Расследование убийства Гонгадзе продлили еще на три месяца

Читати цю новину російською мовою
Расследование убийства Гонгадзе продлили еще на три месяца
Заявление Генеральной прокуратуры об окончании досудебного расследования «дела Гонгадзе» общество не приняло. В Киеве в день смерти журналиста состоялась акция с требованием наказать живущих и здравствующих заказчиков.

В заявлении прокуратуры о единственном заказчике в лице покойного Юрия Кравченко журналист Алексей Подольский, проходящий в «деле Гонгадзе» как пострадавший, усматривает систему. Его примерно в то же время, как и Георгия, милиционеры также вывозили в лес и избивали, но не убили, а оставили в лесу под Черниговом.

Заявление Генеральной прокуратуры об окончании досудебного расследования «дела Гонгадзе» общество не приняло. В Киеве в день смерти журналиста состоялась акция с требованием наказать живущих и здравствующих заказчиков. Обеспокоенность по поводу недостаточного расследования дела выразили и международные организации.

То, что в деле много белых пятен, отчасти подтвердила телепередача «Свобода слова» — на публичное обсуждение выводов следствия не пришел ни один представитель Генпрокуратуры. Тогда же из неофициальных источников «Новой» стало известно, что прокуратура другим постановлением продлила расследование дела еще на три месяца — до 14 декабря. Официально, правда, информацию ведомство не подтвердило.

В предыдущем номере (№469) от 16 сентября «Новая» писала, какие версии при принятии окончательного решения следствие отклонило. Основные — спецоперация иностранных спецслужб по устранению от власти Леонида Кучмы и вседозволенность (безнаказанность) стражей порядка. Свет в деле проливали и записи Мельниченко, которые указывали на причастность Кучмы и Литвина к исчезновению журналиста. Есть сомнения и в том, что хранящийся в столичном морге труп принадлежит Георгию. В это теперь не верит не только мать Леся Гонгадзе. Источники, имеющие отношение к делу, поведали «Новой», что несоответствия в найденном трупе действительно имеют место. Якобы анализ тканей найденного в Тараще тела позволял экспертам сделать вывод, что труп уже «зимовал», а не «умер» осенью. А экспертиза, подтвердившая принадлежность тела именно Георгию, проводилась несколько позже.

Много вопросов осталось и в отношении заказчика. Специалисты сходятся в одном: у покойного Кравченко не было мотива для преступления. Более того, возмущенные выводами Генпрокуратуры участники «дела» намерены поднять в суде вопрос о смерти самого генерала. Его родственники сейчас избегают общения с журналистами, хотя ранее заявляли, что не верят в само-

убийство. Знающие Кравченко люди уверены, что надавить на него не мог даже президент, а если его действительно подтолкнули к самоубийству, то «офицер до мозга костей» сделал бы это в военной форме.

Несоответствие в принятом решении обнаружила и представитель вдовы Георгия — Мирославы Гонгадзе — Валентина Теличенко. Большие надежды на установление действительных заказчиков убийства журналиста она возлагает на суд: «Если придерживаться версии, что заказчиком убийства был Кравченко, и верить свидетельствам Пукача, то я не вижу возможности законно избежать возбуждения уголовного дела и против остальных лиц, которые сейчас называются в СМИ (Кучма, Литвин, Джига. — Авт.).

В заявлении прокуратуры о единственном заказчике в лице покойного Юрия Кравченко журналист Алексей Подольский, проходящий в «деле Гонгадзе» как пострадавший, усматривает систему. Его примерно в то же время, как и Георгия, милиционеры также вывозили в лес и избивали, но не убили, а оставили в лесу под Черниговом. Дело Гонгадзе и Подольского после поимки Пукача в 2009 г. было объединено в одно.

— Это называется использованием правоохранительных органов для защиты интересов отдельных политиков и первых лиц государства. Ради узурпации ими власти и собственности. Эти спецспособы и спецподразделения используются не для защиты государства, а для совершения преступлений, — рассказал «Новой» Алексей. — Сегодня уже не столь важно, кто кого бил, похищал. За разбирательством мы уходим от главного — мотивации: почему с нами это делали? Преследовали не только нас двоих, в те годы тысячи людей избивали и убивали за то, что имели свое мнение. Эта система не исчезла, она действует и поныне.

— Вокруг чего тогда велась борьба, а мы, журналисты, поднимали тему? Вокруг смены власти, потому что она была узурпирована. Писали о бедности в стране, о Конституции, об установлении определенного режима, о правосудии, нарушении прав людей. Поднимали глобальные темы, показывали системные вещи. И мы знали, на что шли, прекрасно понимая, что в те времена такие действия небезопасны.

Я тогда работал в команде «Украинская перспектива» и гражданского объединения «МЫ». Писали, как Кучма первый раз пытался узурпировать власть через принятие Конституции и референдум. Распространяли тексты среди депутатов в виде листовок-бюллетней, причем миллионными тиражами. Сравнивали нашу Конституцию с российской, подробно объясняли, что стояло за статьями Конституции, которые предлагал Кучма. И в знаменитую конституционную ночь мы также вложили свой кирпичик. Тогда над этими глобальными темами ради будущего страны работали целые команды — эксперты, политологи, журналисты. В такой же команде был и Георгий, делая то же самое, что и мы, только с другой командой на «Радио Континент».

Алексей Подольский уверен, что на возмущение общества по поводу выводов следствия сегодняшней власти наплевать.

— Они прекрасно знают цену нашего общества, и не стали бы обращать на него внимания. Если бы не одно: подключился и Запад. А их это волнует, — объясняет журналист. — Ведь мы берем за границей кредиты. Есть и наша европейская перспектива. А списание вины на покойного подразумевает закрытие дела, что повлечет серьезные преграды на Западе. Пукача правоохранители никогда не теряли из виду, а «нашли», когда это стало выгодно власти: «словно вытащив из колоды козырную карту. С целью шантажа Литвина».

Три месяца, которые прокуратура взяла на дорасследование, установят в обществе некоторое затишье. Оно будет временным. Поскольку в суде будут доказывать не только вину того или иного политика в «деле Гонгадзе». Он станет своего рода точкой отсчета: остановит ли власть и подчиненные ей правоохранители преследование, давление, избиение и убийство журналистов?

Источник: Новая

  • 40
  • 23.09.2010 17:11

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода