Грузия отметила первый день советской оккупации

Читати цю новину російською мовою
Грузия отметила первый день советской оккупации
Эту дату не обходили вниманием и раньше. Ее историческое значение предопределено масштабом события 1921 года: в тот день 11-я красная армия во главе с Серго Орджоникидзе вторглась в Грузинскую демократическую республику…

25 февраля в Грузии впервые отметили «день оккупации». Правда, эту дату не обходили вниманием и раньше. Её историческое значение предопределено масштабом события 1921 года: в тот день 11-я красная армия во главе с Серго Орджоникидзе вторглась в Грузинскую демократическую республику и после короткого боя с тбилисскими юнкерами  (грузинами и русскими) у пригородного пос ёлка Коджори заняла столицу. После чего «железный Серго» направил в Москву, – стальному Иосифу – радостную телеграмму: «Над Тбилиси реет красное знамя. Да здравствует Советская Грузия!».

В советский период 25 февраля отмечался как главный праздник приснопамятной Грузинской ССР – день радостный, весёлый и счастливый. Однако с 1988 года, то есть с началом национального движения за независимость, праздник зачах. А после распада СССР дату вспоминали лишь в негативном ключе, как «день потери независимости». Но «днём оккупации» она официально стала  только с июля 2010 года, когда парламент принял  соответствующее постановление. 

Судя по всему, предыдущий президент, Эдуард Шеварднадзе, исходя из его политики «балансирования и комплементарности», не хотел сжигать всех мостов, ведущих в Москву, а нынешний грузинский лидер считает, что терять уже просто нечего.

Утром на всех флагштоках у здания парламента и на резиденции Михаила Саакашвили были приспущены государственные флаги. Вереница машин направилась в сторону Коджори, где в последнем бою с красной армией погибли десятки юношей, многие из которых впервые держали в руках винтовку Мосина.

В торжественно-траурный момент не время задавать неприятные и неполиткорректные  вопросы. Например, такой: куда делась многотысячная армия «Грузинской демократической республики», которая до этого несколько лет противостояла таким же новорожденным Армении и Азербайджана? У каждой из новых стран было свое видение границ на Кавказе. И почему столицу обороняла лишь горстка юношей (и девушек), многие из которых действительно погибли смертью храбрых? Это лишь один из «несвоевременных вопросов», навеваемых историей «первой демократической республики» под управлением социал-демократического меньшевистского правительства Ное Жордания. Бездарность, а порой просто преступная глупость и безответственность тех властей (многие из нынешних конфликтов предопределены как раз в тот период) заслоняется государственной необходимостью создания в нынешнем поколении высокого образа первой независимой республики, раздавленной большевистско-коммунистическим сапогом.

Венки к памятнику храбрым юнкерам возложили не только представители правящей в Грузии партии «Единое национальное движение», но и члены оппозиционных партий «Христианские демократы» и «Свободные демократы». Идею выйти к монументу единым строем и с одним венком они отвергли: ценность независимости и оценка «агрессии советской России» одна на всех, но венки всё-таки врозь.

А вот радикальная часть оппозиции, настаивающая на немедленной отставке президента Саакашвили, – в том числе экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе и бывший премьер Зураб Ногаидели, неоднократно встречавшиеся в Москве с Владимиром Путиным, – траурные мероприятия демонстративно проигнорировала. Открыто выступить против «несущей идеи» современной грузинской государственности о правопреемстве грузинской демократической республики они пока не готовы, но для безмолвного протеста уже созрели, несмотря на то, что официоз часто сравнивает их с тем же Серго Орджоникидзе.

Многие из других мероприятий, состоявшихся в «день оккупации», стали новшеством, ещё раз подчеркнувшим, как много «мостов на север» всё-таки оставалось в Грузии до последнего времени. Например, впервые именно в нынешнем году и именно 25 февраля председатель «Парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности страны» Шота Малашхия заявил, что в Грузии будет снят фильм об украинском «голодоморе». Почему именно в Грузии, а не в Украине? Наверняка потому, что в рамках новой, «постхарьковской» политики Киев  предпочёл бы разгребать жар чужими руками. Ведь Малашхия не скрывал: материялы для фильма авторы получили от украинских коллег.

А руководитель другого парламентского комитета – По делам диаспоры и северного Кавказа – Нугзар Циклаури опять-таки именно в день оккупации намекнул на возможный итог многомесячных дискуссий о целесообразности признания «геноцида адыгов в XIX веке»: парламент Грузии просто может сослаться на соответствующее постановление  верховных советов  Кабардино-Балкарии, Адыгеи и парламента Абхазии, принятых в конце прошлого ХХ века,  характеризующие те события как «геноцид» и «этническую чистку». Он же сообщил, что на эту тему в Грузии будут сняты не только документальный, но возможно ещё и художественный фильм.

Городские думы (сакребуло) Тбилиси и других городов приняли решение о переименовании нескольких десятков улиц в столице и регионах. Например, улица «25 февраля», прилегающая к главному кафедральному собору, отныне называется улицей Троицы, а проспект большевика Степана Шаумяна в Гори переименован в проспект царя Картли (восточной Грузии) XVI-го века Симона Первого,  посвятившего жизнь борьбе за независимость. Но не от России а от Турции. Вплоть до последнего времени никто этим не занимался и  дорога, ведущая к главному храму Грузии, по-прежнему носила имя «25 февраля».

Музей оккупации основали ещё несколько лет назад. Но впервые лично министр просвещения, Дмитрий Шашкин наградил в нём победителей школьного конкурса на лучшее сочинение-эссе «Параллели 25 февраля и 8 августа». Министр отметил, что многие ученики «успешно справились с главной задачей и убедительно обосновали прямую связь между февральской оккупацией и августовской агрессией 2008 года».

Вообще, параллели между советской Россией, СССР и её правопреемницей Российской Федерацией проходили через все мероприятия, приближая тем самым  траурную историческую тему к злобе дня. В Тбилисском государственном университете состоялся имитированный судебный процесс над оккупантом – СССР. Судебную коллегию возглавил сам председатель конституционного суда, Георгий Папуашвили. Прокурором и адвокатом выступили наиболее успешные студенты юридического факультета. «Адвокат СССР» всячески пытался объяснить и оправдать оккупацию «объективными причинами», но прокурор был неумолим, а вердикт суда объявил СССР (и его «правопреемницу» – РФ) «виновными в оккупации и агрессии не только 1921 но и 2008 годов.

Последним аккордом стало интервью президента Саакашвили, в котором грузинский лидер вновь заявил, что будет противодействовать проведению олимпиады в Сочи, поскольку она проходит всего в нескольких километрах от оккупированной Абхазии. А всё возрастающая активность Грузии на северном Кавказе, по его словам,  объясняется стремлением «мирно объединить Кавказ без изменения государственных границ».

Вечером, выступая в том же «Музее оккупации» перед курсантами кадетского училища, Михаил Саакашвили сформулировал главную идею дня: «Сегодня, конечно, не 1921 год и у Грузии больше  друзей, чем когда либо, но следует помнить, что в 1990-х годах мы взорвались на всех минах, подложенных врагом, попали во все устроенные  им капканы и проглотили все наживки. Однако у нас уже есть опыт и сформирован политический класс, который не допустит таких ошибок». В чём же ошибка? Судя по всему – в том, что не все мосты были сожжены к тем, кто «закладывал мины», «устраивал капканы» и «закидывал наживки».

Источник: Slon.ru

  • 132
  • 28.02.2011 20:43

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода