Католики поднимают деликатную тему — один из супругов является носителем вируса ВИЧ-инфекции …

Читати цю новину російською мовою
Католики поднимают деликатную тему — один из супругов является носителем вируса ВИЧ-инфекции …
Итак, как поступить супругам, знающим о неминуемом риске заражения СПИДом, — учитывая уже сказанное о том, что этот риск не сводится на нет даже использованием презерватива?

Доцент нравственного богословия в Папском институте брака и семьи имени Иоанна Павла II Хуан-Хосе Перес Соба на страницах газеты «Оссерваторе Романо» излагает аспекты учительства Католической Церкви о браке в применении к деликатной ситуации – когда один из супругов является носителем вируса ВИЧ-инфекции. Статья озаглавлена «Супружеская любовь в эпоху СПИДа».

«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». Это утверждение из книги Бытия открывает неожиданную истину о супружеской любви, проливающую свет на всю человеческую жизнь. В супружеской любви мы открываем ценность самоотдачи, отдачи себя другому, которая и объясняет потребность оставить мать и отца, чтобы стать одной плотью. Этот новый статус человека является реальной духовной связью, выраженной телесно, поскольку тела супругов принадлежат друг другу («жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена», 1 Кор. 4,7).

 В контексте книги Бытия выражение «быть одной плотью» наделено смыслом плодородия, что является частью образа самого Бога, ведь любовь Бога – это источник всякого отцовства. Это значение подчеркивается благословением, дарованным Богом первым супругам: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь».

Супружеская любовь бросает особый свет на истину о человеке, который помогает раскрыть смысл жизни: она рождается как дар и проживается тоже как самоотдача. Тогда она обретает полный нравственный смысл. Речь идет не о простой случайности, но о глубинном выражении смысла супружеского акта как такового. Человеческая сексуальность проявляет себя в супружеской любви и в ней достигает полноты жизни, которую супруги не могут, не вправе фальсифицировать.

 Именно в этом находит свое объяснение так мало понятая норма из «Humanae vitae», согласно которой «всякий супружеский акт должен быть открытым для продолжения жизни».

Говоря о контрацепции, следует проводить различие между «намерением сделать половой акт неплодным» и «совершением неплодного акта».

В первом случае неплодность является сознательным намерением человека, предпринимающего для этого конкретные меры. Во втором же речь идет о биологической характеристике полового акта (неплодным он может быть, например, в определенные дни цикла или во время менопаузы). Только в первом случае можно говорить о нравственном выборе. Это можно отнести и к тем актам, в которых отрицается полная телесная отдача, что нарушает их объединяющее значение.
Вышесказанное является для супругов светом, которым они призваны руководствоваться в различных ситуациях их брачной жизни и которые иногда становятся нелегким испытанием.

 Во время брачного согласия супруги обещают верность в радости и печали, в здоровье и в болезни, благодаря любви, которая не зависит от внешних обстоятельств, но умеет творчески выражать верность в различных перипетиях человеческой жизни.

Одна из таких злободневных ситуаций связана с распространением инфекций, передающихся половым путем. Они затрагивают интимную жизнь супругов. Особенно тяжелым испытанием становится СПИД. Для борьбы с этой болезнью в политических и санитарных кругах настойчиво рекомендуют использование презерватива. Отсюда проистекает этический вопрос о допустимости его использования супружеской парой, в которой один из супругов заражен ВИЧ.

И хотя использование презерватива в единичном акте может быть в определенной мере эффективным для предупреждения заражения СПИДом, все же презерватив не в состоянии гарантировать абсолютную надежность – даже в рамках единичного акта, а тем более на протяжении всей супружеской жизни. Поэтому абсолютно неправильно указывать презерватив как эффективное средство для избежания заражения. Многие кампании по продвижению повсеместного использования презерватива как раз доказали обратное: в то время как подпитывается иллюзия безопасности, увеличивается и вероятность заражения. Предлагать презерватив как решение проблемы – серьезное заблуждение, которое отражает безответственный подход к другому человеку.

Но вернемся к этическому измерению вопроса. Свет, направляющий супружескую любовь, отвергает пути, которые эту любовь развращают. В этом смысле очевидна фальшь «технического решения» в виде презерватива. Половой акт с презервативом не может рассматриваться как полноценный супружеский акт, поскольку партнеры добровольно лишают его неотъемлемых значений, о которых мы говорили выше. Презерватив, действующий как барьер, деформирует половой акт, лишая его не только значения продолжения рода, но и значения «единения двух в одной плоти», то есть тотальности взаимной отдачи в супружеском единении.

 Не является подлинно объединяющей интимная связь, которая намеренно ограничивается посредством барьера, то есть исключается полноценная взаимная отдача супругов. С нравственной точки зрения речь идет о неполноценном супружеском акте. Таково общее этическое суждение для подобных случаев, и мы пока еще не затрагивали вопрос о риске заражения.

Итак, как поступить супругам, знающим о неминуемом риске заражения СПИДом, — учитывая уже сказанное о том, что этот риск не сводится на нет даже использованием презерватива? По взаимному согласию они могут принять решение о воздержании от интимных отношений по мотивам здоровья, как это обычно происходит в случае других патологий, исключающих интимную жизнь.

 Супружеские обещания, данные в день Венчания, побуждают в таком случае ответить с щедростью и отзывчивостью: в этой трудной ситуации супружеское обещание должно придавать сил для того, чтобы жить согласно своему призванию, уповая на Божественную благодать и на поддержку Церкви, сопровождающей супругов на их пути.

Свет Божественного замысла позволяет супругам всегда находить надлежащий ответ и поступать ответственно, прежде всего в моменты тяжких испытаний. Это возможно для тех, кто убежден в ценности человеческой жизни и руководствуется светом любви, требующей полноценной отдачи.

По материалам Радио Ватикан

Источник: Власти.нет

  • 112
  • 31.05.2011 09:22

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода