Что в себе таят глубины Белого моря
Читати цю новину російською мовоюВ районе Кольского полуострова – всего две научные биостанции, обе принадлежат россиянам. Станция Московского университета находится на Киндомысе, это часть Кольского полуострова, территория Кандалакшского заповедника
Впервые за 20 лет украинские биологи смогли исследовать глубины Белого моря, и нашли неизвестный науке вид креветок
Казалось бы – мелочь. Но из таких мелочей складывается мир вокруг нас: нужно лишь уметь обращать на них внимание…
В районе Кольского полуострова – всего две научные биостанции, обе принадлежат россиянам. Станция Московского университета находится на Киндомысе, это часть Кольского полуострова, территория Кандалакшского заповедника, куда не возят туристов. Если в советское время наши студенты проходили здесь практику, то после развала Союза все украинские научные проекты в этом районе пришлось свернуть – оплачивать подобные исследования независимой Украине оказалось не под силу. И только в этом году украинские ученые вернулись на Кольский полуостров: в международную группу, которая работала летом на биостанции Московского государственного университета у самого Полярного круга, входили 10 ученых – из Иордании, Германии, России и Украины. Наших соотечественников представляли трое сотрудников биофака Харьковского национального университета им. Каразина. «То, что наши ученые попали в эту группу, – большая удача» – считает доцент биофака ХНУ Андрей Утевский.
Катер «Николай Перцов» каждую неделю привозит из Кандалакши провизию для ученых, работающих на станции
Белое море до сих пор остается одним из самых неизученных мест на планете. Каждый год биологи открывают здесь множество видов подводных животных, ранее не известных науке.
– Это потому, что работать в здешних условиях тяжело: до многого человеку просто очень тяжело добираться, – объясняет участница группы, преподаватель кафедры зоологи ХНУ Мария Колесникова. – На глубине 15–25 метров – кромешная тьма, температура воды доходит до минус 6 градусов. Поэтому почти каждой новой группе удается обнаружить то новые виды морских звезд, то не описанных раньше моллюсков.
Самой Марии посчастливилось найти в Белом море неизвестных до этого науке креветок, в полупрозрачном панцире которых живут… микроскопические пиявки. Сейчас ее находку вместе с другими «живыми открытиями» летней группы изучают на биофаке.
Рыба как рыба, а зубы – собачьи
Добывать «живой материал» ученым приходилось на 10-метровой глубине – каждый спуск под воду длился около 45 минут.
– Живности, обитающей на одном только листе ламинарии, той самой морской капусты, которая продается в наших супермаркетах, столько, что изучать ее вся группа может не один час, – рассказывает Мария.
Самые безобидные здешние обитатели – морские котики: их колонии мирно соседствуют с научной станцией и вполне дружелюбны. Зато встреча с северной медузой может закончиться для человека летально. Из своих пятиметровых щупалец красивого оранжевого цвета животное впрыскивает смертельный яд.
На местной водолазной базе живет несколько белых китов – белух
Белого кита белуху, родственника дельфина, сравнительно легко приручить – с теми несколькими особями, что живут на местной водолазной базе, можно даже играть и плавать. Но в дикой природе встречи с этим животным лучше избегать – особенно опасны и агрессивны самки с детенышами.
– Во время одного из погружений я видела белуху – трехметровая самка охотилась на рыбу, и ей, к счастью, было не до меня. Кит может подплыть, чтобы просто ткнуть человека носом, даже не собираясь наносить травмы. Но на поверхность после этого можно уже и не всплыть: перелом ребер, разрыв печени – вполне реальные последствия. По инструкции, в случае такой встречи главное – не делать резких движений и не пытаться «вылететь» на поверхность. Во-первых, вы привлекаете хищника, во-вторых, быстрый подъем опасен из-за резкого перепада давления, – объясняет Мария.
Девушке приходилось несколько раз погружаться и на глубину до 25 метров. Здесь, в почти полной темноте, главное – не встретиться с рыбой-зубаткой, которую называют еще «морским волком» или «рыбой-собакой» – за клыки и коренные зубы, похожие на те, что есть у млекопитающих.
– Но самое главное под водой – не допустить переохлаждения, когда замедляются реакции мозга и ты не можешь адекватно оценивать ситуацию, – говорит Маша.
Навага – родственница трески. Эта рыбка длиной всего около 30 см, зато считается здесь лучшим деликатесом
На суше самая большая опасность – медведи, именно поэтому на станции существует обязательное для всех правило: не ходить по одному. Перед тем как куда-то отправиться, каждый обязан записать в специальном журнале свой маршрут, имя попутчика, время выхода и возвращения.
Деревья здесь ветки «на бигуди накручивают»
На Киндомысе, в отличие от всего Кольского полуострова, лишь десятую часть поверхности занимают болота. Остальное – каменистый грунт, возраст которого – 8,5 млн лет.
– Удивительное ощущение: идешь – и кажется, сейчас из-за дерева появится динозавр… В некоторых местах ступаешь по гранатовой россыпи – камни, из которых у нас делают дорогие женские украшения, там лежат просто под ногами! – восхищается Маша.
Именно из-за каменистого грунта деревья на Киндомысе растут, что называется, корнями вверх, а ветви у сосен (кроме них здесь встречаются только кедры) как будто накручены на бигуди.
– Они растут по спирали, потому что во время белых ночей солнце все время ходит по кругу и садится всего на пару минут. Нигде на земле вы такого больше не увидите, – объясняет биолог.
Столб, установленный на горе, прозванной «Радикулитом», весь увешан скарбом «крайсветовцев», побывавших здесь в разные годы: и традиция, и польза – всегда на нем можно отыскать что-то полезное
Лишайник, олений мох, здесь с удовольствием едят не только олени – по вкусу он немного жестче цветной капусты, а если сварить – настоящий деликатес. А еще на нем можно лежать, почти как на кровати – с такой плотной подстилкой даже на холодных камнях не простудишься.
Воду для питья сотрудники научных станций берут прямо из торфяных озер. Глубина их около 4–5 метров, купаться здесь можно, но нырнуть глубоко не получится – толща ила начинается уже в метре от поверхности.
Глушь? Да тут орхидеи и еда, как в дорогих ресторанах!
– Говорят, что природа в северной тайге бедная. Не верьте! Мы, например, привыкли думать, что орхидея – тропический цветок. Но оказывается, 9 из 11 существующих видов этого растения встречаются именно здесь! А где еще за 20 минут можно наловить 20 кг лосося? Причем ловили мы подручными средствами, без удочек: приматываешь к палке леску с крючком, и через пару минут рыбы подплывает столько, что ты просто выбираешь, какой дать наживку. Икра морских ежей – деликатес, который подают в дорогих французских ресторанах – здесь самая обычная еда. Правда, лакомились ею у нас на станции только мужчины, девчонки так и не решились попробовать, – вспоминает Мария.
На Кольском полуострове время словно остановилось миллионы лет назад: природа здесь по-настоящему первозданная
О том, что именно здесь и находится тот самый «край света», свидетельствует столб с надписью «Полярный круг». Его установили геологи лет 70 назад, на горе, которую любовно прозвали «Радикулит» – из-за того, что у одного из первооткрывателей прямо на вершине случился приступ этого недуга, и спуститься вниз без посторонней помощи он не смог. Каждый, кто здесь побывал, оставляет на столбе какую-то вещь. Кроссовки, сапоги, шарфы, шапки, котелки и прочий «романтический» скарб уже 70 лет висит здесь гроздьями. Что-то уносит ветер, что-то растаскивают дикие животные, что-то иногда приходится кстати человеку – все-таки места суровые.
– Мы с подругой оставили на Полярном круге джинсы и кроссовки – чтобы вернуться. Это место такое: один раз увидишь – потом всю жизнь тянет, – признается девушка.
В руках у Марии – лист ламинарии: да-да, именно так изначально выглядит то, что мы потом покупаем в супермаркетах – измельченное и переименованное в «морскую капусту»
Источник: Власти.нет
- 352
- 14.10.2010 18:26
Останні новини
Головне
Киев |
Коментарі до цієї новини: