Фокусы с зарплатой в Украине больше похожи на профонацию

Читати цю новину російською мовою
Фокусы с зарплатой в Украине больше похожи на профонацию
Как свое несомненное достижение правительство Азарова преподнесло очередное повышение им минимальной заработной платы с 1 октября с 888 до 907 грн., а с 1 января 2011 г. обещает поднять до 922 грн.

Как свое несомненное достижение правительство Азарова преподнесло очередное повышение им минимальной заработной платы с 1 октября с 888 до 907 грн., а с 1 января 2011 г. обещает поднять до 922 грн. Однако это массового восторга не вызывает, а некоторых даже раздражает. пишет Банкер.

 

Веские причины для изъявления бурной благодарности правительству Азарова найти сложно. С 2000 года и по сей день в стране произвели тридцать повышений минимальной зарплаты, включая и два последних. В среднем минималку все правительства поднимают трижды в год, а потому это событие стало восприниматься как очередная смена погоды и особых эмоций не вызывает. Все же надо отметить: регулярно повышать минималку стали именно после революции, в пятилетку до 2005 г. ее поднимали лишь 6 раз, а в 2001 г. и вовсе сделать это забыли, видимо, из-за любимой регионалами политической стабильности. Нестабильный 2004 г. вызвал два повышения минимальной зарплаты, а в 2005-м их было уже четыре. В 2006-м и 2007 годах по три, а в 2008-м и 2009-м — по четыре. Все еще политически нестабильный 2010 г. отметился пятью повышениями минималки, включая ту, которая может произойти с 1 января 2011 г.

 

Так что, вопреки утверждениям правящей коалиции “Стабильность и реформы” о пользе стабильности и “усталости” народа от выборов, именно политическая нестабильность и угроза досрочных выборов заставляют все правительства не забывать о народе и минимальной зарплате для него. Под их влиянием правительства поднимали почти каждый квартал минималку на 15—30 грн., к досаде какой-либо оппозиции, кроме КПУ, вечно пребывающей в оппозиции и у власти одновременно. Оппозиция тут же обвиняла правительство в дешевых популистских методах поднятия своего рейтинга, а ее члены, ответственные за экономику, авторитетно заявляли: экономика не выдержит такого повышения и непременно развалится. Так как экономика, вопреки прогнозам, не разваливалась, то гневные обличения оппозиции постепенно бледнели, пока не выродились в дежурные бормотания о популизме власти. Самым ярким, пожалуй, был прогноз Николая Азарова в начале 2008 г. “о конце света” из-за “Юлиной тысячи”, но и он не сбылся. В итоге даже оппозиция смирилась с регулярными повышениями минималки.

 

Четыре раза ее поднимали “по-крупному”. Впервые — правительство Юлии Тимошенко подняло ее на 55 грн. с 1 января 2008 г. Затем на 60 грн. с 1 декабря того же года. В предвыборный год правительство Тимошенко провело еще два повышения в “особо крупных размерах”: с 1 октября на 94 грн., а с 1 января 2010 г. — на беспрецедентные 125 грн. Азаров за Юлей в том не угнался, хотя и уверяет, что он лучше.

 

Но взглянем на процесс повышения минималки шире, чем просто с точки зрения бухгалтерского учета. На заре независимости, когда ни у кого не было сомнений в том, что в Украине начинают заново строить капитализм, депутатский корпус, демонстрируя свою образованность, принял закон об индексации зарплат в связи с инфляцией. Теоретически предполагалось, что в конце года правительство будет называть годичный индекс инфляции, бухгалтеры всей страны в соответствии с ним пересчитывать все зарплаты, а работодатели их добросовестно выплачивать. Некоторое время эту процедуру исполняли, но затем на нее махнули рукой. Не только из-за трудоемкости, но и по той элементарной причине, что правительство, этот работодатель номер один, не горело желанием расставаться с деньгами. Чего тогда требовать от других работодателей? К тому же индекс инфляции надо было учитывать при формировании бюджета на следующий год и все пересчитывать, в результате чего Кабмин мог в перспективе превратиться в огромный вычислительный центр, постоянно заваленный работой, поскольку инфляция — неотъемлемое свойство современного капитализма.

 

Эта перспектива не радовала Кабмин, а потому расчет и выплату индексации зарплат там тихо прекратили. Вместо этой трудоемкой процедуры власть решила, что гораздо проще проводить иногда повышение минимальной зарплаты как компенсацию потерь от инфляции и вносить изменения в тарифную сетку зарплат, которая по умолчанию считалась привязанной к минимальной зарплате. В начале века все должностные оклады еще как-то пересчитывали после каждого повышения минималки, но затем на это махнули рукой, а получающих зарплату по сдельной схеме такая процедура и вовсе не затронула. В итоге стала расти только минималка, а остальные зарплаты перестали меняться в связи с ее повышением. Тем самым в этой сфере наступила любимая регионалами стабильность, в первую очередь в государственном секторе, поскольку частный сектор давно — государство в государстве, живущее по своим законам, и действие Конституции заканчивается перед вертушкой на проходной. Ради объективности заметим, что “конституции” некоторых малых фирм нередко демократичней Конституции Украины.

 

Таким образом, повышение минималки в последние пять лет окончательно обрело не только значение символического акта заботы власти о народе, но и компенсации ему потерь от инфляции и капиталистических экспериментов правительства. Акта однозначно символичного, поскольку, несмотря на все повышения, минималка остается на прежнем уровне, если рассматривать ее в привязке всего к курсу доллара, что стало идеей фикс украинских реформаторов после перестроечной “песни о деревянном рубле”.

 

Достаточно взглянуть на соотношение минималки и доллара с 2008 г. Смехотворная минималка в 237 грн., доставшаяся оранжевым от “счастливых” времен и стабильности Кучмы и Януковича, к 2008-му наконец черепашьими темпами доползла до 515 гривен, что было в целом близко к 100 долларам. В мае 2008 г. случилось финансовое чудо: доллар от соотношения один к пяти стремительно приблизился к четырем гривнам, чего никто не ожидал. Летом этот процесс приостановился, а с осени 2008 г. доллар вновь пошел вверх. Даже не пошел, а взлетел, благо нашелся удобный повод — мировой финансовый кризис. Два банкира — Виктор Ющенко и Владимир Стельмах — тогда и в начале 2009 г., похоже, вволю наигрались с курсом доллара.

 

В итоге минималка к концу 2009-го стала равна 744 грн., что было почти эквивалентно все тем же 100 долларам. Таким образом, ее резкие повышения в 2009 г. правительством Тимошенко фактически были направлены лишь на то, чтобы вернуть минимальную зарплату к уровню начала 2008-го и чуть его превзойти с 1 января 2010 г., подняв ее до 869 грн.

 

Правительство Азарова так и не смогло существенно оторваться от этих 100 долларов, хотя провело четыре повышения минималки. С 1 апреля оно подняло ее на 15 грн., с 1 июля аж на 4 грн., видимо, кому-то в правительстве очень понравилась цифра 888 как минимальная зарплата. Теперь подняло на 15 грн., а с Нового года обещает еще на 15 грн. Вроде рубеж минималки в 100 долларов Украина таки пройдет и достигнет каких-то 112 долларов. Это, может, и замечательно, вот только доллар США как единица измерения сам за это время “похудел” относительно других валют и в целом теряет свою покупательную способность. В цифровом отношении украинская минималка также остается самой низкой в Европе. Так, в Болгарии она составляет 123 евро, а с 2011 г. должна вырасти до 135 евро, чем эта страна стала привлекать украинцев, ищущих, как рыба, где глубже. Германия, Австрия, Швеция, Финляндия и Италия, где государство самостоятельно не устанавливает минималку, а ее уровень является результатом ежегодных колдоговоров крупных фирм и больших профсоюзов, действующий там минимум в 600—800 евро давно уже манит наших соотечественников. Так что перед правительством Украины в этой сфере вполне можно ставить задачу: “Догнать и перегнать Болгарию!”. Но не будем забывать об инфляции, которая “съедает” азаровские повышения быстрее, чем он сам успеет назвать новую цифру минималки.

 

Однако повышение ее отнюдь не гарантирует, что зарплату выплатят. Даже на государственных предприятиях. Еще в июне Виктор Янукович обязал Николая Азарова лично контролировать выплаты задолженностей по зарплате, что тот клятвенно обещал сделать, но воз и ныне там. Хотя, по заявлениям правительства, 87 млн. грн. таких долгов все же вернули, но общую задолженность Генпрокуратура оценивает где-то на уровне 1,5 млрд. грн. — точную цифру все равно не назовет никто, так как она постоянно меняется.

 

На этом фоне принятие Верховной Радой 23 сентября правок к законам, обязывающим украинских работодателей выплачивать зарплату минимум два раза в месяц, выглядит очередным комиксом от коалиции, учитывая долги, накопленные самим государством. Обращает на себя внимание и то, что значительная часть таких задолженностей образовалась на предприятиях Юго-Восточной Украины, которые зачастую находятся в совместной собственности государства и частных лиц. На четырех горно-обогатительных фабриках Луганской области — “Белореченской”, “Криворожской”, “Луганской” и “Михайловской” — в мае тарифную сетку зарплат рассчитывали по минималке в 515 грн., то есть на уровне марта 2008 года! Законы Украины для местных регионалов, похоже, просто не указ, а потому неудивительно, что здесь возникли большие долги. Но эти невыплаченные суммы тамошние хозяйственники, похоже, начисляли по тарифам времен Адама и Евы.

 

Юго-восток, поддержав Януковича на выборах, надеялся на их погашение, но тот явно не спешит рассчитываться по долгам членов своей партии. Неудивительно — золотой принцип капитализма: если можешь — не плати. Не только нанятым работникам, но и партнерам, а также государству. Но если с последними приходится разбираться в судах, времена “стрелок” и “разборок” первичного накопления вроде как прошли, состояния сделаны, а потому надо вести дела с партнерами по-европейски, а не в стиле “бригады” 1990-х годов, то с работниками все еще можно не церемониться. Так что шансы выбить долги из регионалов у жителей юго-востока не столь уж и велики, поскольку выборы в стране не предвидятся, нынешние — скорее пародия на выборы, а потому власти опасаться перемен в установленном Конституцией порядке не приходится.

 

Что до революции, то это вроде как монополия КПУ, а она к ней не зовет и даже из коалиции не выходит. Впрочем, и оппозиционный БЮТ тоже на баррикады никого не выводит. Малые группки различных марксистов и анархистов хотя и любят потолковать о революциях, но реально плохо представляют себе, как они делаются, а потому к такому развитию событий не готовы. Националистов с запада Украины на юго-востоке по ряду причин исторически не любят, в чем те сами и виноваты. Значит, революции в Донбассе регионалы могут не опасаться, сколько бы Витренко ни отмечала годовщины Донецко-Криворожской республики. Второй Артем из нее уже не выйдет…

 

Можно, конечно, обратиться в Страсбургский суд по правам человека, в наши — почти бесполезно, но это, что называется, на любителя. Страсбургский суд дела рассматривает в среднем лет пять. Хотя этот суд и может обязать выплатить зарплату, проценты по ней и судебные издержки, но и при Ющенко, кокетничавшем с Европой, его решения в Украине по таким делам почти не выполнялись. Теперь и подавно исполняться не будут, а судебных исполнителей из Страсбурга точно не пришлют.

 

Так что дайте пройти выборам 31 октября, и процесс погашения долгов по зарплатам надежно остановится, а процесс постановки страны “на счетчик”, похоже, таки начнется. О принятии закона, обязывающего платить пеню по долгам за коммунальные тарифы, Азаров уже заявлял. Можно было бы счесть, что Азаров не в меру разговорился, но 13 октября с этой идеей вновь выступил Юрий Хиврич — министр жилищно-коммунального хозяйства.

 

Он радостно напомнил, что до 1996 г. такая пеня начислялась из расчета 0,01% за каждый день просрочки, но в сумме не должна была превышать саму задолженность. Сегодня в стране действует запрет, введенный Верховной Радой в 1996 г.: пока все долги по зарплате правительство не погасит, действие этого закона приостанавливается. Законопроект о его отмене регионалы в парламент уже занесли, а Литвин его принял к рассмотрению. В том, что проект примут, можно не сомневаться, и примечательно: устанавливать размер пени предполагается поручить Кабмину. Вот когда Азаров отыграется за все повышения минимальной зарплаты! Чтобы не выглядеть одиозно, Хиврич сообщил, что пеня — это не высокий полет экономической мысли “донецких”, а непременное условие МВФ, на котором он возобновил выдачу кредитов Украине. Вот только куда их девает правительство и кто будет платить пеню по долгам Азарова и Януковича Международному валютному фонду? Интересно также узнать, почему правительство сразу не публикует условия, на которых оно берет кредиты у МВФ, и лишь только сейчас сообщает о пене? Может, Янукович уже продал всех в рабство МВФ и Китаю, взяв у них в долг неизвестно на каких условиях?

Источник: Власти.нет

  • 105
  • 22.10.2010 19:59

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода