В джунглях украинской политологии

Читати цю новину російською мовою
В джунглях украинской политологии
В Украине сложилась парадоксальная ситуация, впрочем, характерная и для некоторых других стран: большинство известных независимых экспертов массово ринулось пополнять первые строчки предвыборных списков различных партий и поют теперь…

Когда человек хочет разобраться в текущей политической ситуации, то оказывается перед серьезным вопросом: кому же верить? Ясно, что политики защищают свои интересы и понятие правды для них очень относительно. Единственным источником неангажированной информации могут быть политологи, однако в Украине сложилась парадоксальная ситуация, впрочем, характерная и для некоторых других стран: большинство известных независимых экспертов массово ринулось пополнять первые строчки предвыборных списков различных партий и поют теперь под дудку своих боссов. Неужели объективная политическая аналитика — это утопия?

Политолог, экс-начальник информационно-аналитической службы Администрации Президента Леонида Кучмы Виктор Небоженко считает, что хлеб политэксперта несладок: «Встаньте на место этих людей, и вы все прекрасно поймете. Если политолог не просто преподаватель или читатель газеты, который на интернет-форумах клянет всех подряд — если все это не единственная форма его политического самовыражения, если он участвует в политической борьбе, то на него давят соратники, а не противники». 

По наблюдениям Виктора Небоженко, ранее независимые эксперты во время выборов поддаются искушению подзаработать на хлеб насущный и так входят в роль, что даже в узком кругу своих не могут из нее выйти: «Я неоднократно встречался с тем, что мои коллеги даже без публики, без прессы принимались навешивать мне лапшу на уши, доказывая на полном серьезе тезис «мои лучше, чем остальные». 

Изгиб по партийной линии

Отдельно следует остановиться на так называемых «партийных» экспертах. Взять того же Вадима Карасева, который ранее был №2 в списке партии «Вече», а ныне — один из лидеров партии «Единый центр». «Моя партийная позиция не влияет на качество моей работы, как политолога. Могу сказать, что сегодня я отчасти и политолог и политтехнолог», — безаппеляционно заявил Вадим Карасев. Однако его коллега Виктор Небоженко с этим не согласен: «Те политологи, которые более трех лет сотрудничают с партиями — просто  безнадежные циники. Они давно уже не верят в свои политические силы, но так как их устраивают заработки, остаются при «хлебном месте». 

Солидарен с мнением Небоженко и его коллега по цеху Владимир Фесенко: «Ни Игорь Попов (сопредседатель партии «Единый центр»), ни Вадим Карасев, ни Дмитрий Выдрин (замсекретаря госструктуры Совета Национальной Безопасности и Обороны), ни Тарас Березовец (политтехнолог, работающий в штабе БЮТ) уже не могут быть независимыми экспертами по известным причинам ».  

Вот ведь — не могут, а все равно делают это! «Политолог не должен становиться политиком, потому что обратный процесс невозможен. — сказал Виктор Небоженко. — Это очень неприятное зрелище — смотреть, как известный народный депутат или министр начинает говорить тоном политолога (то есть пытается давать независимые экспертные оценки — О.Ш.)  — он становится плохим политиком».

Политолог подметил, что Запад, в отличие от Украины, очень злопамятен: «Они просто промониторят интернет, сравнят твои нынешние высказывания с теми, которые ты заявлял три года назад и скажут: «О-о, парень, да ты оказывается изгибаешься вслед за генеральной линией партии!»

Признаки пропаганды

Политолог Владимир Фесенко ставит объективность эксперта в зависимость от СМИ, которое интересуется его мнением по какому-либо вопросу: «Журналист должен сам понимать, что нельзя требовать независимой экспертной оценки от пусть даже и профессионального, но партийного политолога. Если человек работает в государственных структурах, то он уже априори не может быть объективным. Профессионализм журналиста как раз и состоит в том, чтобы найти достаточно независимого эксперта по данному вопросу». 

Единственный критерий, который может помочь неопытному человеку отличить независимое суждение от банальной пропаганды — это аргументация, считает Владимир Фесенко. Объективный политолог не станет обвинять голословно, а приведет конкретные аргументы в поддержку и той и другой точки зрения. Известен исторический анекдот о советнике Трумэна, который рассказывал ему о проблеме с разных сторон. «А вы не могли бы пояснить с одной — единственно правильной — точки зрения?» — попросил Трумэн. Это и есть чисто политическая пропагандистская односторонняя позиция. 

Наличие экспертов-пропагандистов в штатах признал и академик Юрий Щербак: «Даже в США я встречал блестящих экспертов, которые принадлежали или к штабу демократической или к штабу республиканской партии. И, конечно, их взгляды соответствующим образом отличались, потому что они транслировали взгляды и убеждения своих политических сил». 

Самурайские замашки

Директор Агентства моделирования ситуаций (АМС) Виталий Бала считает нелепыми попытки наделить чиновников правами независимых аналитиков: «Дмитрия Выдрина, занимающего пост замсекретаря СНБО называют политологом и экспертом – это же просто смешно! Не может человек, работающий на власть и резко критикующий при этом оппозицию, считаться незаангажированным».

Сам же Дмитрий Выдрин, когда интересуешься его экспертным мнением, сообщает о новом и крайне оригинальном способе выражать свои мысли. «Сейчас я на госдолжности, а она ограничивает возможности высказывать мнение относительно определенных персон и позиций, — сказал Дмитрий Выдрин. — Поэтому меня сегодня сложно назвать не то что независимым политологом, а политологом вообще». 

Эксперт заявил: «я на 70% — госчиновник, поэтому моя позиция заангажирована, хотя я и пытаюсь с этим бороться. Сейчас это выражается в том, что я веду на радио авторскую передачу «Ронин» — так называли самурая, который потерял своего хозяина-феодала, поэтому он не имел никаких ограничений и обязательств». 

За счет этого формата Дмитрий Выдрин пытается выработать «позицию, независимую от вертикали власти», говорить о ней не в политическом смысле, а в философском: на метафизический анализ наши правители, дескать, не обижаются. «Таким образом мне удается выйти из-под контроля того цензора, который присутствует в голове каждого чиновника», — поделился своим опытом Дмитрий Игнатьевич.

Не удивительно, что он крайне пессимистически смотрит на объективную подачу информации и анализ ситуации вообще: «В наших обстоятельствах сама идея незаангажированного политолога – это утопия, таких в Украине нет вообще», — таково было его резюме.

Объективность — это не утопия

Но к счастью далеко не все придерживаются таких воззрений, иначе мы бы утонули в море пропаганды. «Объективный политолог — это не утопия, а реальность, которая опирается на личный авторитет, нонконформизм, упрямство, финансовую обеспеченность и силу, — сказал Виктор Небоженко. — Вычислить объективного эксперта можно путем перекрестной оценки, то есть опроса многих людей: чьи имена будут называться чаще других, те и являются независимыми политологами». 

Наиболее часто в опросах среди экспертов называлось имя Алексея Гараня. Но почему профессор политологии НаУКМА, научный директор Школы политической аналитики вызывает такое единодушное одобрение в кругах коллег? 

«Алексей Гарань придерживается западных стандартов объективности формы, поэтому ему сам бог велел быть независимым экспертом, — считает Виктор Небоженко. — Это значит, что он не имеет права в тезисах, переведенных на европейские языки (для круглых столов экспертов по Восточной Европе) давать однозначную оценку событиям в Украине. Иначе его тексты просто не примут. Это человек, который сегодня представляет нашу страну на Западе, потому что там ему доверяют. Раньше таким статусом обладал Александр Кривенко ». 

По мнению академика Юрия Щербака независимые эксперты могут существовать: «Это люди, которые поднялись над политической борьбой и могут сказать свое слово. Мне очень трудно назвать примеры таких людей в Украине. В какой-то степени, до своего прихода в политику, таким был Вадим Карасев, также это Сергей Грабовский, который не принадлежит ни к одной партии, но настроен проевропейски, демократично. Сергей Гарань — политолог, представляющий демократические силы и независим в своих суждениях». 

Конечно, очень тяжело, словно на лезвии бритвы, удерживаться на независимых позициях, однако это с лихвой искупается особыми качествами подобных экспертов. «Это выгодно не в силу морали, а потому что ты замечаешь определенные вещи, которых не видят другие люди, — сказал Виктор Небоженко. — В 2004 году, когда я во время Оранжевой революции не придерживался ничьей стороны, то многие бизнесмены и политики обращались ко мне за консультациями именно по этой причине: они были уверены, что я смогу предсказать ход дальнейших событий». 

Как же простому человеку, далекому от всех хитросплетений политологии не утонуть в море провокаций и пиар-технологий? Ответ на этот вопрос дал академик Юрий Щербак: «Каждый человек должен работать над своими убеждениями, чтобы сформировать взгляды и уметь отличить заказную статью от независимой. Это сразу видно по тональности изложения. Наивный человек никогда не сможет отличить правду от лжи: он будет брать газету «2000» и думать, что там только правда написана».

Источник: Полит.ua

  • 109
  • 02.10.2010 06:06

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода