Почему у Грузии получилось?

Читати цю новину російською мовою
Почему у Грузии получилось?
Когда Украина и Грузия обрели независимость, грузины жили гораздо хуже украинцев. Коррупция разъедала страну, экономика рушилась с каждым годом, законы не работали. Потом грузины начали реформы. И у них получилось…

В советское время был такой анекдот. Заходит грузин в магазин и кладет свой чемодан на прилавок. По просьбе продавца убрать его оттуда отвечает: «Это не чемодан, а кошелек». Так народное творчество отразило безудержную коррупцию и взяточничество в этой солнечной в то время советской республике. Хотя ради объективности следует отметить, что Грузия не отличалась в этом смысле как от своих соседей по Южному Кавказу, так и всей страны, где «свободно дышит человек».

После обретения независимости в Грузии произошло мало изменений. При Шеварднадзе бурный рост коррупции не только не прекратилось, а наоборот даже усилился.  За несколько лет ситуация в Грузии коренным образом изменилась. Ряд реформ уничтожил в стране коррупцию, поднял экономику и уровень жизни. Как это произошло и почему получилось, рассказывает на страницах Украинского тиждня Юрий Райхель.

Изменения возможны

С приходом к власти Януковича отношения с Грузией стали холодно официальными. Наше телевидение и газеты известного направления с упрямством, достойным другого применения, повторяют московскую жвачку о «антидемократическом режиме Саакашвили», который подавляет свободу слова и разгоняет митинги оппозиции водометами, резиновыми дубинками и слезоточивым газом. И даже не видят ничего удивительного в том, что о демократии и свободе заботится российский режим, при котором давно забыли, что такое телеэфиры вживую, а убийства журналистов стали приметой времени.

На фоне ретрансляции российской пропаганды как-то вскользь подается информация, что наши парламентарии едут в Тбилиси для того, чтобы ознакомиться с процессом воплощения успешных (!) экономических реформ. Вице-премьер Сергей Тигипко также поехал туда за опытом. Следовательно, есть что изучать, поэтому и Саакашвили и его команда достигли уже определенных результатов. Однако обо всем этом вспоминают как-то вскользь и нехотя.

Знакомый журналист, который недавно вернулся из Грузии, шокирован тамошним порядком. Его, ярого автолюбителя, более всего поразило то, что полицейские на дорогах не берут взяток, поборами не промышляют и стараются не штрафовать, а предотвратить нарушения. Регистрация нового автомобиля занимает 20 минут, при установленном для этой процедуры нормативе в 30 минут, а получение тобой же выбранного номера машины — 15 минут (норматив — 20). За нарушение установленной нормы чиновника штрафуют. Оплата производится на месте в кассе. Никаких справок не надо. Все, что нужно, учреждение собирает без вашего участия. Паспорт, как зарубежный, так и внутренний, можно заказать или через интернет, или лично. Время оформления — это всего-навсего 20 минут, получение заранее заказанного — 5 минут.

Если бы это все. По индексу экономической свободы 2009 года Грузия занимала 32-е место, по уровню коррупции из 148-й страна поднялась на 11-ю ступеньку. Еще есть над чем работать. По индексу удобства налоговой системы государство находится на 75-м месте. Это при том, что Россия и Украина по этим показателям где-то слишком далеко за сотней и продолжают уверенно скатываться ниже и ниже.

«Продается все, кроме совести»

С таким словам бизнесмен Каха Бендукидзе сошел 1 июня 2004 с трапа самолета в тбилисском аэропорту. Президент Грузии Михаил Саакашвили убедил владельца «Объединенных машиностроительных заводов» вернуться из Москвы на родину для того, чтобы проводить экономические реформы.

Сколько у нас сломано копий, уж сколько святого гнева извергали коммунисты на приватизации и продаже «всенародной» собственности. А сколько проклятий было наложено на тех, кто предлагал либеральные реформы в экономике? Однако Грузия пошла именно этим путем. Потому что давно известно, что государство — довольно неэффективный собственник. Та совсем незначительная доля предприятий, находящихся в собственности государства, работает плохо, качество продукции низкое, покупать ее особого желания никто не имеет.

Например, угольная промышленность Англии было убыточной, пока Маргарет Тэтчер не провела ее реприватизацию. Некоторые шахты пришлось закрыть, но те, что остались, в частных руках приносят прибыли. То же произошло и с железной дорогой. О государственных предприятиях Беларуси и говорить не приходится на фоне того кризиса, который охватил страну.

Но главное — не только продать. Мы и Грузия через это уже проходили, когда ценное имущество за бесценок переходило «нужным людям». Самое важное — продать эффективному хозяину, который не только вложит деньги, но и способен добиться прибыльной работы. И для этого есть проверенный способ — открытый аукцион без каких-то отсечений конкурентов. Для сравнения вспомним недавнюю продажу Укртелекома.

Одним из первых объектов, которые подготовили к продаже, была гостиница «Интурист» в Батуми. В свое время это было местом отдыха номенклатуры. Автор проекта — известный советский архитектор Алексей Щусев (известный по проектам мавзолея Ленина и гостиницы «Москва» в советской столице. Отель выставили на аукцион. Самый богатый в стране человек Бадри Патаркацишвили предложил продать «Интурист» ему, заявив цену, которая  в 40 раз была меньше, чем стартовая, однако его предложение отклонили. Наконец отель продали за $ 3 млн, что значительно превышало первоначальную. Такая же ситуация складывалась вокруг большинства объектов, оставшихся без собственника или разрушающихся от времени или просто работавших убыточно.

Бюджет Грузии, который достигал при Шеварднадзе $ 300 млн., за три года увеличился в пять раз. Отмена лицензий и большинства разрешительных документов вызвала настоящий строительный бум. Ломка коррупционных схем способствовала стремительному росту объемов иностранных инвестиций. И это при том, что стоимость газа, который туда поставляли только из России, увеличилось в четыре раза, соответственно повышалась стоимость электроэнергии.

Торговая война, объявленная Россией, привела к почти полной остановке грузинского сельскохозяйственного экспорта, в частности, вин. Москва явно хотела экономически подавить Грузию. Но случилось наоборот. Экономический рост, несмотря на блокаду, достиг в 2005-2009 годах более 7% в год. И это, не считая своей нефти и газа, практически без каких-либо полезных ископаемых. И даже в кризисный период, когда экономика России и Украины упали на 15%, экономика Грузии росла на 1,7-2%.

Реформировали социальную отрасль и здравоохранение. Если бизнесмену выделяли участок под застройку с больницей, то он должен в другом месте построить новую, оборудованную по современным требованиям. В стране ситуация с больницами и объектами здравоохранения была просто ужасная, однако она постепенно улучшается. При этом государство берет часть расходов на себя. В частности, на обустройство медицинских учреждений.

Репутация — лучший кредит

Все это требовало кадровой революции, которая была бы невозможна без политической воли власти. Стеклянный куб здания МВД Грузии превратился в символ открытости и прозрачности власти. Коррумпированных и непрофессиональных чиновников уволили. А во многих, учитывая упрощение и отмену разрешительных процедур, просто исчезла потребность. Это и есть настоящая административная реформа: сначала упрощаются функции, а затем увольняют людей, которые их выполняли. Таким естественным образом происходит сокращение чиновничьего аппарата. Но в любом случае не наоборот. Поэтому такая, с позволения сказать, реформа в Украине превратилась в ее имитацию и профанацию. И это не случайно, поскольку проводили эту реформу у нас в целях пропаганды, а не для достижения результата.

Конечно, обиженных и лишенных хлебных мест в Грузии немало. Именно они выходят на улицы и площади Тбилиси с протестами и именно поэтому все заканчивается ничем. Поскольку сегодняшние оппозиционеры — вчерашние коррупционеры, и всем в Грузии это известно. Поэтому их никто не поддерживает.

И опять же о кадрах. У одного грузинского министра спросили, почему он не берет взяток. Он, выпускник двух престижных университетов, одного в Америке, другого — в Англии, ответил очень просто: «Я хочу сделать что-то для своей страны, поднять и вывести ее на уровень европейских государств. Моей зарплаты на жизнь хватает, моя семья не голодает. Поэтому если я смогу этого добиться, то после того, как я оставлю госслужбу, устроиться на работу в какую-то западную финансовую компанию с высокой зарплатой не составит труда. Поскольку я буду иметь немалый опыт управления страной. При этом никто не сможет сказать, что я коррупционер. В противном случае вход в приличное общество будет закрыт». Как говорит американская поговорка: «хорошая репутация — лучший кредит».

Источник: Власти.нет

  • 139
  • 31.05.2011 10:14

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода