил он «ВВ». — Потому что Кучма проводил линию, которая не удовлетворяла тех, кто, очевидно, участвовал в проведении стационарной записи кабинета президента.

Версия для отмазки

Версия о том, что приказ об убийстве Гонгадзе отдал покойный экс-министр МВД несостоятельна, заявила «ВВ» Валентина Теличенко, адвокат вдовы журналиста. Она напомнила, что слежку за Гонгадзе накануне убийства возобновил своим приказом лично Пукач. А сам Кравченко не знал о возобновлении слежки за Гонгадзе и тем более не отдавал приказ на уничтожение.

— Если бы Кравченко знал это, то ему было бы известно и место, где захоронено тело. Ведь сразу же после исчезновения Георгия, в МВД попытались придать бытовой характер этой истории или предлагали версию «убили случайные наркоманы»… И для Кравченко не составило бы труда в таком случае найти тех, кто взял бы на себя убийство. Они бы показали: как убивали, где закопали, — пояснила адвокат Мирославы Гонгадзе свою позицию.
Но и действовать по собственному почину Пукач не мог. Он же не убийца-маньяк, а генерал милиции, уточнила адвокат. А вот по приказу милиционер вполне мог пойти на преступление. Вот только кто отдавал этот приказ? Экс-президент Кучма? Но Теличенко призналась, что не видит причин, которые могли бы побудить Леонида Кучму заказать это убийство. Поэтому потерпевшая сторона намерена добиваться продолжения следствия, чтобы найти истинного заказчика убийства.

Не верит в озвученную ГПУ версию и мать Георгия — Леся Гонгадзе.

— Мы с моим адвокатом не получили никаких документов из Генпрокуратуры о том, что следствие завершено, — сообщила она «ВВ». — Юрия Кравченко я не знала, поэтому царствие ему небесное! От себя же лично могу сказать, что легче всего свалить вину на покойника и благополучно закрыть дело. Но я по-прежнему настаиваю: факта смерти моего сына мне еще никто не доказал!

Она считает, что Генпрокуратуре просто нужно выбраться из угла, в который она сама себя загнала. Десять лет не могут найти тело Георгия. Более того, как утверждает Леся Гонгадзе, за это время при таких же обстоятельствах были убиты двое ее племянников. А уже в этом году угрожали и ей лично, заставив «убегать из Львова, потому в квартиру постоянно ломятся неизвестные типы».

— Дело об убийстве моего сына — развлекательная игра высших чиновников и прокуроров, — заявила она. — Да, Пукач указал на место захоронения черепа. Но он не принадлежит моему сыну. Зубы черепа — красивые и крупные. У сына же были мелкие белые зубы со стертыми поверхностями, потому что в детстве Георгий часто скрипел ими. Я — зубной врач, неужели я не смогу определить по зубам, это мой сын или нет? Поэтому как бы Генпрокуратура ни заметала следы, меня не убедят, что таращанское тело — мой Георгий.

Андрей СТРОГОНОВ, Алена ПОТАЕВА, Алексей САМОХВАЛОВ

Источник: Вечерние вести

  • 86
  • 15.09.2010 23:05

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода