Фукусима и «экономическое цунами»

Читати цю новину російською мовою
Фукусима и «экономическое цунами»
В результате случившейся в марте серии катаклизмов Япония понесла человеческие, материальные и даже территориальные потери. Эти события спровоцировали «экономическое цунами», которое катится по всему миру.

Потери Японии от землетрясения, цунами и аварии на АЭС пока невозможно в точности подсчитать: еще не разобраны завалы, не выяснена судьба более десяти тысяч человек, еще вовсю фонит «Фукусима-1», заражая радиацией воздух, воду и землю. Пока даются лишь ориентировочные цифры. Японское правительство оценивает экономический ущерб в $190 млрд – $310 млрд, более 5% годового ВВП страны, пишет Yтро.ru.

Такие цифры уже делают японскую катастрофу самой дорогой в истории современной цивилизации. Однако они существенно возрастут, если к ним прибавить упущенную выгоду от сокращения производства и убытки смежников по всему миру, недополучивших японские узлы и детали. Стихия разорвала наиболее высокотехнологичные звенья глобальных производственных цепочек, поскольку Япония ежегодно экспортирует наиболее продвинутые и надежные электронные изделия и детали на сумму, приближающуюся к $100 миллиардам. По некоторым категориям этой продукции ее доля на мировом рынке составляет до 60%. И заменить японские комплектующие бывает просто нечем или же это сопряжено с ухудшением качества конечной продукции.

Такая ситуация приводит к сокращению производства и срыву проектов в самых разных отраслях. Например, в ближайшее время на мировых рынках может возникнуть дефицит жидкокристаллических экранов, возрастут цены на цифровую технику, местами застопорится производство бытовой техники и авиалайнеров. Не лучшим образом складывается ситуация и в автопроме: в настоящий момент все японские автозаводы остановлены, из-за чего не только новых машин, но и запчастей из Страны восходящего солнца в мае – июне можно не ждать (сейчас еще отгружаются «предкатастрофические» партии). Из-за недостатка «родных» комплектующих уже сократили выпуск автомобилей заводы японских компаний в Северной Америке и Европе, что неминуемо скажется на экономических показателях тамошних стран.

Плохо еще то, что мировая промышленность обязана Японии одним организационным новшеством: минимизацией складских запасов. Благодаря четкой и отлаженной схеме глобальной логистики большинство современных предприятий стало работать, что называется, «с колес»: сырье и детали им подвозят точно в срок, а они так же в срок отправляют свою продукцию далее по цепочке. Теперь цепочка нарушена, да так, что замкнуть ее на другие звенья не получается. Уже начинается повсеместное сокращение выпуска высокотехнологичной продукции, что грозит новой глобальной рецессией.

Сознавая столь невеселые перспективы, страны G7 стараются помочь пострадавшему партнеру. Недавно они договорились продавать иену, чтобы снизить ее неожиданно выросший курс и тем самым помочь японским экспортерам встать на ноги. Иена действительно слегка подешевела.

Однако Япония в настоящее время физически не может увеличить поставки: во-первых, в ряде префектур нарушена инфраструктура, во-вторых, международные транспортные компании перестали работать с портами и аэровокзалами, расположенными в зоне вероятной досягаемости радиации с „Фукусимы-1“ (существенно сократился трафик в портах Токио и Иокогама). И в-третьих, в Японии возник серьезный дефицит электроэнергии. Из-за выхода из строя нескольких АЭС и ТЭЦ регион „большого Токио“, где производится 40% ВВП страны, потерял пятую часть своих генерирующих мощностей.

Японский ядерный концерн TEРСO оказался на грани банкротства: стоимость его активов упала с $40 млрд до $11 млрд, тогда как задолженность (включая запрошенный кредит на преодоление последствий аварий) достигла $ 100 миллиардов. Эксперты полагают, что спасти ядерную энергетику Японии теперь может только национализация. А пока японским компаниям приходится восстанавливать производство в условиях режима строжайшей экономии и веерных отключений электричества.

Не исключено, что сложившаяся ситуация вызовет новую волну перемещения производственных мощностей из Японии на материк – в Китай и страны Юго-Восточной Азии (хотя и сейчас японские компании производят за рубежом пятую часть своей продукции). Высокий курс иены (на который правительство не может повлиять), стремительное старение населения ( 22% японцев – старше 65 лет), энергодефицит, радиация и угроза новых стихийных бедствий – все это не может не сказаться на инвестиционном климате в стране.

Источник: Власти.нет

  • 52
  • 05.04.2011 13:09

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода