МАУ: Ловкость Рябченко и почти никакого мошенничества

Читати цю новину російською мовою
МАУ: Ловкость Рябченко и почти никакого мошенничества
Страна вступила в Новый год с немалым багажом из неприятных ошибок с постыдными далеко идущими последствиями. Причем некоторые из них могут обойтись государству очень дорого.

 В первую очередь, речь идет об ошибках в решении одной чувствительной и сложной задачи, которая уже традиционно становится тяжелым испытанием для каждого правительства независимой Украины. Речь идет о приватизации. Именно она стала для нашего государства своего рода лакмусовой бумажкой, тестом на экономическую транспарентность. Будучи предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных наблюдателей, процесс приватизации государственного имущества в Украине приобрел еще большую стратегическую важность.

Однако, из-за того, что ставки в приватизационной игре особенно высоки, гарантировать безопасность ее протекания на практике оказывается очень сложно. Именно потому из года в год мы сталкиваемся с вопиющими нарушениями в ходе приватизационного процесса, причем зачастую их главными участниками оказываются представители органов, которые по идее призваны обеспечивать законность этих процессов и защищать интересы государства.

Именно так случилось в процессе приватизации компании «Международные авиалинии Украины». Намереваясь недорого (но при этом, видимо не без выгоды для себя лично?) продать государственный пакет акций этого предприятия израильскому бизнесмену Арону Майбергу, глава Фонда Госимущества Украины А.Рябченко похоже сознательно пошел на совершение должностного преступления.

Общая схема задуманной аферы выглядела следующим образом: Первый этап – внесение в устав «МАУ» пункта о преимущественном праве акционеров на приобретение акций. Второй этап – собственно адресная продажа госпакета предприятия в руки господина Майберга, который к этому времени стал искусственно созданным безальтернативным покупателем, владея акциями «МАУ» через Capital Investment Projects (6%) и аффилированные с Майбергом UIA Beteiligungsgesellschaft (22,52%), а также UIA Holding (9,9%). На этом же этапе, не без помощи господина Рябченко, в игру вступает некая «Украинская экспертная группа» — сомнительное оценочное предприятие, в прошлом замеченное в совместных грязных махинациях с Майбергом во время оценки имущества аэропорта «Борисполь» – призванная «правильно» оценить стоимость госпакета. Естественно, будучи так тесно связанной с господином Майбергом, оценочная компания огласила приятную для него цену в 270 млн.грн. Помимо того, что указанная цифра минимум в два раза ниже рыночной стоимости госпакета, следует также подчеркнуть, что с недавних пор даже сам Фонд госимущества поставил под сомнение обоснование указанной суммы. Так, в ленте новостей Интерфакс от 20 января появилось сообщение о том, что ФГИ недоволен слабым обоснованием оценочной суммы. Чиновники из Фонда также заявил, что оценка проведена так, что ее можно оспорить (кстати, это говорит о профессионализме оценщика).

Из этого следует, что неадекватность указанной суммы понимают все, включая даже чиновников из ФГИ. Толька господин Майберг делает вид, что не понимает. Здесь стоит также отметить, что «Украинская экспертная группа» попросту не могла дать другую оценку госпакету «МАУ», учитывая ее старые связи с Ароном Майбергом.

Как же происходила первая честь аферы? Сначала, согласно принятой практике, Фонд передал в Кабмин на согласование устав «МАУ», в котором отсутствовал пункт о преимущественном праве выкупа акций со стороны акционеров. Кабинет Министров утвердил его содержание, а также утвердил мандат Фонду на голосование в ходе общего собрания акционеров «МАУ» (в том числе и касательно нового устава). Доподлинно известно, что на этом этапе в Уставе не было пункта о преимущественном праве акционеров на выкуп акций.

Дальше начинаются фокусы. Когда Устав был уже у ФГИ, вдруг оказалось, что упомянутый пункт необъяснимым образом появился в документе. Если руководствоваться логическими соображениями, получается, что именно чиновники из ФГИУ организовали подмену Устава, что, между прочим, является уголовным преступлением. Затем, собрание акционеров «МАУ» безропотно утвердило новый Устав именно в этой выгодной Майбергу (да и Рябченко тоже) редакции.

Следует заметить, что этот этап аферы является стратегически важным, ведь именно он сделал возможной организацию адресной продажи акций структурам, подконтрольным Майбергу. Весьма мала вероятность того, что эта афера произошла без участия главы ФГИУ Александра Рябченко. Более того, скорее всего именно он «командовал парадом», действуя в интересах Арона Майберга (не безвозмездно, разумеется).

 

Между прочим, не только Устав на собрании акционеров был «подставной». Само собрание прошло с нарушениями процедурных правил. Так, фактически указанное собрание является продолжением предыдущего — согласно установленной форме, существует возможность объявить перерыв в заседании на срок не больше 6 месяцев. Однако ко времени открытия так называемого «продолжения», этот срок уже был превышен. Получается, что не только редакция Устава была «левая», но и сами решения собрания нелегитимны, в том числе, что касается принятия нового Устава.

Государство должно дать оценку действиям ФГИ. Для этого необходимо организовать полномасштабную проверку всех материалов, имеющих отношению к указанному нелегитимному собранию акционеров «МАУ». Имеет смысл задействовать силы СБУ и Генпрокуратуры дабы изучить все подробности деятельности ФГИ в этом контексте и установить истину.

Кстати, на пресс-конференции в декабре прошлого года господина Рябченко спрашивали напрямую, как обстоят дела со служебным расследованием по поводу должностного подлога со стороны сотрудника ФГИ при подписании устава «МАУ»? Он сильно смутился, но отвечать не стал…

Для правительства чрезвычайно важно вовремя вмешаться в аферы, совершаемые при участии государственных органов, занимающихся приватизацией. В противном случае государственный бюджет недополучит огромную сумму денег, которую намерен сэкономить господин Майберг.

Также государство должно воспрепятствовать неправильному подходу к самой логике приватизации, который распространяют заинтересованные личности. Так, кем-то было «вброшено» мнение, что, мол, неважно по какой цене продавать МАУ, важно, чтоб покупатель был солидным. Этот подход является в корне неверным, особенно учитывая, что кого-кого, а господина Майберга – человека, который чуть не развалил изнутри авиакомпанию «Аэросвит», крайне неумело ею руководил, да и еще пытался незаконно вывести с ее баланса дорогостоящие земли в Форосе — считать солидным бизнесменом смешно. Где гарантии, что, получив контроль на «МАУ», этот любитель авиационных компаний не поступит так же и с этим предприятием?

Подмена редакции устава «МАУ» — подсудное дело, которое карается в соответствии со статьей 364 Криминального кодекса Украины (злоупотребление служебным положением). Господин Рябченко персонально ответит за содеянные им преступления. А дабы избежать дальнейших негативных последствий данной авантюры, государственные органы должны как можно скорее наложить мораторий на продажу акций «МАУ» и тщательно расследовать ситуацию, пока противоправные действия Рябченко и Майберга не зашли слишком далеко.

 

Источник: Власти.нет

  • 63
  • 27.01.2011 10:58

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода