Третий рейх закончился. Четвертому не бывать? С поражением в войне немецкая гордость не умерла

Читати цю новину російською мовою
Третий рейх закончился. Четвертому не бывать? С поражением в войне немецкая гордость не умерла
Германия разминает мышцы и возвращает себе давно подавленную национальную гордость.«Нам хочется, чтобы мир снова полюбил нас, и нам хочется быть полезными. В мире Германия ассоциируется с Октоберфестом, заводами по производству автомобилей,

и Штефана Паули

Со времени объединения Германии прошло 20 лет. За это время стране удалось стать настолько единой и патриотичной, что послевоенное поколение не поверило бы в это.

На радио немецкие песни вытесняют еще недавно доминировавшую американскую попсу. В книжных магазинах огромными тиражами расходятся книги, посвященные Гёте и Шиллеру, и путеводители, призывающие читателей вновь открыть для себя Германию. Несмотря на опасения растущего неравенства доходов, экономика Германии продолжает путь вперед, а уровень безработицы в бывшей Восточной Германии значительно снизился.

Канцлер Ангела Меркель возглавила группу стран, выступавших против призывов президента Обамы принять пакеты финансового стимулирования для борьбы с экономическим кризисом. Она уверена, что мир должен последовать немецкому примеру и ввести режим строгой экономии.

Немецкая гордость не умерла с поражением страны во Второй мировой войне. Она просто впала в глубокий сон. Теперь страна проснулась и готова воздать должное сокровищам своей культуры, своей экономической успешности и менее позорным страницам своей истории.

Немецкий путь к патриотизму и самосознанию ставит вопрос о том, не обогнала ли страна европейский проект восстановления Германии, который был основан на послевоенном чувстве вины.

«Возможно, наше время пришло вновь», — говорит 25-летняя работница социальной службы Катрин Мендль. Она пришла погулять по парку вокруг квадратного, построенного из стекла и бетона здания ведомства федерального канцлера.

«Нам хочется, чтобы мир снова полюбил нас, и нам хочется быть полезными, — говорит Мендль. — В мире Германия ассоциируется с Октоберфестом, заводами по производству автомобилей, Холокостом. Наши богатые музыкальные и литературные традиции и давний упор на социальное обеспечение и охрану окружающей среды заслуживают большего уважения как за границей, так и дома».

«У немцев проявилось стремление узнать больше о вкладе Германии в мировую культуру», — говорит корреспондент журнала Der Spiegel Маттиас Матуссек. Его книга о том, чем стоит гордится немцам, вышла в 2006 году и вызвала оживленные споры. Теперь она была бы просто одной из десятков новых книг, уверен Матуссек.

Германия разминает мышцы и возвращает себе давно подавленную национальную гордость. Проявляется это самыми разными способами. Но даже в Германии эти перемены принимают не все. Например, этим летом члены организации левых антинационалистов сорвали огромный (больше 15 метров в длину) немецкий флаг, который иммигранты из Ливана повесили на фасаде здания в берлинском районе Нойк ёльн. Это произошло во время чемпионата мира по футболу, на котором команда, состоящая частично из детей иммигрантов, захватила внимание всей страны.

Некоторые немцы опасаются проявления (или возвращения) шовинизма — такого как, например, антимусульманские тирады Тило Саррацина, 9 сентября вышедшего из совета директоров центрального банка Германии. Он покинул свой пост после публикации своей спорной книги-бестселлера, в которой обвинил иммигрантов-мусульман в эксплуатации служб социального обеспечения и заявил, что они размножаются быстрее этнических немцев.

Дипломаты и политики выражают недовольство немецкой политикой последних лет, будь то заключение неоднозначной сделки о строительстве газопровода с Россией или блокирование членства в НАТО Украины и Грузии.

Известный философ Юрген Хабермас недавно заявил, что Германия стала «эгоцентричным колоссом». Этим летом в Берлине финансист Джордж Сорос сказал, что правительство страны своей экономической политикой «создает угрозу для ЕС».

Немцы — а для большинства из них экономический рост не вызвал роста зарплат и уровня жизни — недовольны финансовыми требованиями Европейского союза больше, чем когда-либо.

Хотя европейские партнеры считают Германию успешной страной с конкурентоспособными экспортными компаниями, в самой стране видят проблему в стареющем, уменьшающемся населении и растущем бюджетном дефиците. Особенно крупные долги — у муниципальных властей Германии.

«Европейский долговой кризис разбудил людей и заставил их задуматься над важнейшими вопросами, — говорит 65-летняя домохозяка из Баварии Улла Рёбке. — Мы не можем поддерживать другие страны, когда сами должны столько денег».

По мере того, как умирают люди, заставшие Вторую мировую войну, в стране происходит важный поколенческий сдвиг. Для более молодых немцев война в Европе больше не кажется реальной угрозой. В кабинете Меркель есть всего один министр, родившийся до окончания войны. При этом трое — родившихся в 70-х.

Глава молодежной организации правящей партии 31-летний Филипп Миссфельдер — один из наиболее заметных членов нового поколения немецких политиков. Важнейшими странами для будущего Германии он считает не Францию или Польшу, а Китай и его соседей. Миссфельдер сожалеет, что Европейский союз требует участия в таком количестве саммитов, что Меркель практически не удается совершать длительные поездки в Восточную Азию, чтобы укреплять связи со странами в этой части мира.

Немецкую публику, говорит Миссфельдер, волнуют долги и рост неравенства в собственной стране. «Люди в страхе; экономика растет, а зарплаты — нет», — рассказывает он. И это несмотря на то что с осени работникам придется больше платить за медицинские услуги: «Благополучие стало уделом меньшего количества людей».

Однако, по словам Миссфельдера, перемены в отношении к стране заметны. Например, в детском саду, где он недавно побывал, дети пели национальный гимн. В детстве самого Миссфельдера этого никогда бы не произошло.

В ГДР Тино Петш был диск-жокеем в городе Карлмарксштадт. Он создавал подсветку для своих выступлений на комьютере KC 85/3 производства Восточной Германии. Теперь городу возвращено историческое название Хемниц, а 43-летний Петш возглавляет собственную компанию в сфере высоких технологий 3D-Micromac. Она создает терминалы для аппаратов лазерной микромеханической обработки.

По его словам, Германия имеет высочайшую репутацию у бизнесменов на новых рынках вроде Индии, Китая и Бразилии, которые ценят метку «Сделано в Германии» и Бетховена, но не разделяют европейских воспоминаний о войне.

«За границей я постоянно слышу, что мы должны больше гордиться своей страной», — говорит он.

Николас Кулиш. Газета «Новая»

Источник: Власти.нет

  • 116
  • 27.09.2010 07:58

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода