Почему их Петр – наш Первый

Читати цю новину російською мовою
Почему их Петр – наш Первый
Когда на прошлой неделе Институт политики обнародовал результаты опроса, согласно которому героем Украины стал русский царь Петр Алексеевич Романов, больше известный в поисковых системах Интернета как Петр I, первой реакцией было…

Когда на прошлой неделе Институт политики обнародовал результаты опроса, согласно которому героем Украины стал русский царь Петр Алексеевич Романов, больше известный в поисковых системах Интернета как Петр I, первой реакцией было: снова Табачник что-то портит.

Ведь нынешний министр образования несколько лет назад даже не скрывал, что организовал вбрасывание голосов за нейтральную личность Ярослава Мудрого, только бы в телепроекте «Великие украинцы» не победил Степан Бандера.

Но когда выяснилось, что Табачник здесь, к сожалению, ни при чем, следующий вывод был таким: «Какая политика, такой и институт, какой институт – такой и опрос». Инициатор проекта – политик Николай Томенко. С его легкой руки в 2005 году была испорчена карьера группы «Грынджолы» – Томенко намекнул на свое желание видеть авторов «оранжевого саунд-трека» на Евровидении от Украины, чем подкузьмил музыкантов и провалил украинскую часть песенного конкурса.

Сегодня на первом месте – сакральный Шевченко (не футболист), а в десятке – русский царь, лично бривший боярам бороды, научивший подчиненных курить табак, есть картофель и вообще наделавший много такого, что названо «прорубыванием окна в Европу». От такой рубки сплеча щепки летят до сих пор, а Россия к Европе не приблизилась. Иначе бы не допустила прихода большевиков к власти в 1917-м, не боялась бы «дядюшки Джо» Сталина и не выбирала бы Владимира Путина своим президентом.

Однако поминать «незлым тихим словом» того же Томенко тоже не захотелось, когда разговорился со случайной знакомой. Мы стояли в безнадежной очереди к окошку в налоговой, отходили пить кофе, и разговор сам собой коснулся начального школьного образования – поскольку было это накануне профессионального праздника учителей. Моя собеседница оказалась родом с Донбасса, росла в семье военных. Ей 30 лет, в Киев переехала давненько. Ребенка отдала в украиноязычную школу не из-за мировоззренческих взглядов, и даже не потому, что эта школа ближе к дому, а потому, что именно в этом учебном заведении начальное образование очень качественное. Но позже женщина планирует отдать ребенка в русскую школу. Уточняю: не в русскоязычную, а именно в русскую – ту самую, о которой печется посольство России в Украине.

И дело, как я понял дальше, вовсе не в языке. Ребенку как раз украинский язык дается нормально, пишет без ошибок, говорит правильно. С точными науками тоже все о’кей: по математике зарабатывает высшие баллы. Успешен как для семилетнего ребенка и штурм крепости иностранных языков – обходятся без дополнительных занятий, уровень преподавания в школе родителей вполне устраивает. Картину успеваемости портит плохая оценка по дисциплине под скромным названием «Я и Украина»: ребенок не может понять суть предмета. А родителям из Донецка проще объяснить норму правописания или математическое упражнение, чем то, почему в школе, находящейся в украинской столице, граждане Украины должны учиться идентифицировать себя со страной, в которой они родились, живут и из которой выезжать не собираются.

Корень зла – именно в этом искреннем непонимании части наших соотечественников, что это за «географические новости» – Украина. Даже не государственное образование, Бог с ней, с декларацией о суверенитете. В тридцать лет, в достаточно зрелом возрасте, люди продолжают жить в Советском Союзе, где учебник по школьной истории назывался «История СССР». В нем история Союза начиналась с Киевской Руси, дальше – время царя Петра и восстания декабристов и осени 1917 года. Именно поэтому не стоит обвинять Табачника в том, что среди сотни кандидатов в великие украинцы наши граждане назвали Владимира Ленина, а Томенко – в «проимперской» ориентации, учитывая присутствие в «горячей десятке» наших героев российского самодержца. Потому что не эти политики назначили Ленина и Петра I украинцами – это сделали рядовые украинцы, которые до сих пор не определились, в какой стране живут.

Поэтому, голосуя за своих героев, у нас идут по стандарту, заложенному еще советской школой: кроме подневольного крепостного Тараса Шевченко, дворянки демократических взглядов Леси Украинки и «вечного революционера» Ивана Франко мы не можем никого вспомнить. Тем более остается непонятным, почему украинцы назвали своим героем не Сталина, который хоть по договоренности с Гитлером, но все же воссоединял украинские земли в 1939-м, а в 1944-м присоединил к ним Закарпатье. Или не Хрущева, который подарил Украинской ССР Крым, подкинув нам как территорий, так и проблем. Избран царь Петр, не сделавший ни для Малороссии, ни для Украины ничего, – Запорожскую Сечь разогнала Екатерина ІІ.

Тем не менее, рискну предположить: героизация украинцами Петра Первого больше подсознательная, по тому же Фрейду. Кем вошел в российскую историю этот царь? Правильно, реформатором, пусть и на крови и костях. Он, говоря современным языком, распиарил и раскрутил вчерашнюю бородатую Московию в формате Российской империи. Бояться русских Европа стала уже при нем. Украинцам же тоже хочется реформ и международного признания. Остается обзавестись своим первым петром – патриотом Украины и в то же время – эффективным менеджером.

Источник: Главред

  • 66
  • 06.10.2010 10:02

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода