Венесуэла — не Куба, а Чавес — не диктатор

Читати цю новину російською мовою
Венесуэла — не Куба, а Чавес — не диктатор
У президента Венесуэлы Уго Чавеса много недостатков. Он плохо воспитан и необразован, склонен к дешевому популизму и распугивает иностранных инвесторов. Но в одном Чавесу не откажешь: он не диктатор, что бы ни говорили о нем на Fox News.

Венесуэльский лидер может не уважать ни экономические законы, ни здравый смысл, но он свято чтит свободные демократические выборы. И, как показали результаты последней парламентской кампании, Чавес не изменился: готов уважать этот выбор народа даже тогда, когда он оказывается не в его пользу.

Невозможно не удивляться тому, как этот человек с абсолютно вождистской манерой поведения и типичными замашками отца нации превращается чуть ли не в европейского демократа, когда дело доходит до избирательного процесса. Конечно, на время предвыборной кампании зажигательный Чавес не трансформируется в тихого и корректного госслужащего – наоборот, он еще активнее ездит по митингам, воодушевляет толпы и клеймит врагов-империалистов. Но своим противникам президент позволяет делать все то же самое.

Пять лет Уго Чавес обладал в Венесуэле практически абсолютной властью, получив ее легальным демократическим способом. И сам президент, и парламент были избраны в ходе альтернативных и открытых выборов без серьезных претензий со стороны международных наблюдателей. Парламент получился практически однопартийным, но больше по вине оппозиции, которая сама в последний момент отказалась участвовать в выборах, неприятно удивив даже западных наблюдателей.

За годы неограниченного правления у Чавеса была куча возможностей подкорректировать в свою пользу избирательное законодательство. Человек с таким очевидным мессианским комплексом просто должен был это сделать. Кто, кроме него, сможет построить в Венесуэле социализм XXI века? Ведь задурят агенты империализма головы наивных венесуэльцев, те проголосуют неправильно, и пропадет страна. Нельзя же так рисковать судьбами родины, лучше не щадя сил обеспечить себе пожизненное президентство на благо нации. Каждый шаг, каждый жест Чавеса указывал, что все кончится, как на Кубе. А оно не кончилось.

За пять лет безраздельного господства сторонников Чавеса венесуэльский парламент успел одобрить почти полторы сотни новых законов, но радикальной реформы избирательного законодательства среди них не было. Летом 2009 г. депутаты немного перерисовали границы избирательных округов, чтобы традиционно левые сельские штаты были представлены лучше, чем традиционно правые крупные города, но обошлись без убийственных требований к новым партиям и их кандидатам.

Чавес не стал препятствовать своевременному проведению альтернативных парламентских выборов 26 сентября, хотя обстоятельства сложились для президента очень невыгодно. Экономика страны так и не вернулась к росту со времен кризиса 2008 г., инфляция достигла 30%, упавшие цены на нефть не дают реализовывать в прежних масштабах социальные программы, криминальная ситуация только ухудшается и происходит много еще чего нехорошего для правительства. К тому же, раздробленная до недавнего времени оппозиция сумела преодолеть внутренние противоречия и объединилась в единый античавесовский фронт «Объединенный демократический стол».

Здесь надо бы было ввести по какому-нибудь поводу чрезвычайное положение, продлить текущую сессию парламента на неопределенный срок, пересажать наиболее наглых оппозиционеров, обвинив в коррупции и мятеже, а объединенный фронт вообще запретить как угрозу конституционному строю республику. В мире никто бы не удивился таким событиям в Латинской Америке, а тем более в Венесуэле президента Чавеса.

Тем не менее, венесуэльские оппозиционеры спокойно сформировали свой «Объединенный стол», его зарегистрировали, допустили до участия в выборах, и даже не стали точечно, решениями суда отстранять от выборов отдельных кандидатов. Представителям оппозиции выделили время на центральных телеканалах, разрешили проводить митинги хоть в самом центре Каракаса. А знаменитая передача Чавеса Alo Presidente перестала выходить в эфир на время избирательной кампании. Хотя формально сам Чавес в парламент на баллотировался, мог бы и продолжить выступать в качестве президента.

С допуском иностранных наблюдателей проблем тоже не возникло. Люди любой идеологической ориентации могли приехать посмотреть на венесуэльские выборы. И они приехали – от ООН, ЕС, многочисленных латиноамериканских организаций, вплоть до злейших врагов Чавеса из рядов правых партий Испании.

Судя по предварительных результатам, выборы действительно прошли честно, потому что Чавес их проиграл и признал свое поражение. Формально его «Единая социалистическая партия Венесуэлы» получила большинство мест в парламенте, но простое большинство – это не уровень Чавеса. В ходе избирательной кампании президент много раз повторял, что победа для него – это как минимум две трети депутатов, чтобы у оппозиции не было никакой возможности заблокировать решения правительства. Однако оппозиция уже получила как минимум 60 из 165 мест, что значительно больше одной трети.

Если считать не в местах, а в процентах от поданных голосов, то ситуация для Чавеса еще менее приятная. Во многих округах кандидаты от единых социалистов обошли объединенных демократов с минимальным преимуществом, и в национальном масштабе результаты обеих партий получились примерно одинаковыми. А значит, приближающиеся президентские выборы 2012 г. будут для Чавеса очень тяжелыми: там за границами округов не спрячешься, считается каждый голос. Хотя, если лидер Венесуэлы проведет будущую президентскую кампании так же открыто, как и прошедшую парламентскую, и в случае проигрыша добровольно уйдет, признав свое поражение, то моральная победа ему все равно обеспечена.

Источник: Slon.ru

  • 166
  • 29.09.2010 23:18

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода