Авиакатастрофа в Египте спутала Кремлю карты

Читати цю новину російською мовою
Авиакатастрофа в Египте спутала Кремлю карты
Сомневаться в попытках исламистов «оттянуться» на российских туристах не приходится. В такой ситуации оправдаться, свалив все на «стрелочника», будет уже почти невозможно.

Две основные версии падения лайнера, рассматриваемые сейчас специалистами, – это техническая неисправность и диверсия. В пользу обеих есть свои доводы, которые, правда, пока нельзя назвать стопроцентно убедительными. При этом катастрофу сейчас комментируют не только специалисты и люди, непосредственно работавшие с погибшим рейсом, но и политики, у которых есть собственная повестка дня, не обязательно совпадающая с задачей по выяснению истины.

Самолет начал падение во время самой статистически безопасной стадии полета: после набора высоты и включения автопилота. Авиапроисшествия на этом этапе полета крайне редки, поскольку самолет не испытывает существенных нагрузок, как при взлете и посадке, не совершает маневров и резко не меняет высоту и курс. Даже в случае разгерметизации салона или отказа важного узла у пилотов на этом этапе полета есть хотя бы несколько секунд, чтобы сообщить на землю о неисправности. Однако в данном случае связь оборвалась мгновенно, а самолет с высоты 10 тысяч метров упал на землю за считанные секунды, то есть не планировал, а камнем рухнул вниз. Обломки лайнера были разбросаны на очень большой площади, что свидетельствует в пользу его разрушения в воздухе. Если «Эйрбас» упал целиком, то разлет обломков был бы сравнительно небольшим.

Это обстоятельство породило версию «внешнего воздействия» на самолет, немедленно озвученную представителями авиакомпании Metrojet. По данным перевозчика, самолет был в удовлетворительном техническом состоянии, претензий к квалификации его экипажа не было. Во «внешнем воздействии» на лайнер тут же признались боевики Исламского государства, действующие на Синайском полуострове – месте вылета лайнера. На своих страницах в социальных сетях они разместили низкокачественное видео горящего самолета, объявив, что его уничтожение – «месть» за российские бомбардировки Сирии.

Видео, однако, большинством экспертов было признано поддельным. Против версии о том, что лайнер был сбит, свидетельствует также отсутствие у синайских боевиков вооружений, способных «достать» лайнер на высоте более 10 тысяч метров. Кроме того, тут же появились полуофициальные данные о том, что самолеты Metrojet находились в плачевном техническом состоянии. Российская газета МК опубликовала интервью с девушкой, назвавшейся бывшей стюардессой Metrojet. Не раскрывая своей фамилии, она рассказала, что у разбившегося самолета была долгая история неисправностей, включая эпизод выхода из строя гидравлики. По ее словам, авиакомпания вообще переживала не лучшие времена, ее сотрудникам несколько месяцев даже не выплачивали зарплату.

В авиакомпании, правда, заявили, что финансовые затруднения не мешали содержать самолеты в полном порядке. В апреле-мае текущего года лайнер проходил стандартный техосмотр в Ирландии, и местные специалисты признали его состояние удовлетворяющим техническим требованиям.

Однако предположение анонимной стюардессы о возможной поломке нашло неожиданное подтверждение со стороны президента Египта Абдель-Фаттаха ас-Сиси. Он косвенно встал на сторону версии о неисправности, объявив, что все, кто связывают гибель лайнера с действиями террористов, «работают на антиегипетскую пропаганду». Столь категоричное заявление президента, сделанное еще до окончания следствия, вполне объяснимо: на юге Синайского полуострова расположены многочисленные курорты, которые могут понести существенные финансовые потери в том случае, если туристы сочтут это направление небезопасным. В этом смысле случайная техническая неисправность намного менее опасна для курортов, чем предполагаемый успех террористов, утащивших в могилу 224 туриста.

Американцы, пристально следящие за деятельностью боевиков на Синайском полуострове, в свою очередь, пока оперируют обтекаемыми формулировками. Джеймс Клаппер, глава Национальной разведки, заявил, что «прямых доказательств» причастности террористов к падению лайнера нет, однако тут же и «не исключил» возможность их участия. На всякий случай США посоветовали своим гражданам не появляться на Синае и вывезли оттуда всех американских дипломатов. Ряд авиакомпаний от греха подальше запретили своим пилотам летать над полуостровом.

Кстати, пока у США больше всего фактической информации о произошедшем. Разведывательный спутник, оснащенный инфракрасными камерами, зафиксировал в момент подлета лайнера к району катастрофы некую «тепловую вспышку». Важно: она произошла в воздухе, а не на земле. Кроме того, аудиозапись «черного ящика» зафиксировала «нехарактерный для нормального полета звук», раздавшийся сразу перед отключением систем лайнеров. В общем, все выглядело и звучало как взрыв.

Важно еще и то, что американцы полностью исключили версию уничтожения лайнера ракетой «земля-воздух». Все тот же спутник неизбежно обнаружил бы тепловой след от такой ракеты, однако этого не произошло.

Боевики, взявшие на себя ответственность за уничтожение лайнера, позднее выступили с разъяснением: они никогда не заявляли, что сбили его, а лишь сообщили, что добились его крушения – без указания способа действий. Проще говоря, они утверждают, что взрыв произошел не снаружи, а внутри самолета. Речь, видимо, идет либо о террористе-самоубийце, либо об установке взрывного устройства в лайнере еще до его вылета.

В целом на нынешний момент нет никаких данных, исключающих возможность именно такого развития событий. Даже видео с горящим и разваливающимся самолетом в этом смысле представляется не таким уж и невероятным.

Итак, на стороне версии о технической неисправности – анонимная стюардесса и египетский президент, которому надо любой ценой выручать свою туриндустрию. В пользу теракта свидетельствуют многие объективные показатели, оператор самолета и даже вероятные террористы. Подобное развитие событий крайне опасно не только для египтян с их курортами (кто же полетит в Египет, если там в аэропортах в самолеты бомбы подбрасывают?), но и для российских властей.

Дело в том, что весь сирийский нарратив Кремля о «победоносной и далекой войне без жертв» оказывается моментально перечеркнут. Война сразу же перемещается из Алеппо в Санкт-Петербург, а потери среди российского мирного населения уже превысили 200 человек.

Да, россиянам совершенно наплевать на войну и бомбардировки где-то далеко. Многим это даже интересно. Но нет гарантии, что они согласятся сотнями умирать ради освобождения какого-нибудь Аль-Барфума от «Ахрар аш-Шама». Для власти исключительно важно, чтобы в голове простого россиянина, любящего погреть пузо в Турции, Египте или Тунисе, не родилась крамольная мысль, типа: «Ради счастья и процветания сирийских оборванцев Путин отправил под нож две сотни жителей Петербурга». Сирийская война с самого начала для россиян была чем-то совсем непонятным. И если выяснится, что цена за нее – риск вместо курорта попасть в список погибших, отношение к путинской авантюре может измениться самым коренным образом.

В каком-то смысле, для Кремля падение российского «Эйрбаса» в Египте сродни катастрофе малазийского «Боинга» в Донбассе: непредсказуемое событие, полностью меняющее восприятие успешной, вроде бы, войны. Причем в гибели обоих самолетов опосредованно виноват Путин. Но если в случае MH-17 речь шла об иностранцах (неприятно, но, в общем, наплевать), то тут – о своих, о россиянах. Это уже намного серьезнее, поскольку краеугольный постулат внутренней политики РФ звучит так: «Путин ошибок не совершает». Стоит ему надломиться, закачается и покроется трещинами весь миф о его непогрешимости и легитимности.

Насколько велика озабоченность Кремля, ясно из действий его обитателей. Сам Путин несколько дней никак не комментировал авиакатастрофу, опасаясь вообще появляться на людях. Лишь на совещании с министром транспорта он скороговоркой выразил соболезнования и пообещал помочь близким погибших. После крушения «Боинга» он точно так же несколько дней не выходил к прессе, переваривая произошедшее.

Еще интереснее повел себя Дмитрий Песков – пресс-секретарь президента. 3 ноября он официально попросил не связывать падение российского самолета с операцией в Сирии: «Это абсолютно разные измерения, абсолютно разные вопросы». Однако его репутация патологического вруна вызвала прямо противоположный эффект.

Россияне все-таки увязали взрыв самолета и обещание ИГ отомстить за Сирию. Поняв, что к чему, они бросились массово отказываться от путевок в Египет и другие мусульманские страны, а самые осторожные – вообще от любых полетов. Выступление Пескова никого не успокоило, скорее напротив: стало ясно, что в Кремле версию причастности ИГ рассматривают вполне серьезно.

Разумеется, как и в случае с малазийским «Боингом», все силы государственной пропаганды сейчас будут брошены на то, чтобы убедить народ в чем угодно, кроме правды. Сделать это будет сравнительно просто, поскольку расследованием будут заниматься власти Египта и РФ, которым именно эта версия наиболее выгодна. В случае необходимости они и доказательства подделают – не в первый раз уже.

Но и тут есть проблема. Даже если сейчас Путину и его телевидению удастся заверить россиян в непричастности Исламского государства к катастрофе, то второй аналогичный теракт против россиян ударит прямо по рейтингу доверия президенту. А сомневаться в попытках исламистов «оттянуться» на российских туристах не приходится, сейчас они будут особенно активно работать в этом направлении. В такой ситуации оправдаться, свалив все на «стрелочника», будет уже почти невозможно.

Автор: Иван Яковина

Источник: Новое время

  • 1565
  • 03.11.2015 20:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода