Кучму возвращают в большую политику

Читати цю новину російською мовою
Кучму возвращают в большую политику
Новость об открытии уголовного дела против Леонида Кучмы всколыхнула страну. И пока второй президент ходит на допросы, политикум обсуждает политический (по мнению оппозиции) или совершенно «неполитический» характер происходящего…

Первоначально известие о серьезном интересе Генеральной прокуратуры к роли второго президента Украины в убийстве Георгия Гонгадзе сослужило службу «бомбы-сенсации». На некоторое время информационное пространство охватил хаос версий и точек зрения. Спустя несколько дней новостной пыл поумерился. И если эксперты взялись плотнее обсуждать выбор обвинителями статьи УК, срок давности по которой истек, судебные перспективы высокопоставленного фигуранта и список свидетелей, привлеченных к расследованию (сплошь топовые фамилии ушедших лет — Деркач, Марчук, Медведчук), то политики, как это может показаться, успешно разделили между собой информационные обязанности.   Одни оглядываются по сторонам в поисках возможных «виновников торжества», другие видят во всем руку всесильной пропаганды, третьи – заверяют, что ни о какой политике в таком случае и речи быть не может. Тем не менее, политологи забывать о политическом аспекте не готовы. «Получилось, что «дело Гонгадзе» — это какая-то универсальная политтехнология, когда каждая новая политическая группа каждую новую политическую ситуацию использует в свою сторону», — отмечает директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. И действительно, складывается впечатление, что «нишу» на свой вкус в сложившейся ситуации готовы занять не только представители власти.

Пока экс-глава государства продолжает настаивать на собственной невиновности и вспоминать о возможной антиукраинской операции спецслужб (схожим образом дело Гонгадзе интерпретируют, к примеру, в КПУ), властный лагерь и его основные оппоненты будто бы разделили между собой две самые популярные экспертные точки зрения на происходящее. В оппозиции, как это и можно было ожидать, придерживаются «имиджевого» видения, повторяя некоторым образом заключения части политологов о том, что своевременное возбуждение резонансного уголовного дела может объясняться желанием отвлечь украинцев от более насущных проблем.
 
Подобная точка зрения популярна среди разных флангов оппозиции. «Сейчас дело против Кучмы открыли, чтобы раз и навсегда закрыть. Поставить точку в истории Кучмы с Гонгадзе. Таким образом публично официально обелить его и отвлечь внимание народа от другого», — допустил лидер «Свободы» Олег Тягныбок. «Это отвлекающий маневр Януковича, который хочет таким образом отвлечь внимание людей от развала экономики, социальной сферы, повышения тарифов, роста цен», — озвучила схожую точку зрения еще в Брюсселе Юлия Тимошенко. Для ведущей оппозиционерки, похоже, неожиданное известие приобрело почти личный характер. Снова-таки, солидаризируясь с некоторыми специалистами, Юлия Владимировна увидела в бедах Леонида Даниловича временную угрозу для себя. «Для Януковича это дымовая шашка, которую он взорвал именно в тот день, когда я собиралась ехать в Брюссель», — не смогла пройти мимо лестного для себя вывода экс-премьер-министр.

«Рекламная» версия событий, близкая оппозиции по духу, служит для антипатиков нынешней власти удобным поводом напомнить о спорных достижениях правления Виктора Януковича и Николая Азарова и пройтись по оппонентам. «Но я хотела бы разочаровать Януковича, потому что эти громкие информационные поводы ненадолго. А его личные проблемы, которые являются последствием его непрофессиональной политики, к сожалению, будут продолжаться», — делает неприятные для власти прогнозы Юлия Тимошенко. А руководство страны, несмотря на то, что является в некотором роде «политжертвой» решения Генеральной прокуратуры, тем временем продолжает настаивать: никакой политики, только правосудие.

Пока для оппозиции правилом хорошего тона стало использовать «имиджевые» аргументы, власти предпочитают пояснять интерес Генпрокуратуры к Леониду Кучме правоохранительной закономерностью – пришло время узнать правду, не более того. «Все это вполне естественно… и надо получить ответы на все вопросы, которые во времени очень растянуты, то есть больше, чем 10 лет. Слухи вокруг того, что этот процесс превращается в современный политический процесс – это, я скажу, только слухи», — объяснил, что есть что, пребывающий в Сингапуре президент. Если Виктор Янукович (как, к слову, и другие сочувствующие Банковой политики) придерживается максимально простого пояснения а-ля «Дадим следствию закончиться и правосудию свершиться!», то в его окружении не упускают возможность истрактовать события на пользу имиджу руководства страны. « То, что сейчас дело это возбудили – это свидетельство того, что в Украине нет никаких уклонов, каких-то преследований, каких-то политических мотивов в том, кого привлекать к ответственности», — уточнила заместитель главы АП Анна Герман.

Тем самым политик укрепила позиции еще одной популярной среди политологов версии: дело Кучмы – это «экспортный» сигнал о том, что с «избирательным правосудием» в Украине покончено. В нашей стране теперь готовы привлекать к ответственности не оппозиционеров, но вполне провластно мыслящее бывшее руководство государства. И не исключено, что Запад готов разделить схожую точку зрения. В Европарламенте обращают внимание на практическую сторону. «Мы не видим никакой политической подоплеки в возбуждении уголовного дела в отношении Кучмы. Все помнят, что было такое уголовное дело и когда сейчас появляется какое-то развитие, то интересно, что это делает Янукович, но этого не делала оранжевая власть. Я хочу подчеркнуть, что тут воспринимают это как информацию, никто не говорит о внутриполитических аспектах, как это сейчас в Украине», — депутат Европейского парламента, глава парламентского комитета по вопросам сотрудничества с Украиной Павел Коваль.

Как бы ни старались в подборе «неполитических» аргументов власти для зарубежных слушателей, очевидно, что как раз политическое влияние «Кучмагейта» внутри страны нового разлива недооценить сложно. И попытки использовать сложившуюся ситуацию для улучшения/ухудшения имиджа власти могут оказаться только вершиной айсберга. Пока широкомасштабное возвращение бывшего главы государства в большую политику остается делом не слишком четко очерченной перспективы, основная проблема (или достижение – смотря с какой стороны оценивать) такого положения дел – проблемы Леонида Кучмы могут дать старт затруднениям многих политиков. «Тут, безусловно, удар по Кучме несет такую четкую символическую нагрузку, «раз берем за жабры самого папу», то с другими церемониться не будем», — цитирует «Голос.ua» политтехнолога Андрея Золотарева.

Первым кандидатом на беспокойство, по мнению большинства экспертов, остается Владимир Литвин – наиболее вероятный «сосед» Леонида Кучмы по делу Гонгадзе. И сам спикер это понимает. Начав с утверждений о том, что не видит в уголовном преследовании своего экс-работодателя признаков давления в свой адрес, уже через пару дней председатель ВРУ признался: «Я вижу, что начинается очередная кампания травли Литвина». На сегодня самым активным «травителем» все еще остается Николай Мельниченко, который успел обвинить бывшего главу АП в подготовке государственного переворота. Со стороны Генпрокуратуры, как и в высших эшелонах власти, явственные претензии в адрес Литвина еще не звучали. Впрочем, Владимир Михайлович играет на опережение, не упуская возможности подчеркнуть благотворность сотрудничества Народной партии с ПР. Да и в целом в красноречивом восхвалении реформаторского гения нынешней власти в последнее время с ним сравнится не каждый «регионал». А в недрах политикума, между тем, зреют слухи о возможной отставке спикера. С одной стороны, Владимир Литвин со своими обязанностями справляется вполне успешно. Но с другой – тяжело поверить, что в партии власти вовсе не хотели бы видеть в президиуме однопартийца…

Если дело Кучмы обернется проблемами для главы парламента – говорить об отсутствии политического «компонента» развернувшейся кампании во благо правосудия уже не придется – хотя бы потому, что даже неполитический ход такого масштаба будет иметь совершенно определенные политические результаты. К тому же, следует учитывать, что прецедент может иметь и более широкие последствия. Уголовные проблемы части нынешних оппозиционеров – показатель, в антикоррупционности которого сомневаются не только в Украине, но и на Западе. Открытие дело против Леонида Кучмы показывает, что от возможного возмездия не застрахован никто. И избавиться от «привкуса» политики такая ситуация в стране может только в том случае, если каждое из подобных дел дойдет до суда, позиция Генпрокуратуры будет убедительно доказана, а вердикт окажется справедливым. В противном случае говорить о правовом государстве и том, что «нет никаких уклонов» будет несколько затруднительно. А проверить последовательность защитников права не так уж и сложно. Расшифровок записей Николая Мельниченко, которые пока признаны как вещдок может хватить на комплект уголовных дел – и против сегодняшнего руководства страны тоже. Но для того, чтобы определиться: будут учитываться пленки полностью или по схеме «Здесь читаем, здесь – не читаем» (не говоря уже о добровольных отставках действующих лиц, о которых заговорили в оппозиции) – нужна воля. Политическая в том числе.

Текст: Ксения Сокульская

Источник: Подробности

  • 71
  • 30.03.2011 12:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода