«На той стороне Абхазия, Грузия — левее». Будни мотострелковых бригад в Дагестане

Читати цю новину російською мовою
«На той стороне Абхазия, Грузия — левее». Будни мотострелковых бригад в Дагестане
Год назад было завершено формирование двух новых соединений Минобороны РФ — горных мотострелковых бригад в Дагестане и Карачаево-Черкесии. Теперь, когда бригады полностью готовы к бою, в одной из них побывал собкор

Год назад было завершено формирование двух новых соединений Минобороны РФ — горных мотострелковых бригад в Дагестане и Карачаево-Черкесии. Теперь, когда бригады полностью готовы к бою, в одной из них побывал собкор «Известий».

Из карачаево-черкесской станицы Зеленчукской рейсовый «пазик» целый час карабкается в горы. Перед последним, семикилометровым броском до Сторожевой-2 в салоне остаются лишь военные и их жены с покупками.

Военный городок из полутора десятков жилых пятиэтажек, детсада, школы, супермаркета и дома офицеров. Через пару километров — КПП горной бригады на высоте 1200 метров над уровнем моря среди лесов и сияющих на горизонте снежных вершин Главного Кавказского хребта.

В этих местах когда-то рыскал со своим абхазским батальоном будущий террорист N 1 Шамиль Басаев, а посланное на его перехват подразделение внутренних войск даже не рискнуло преградить путь «волчарам».

 — Госграница проходит как раз по этому хребту, — показывает на острые пики старший офицер по горной подготовке бригады Вячеслав Танаков. — На той стороне уже Абхазия. Грузия несколько левее.

Танаков рассказывает: за год бойцы научились по травянистым и заснеженным склонам взбираться, по отвесным скалам карабкаться, горные реки преодолевать — вброд и по навесным переправам. Многие получили спортивные разряды по альпинизму.

 — Неужели на любую из вершин подниметесь? — сомневаюсь, глядя на отвесные скалы высотой до 3,5 тысячи метров.

 — На любую, — отвечает Танаков. — И через реку самую бурную переправимся — через Большой Зеленчук, Архыз, Терек.

Офицер не скрывает: это возможно благодаря уникальной амуниции. Ею снабжен каждый боец спецподразделений бригады, потому что они идут первыми, обеспечивая проход остальным. Легкие в установке палатки, устройства для подъема и спуска, ледорубы, снегоступы, кошки с антиподлипом, лавинные щупы и лопаты, горные лыжи с камусами (не катятся назад) … Только очков у бойца — три вида: солнцезащитные, горнолыжные и просто защитные — от ветра и пыли. Одно огорчает: все это продукция зарубежных фирм.

Экипировка в 177 тысяч

Зато одежда, по словам Танакова, вся отечественная. Теплые непромокаемые комбинезоны явно легче нынешних армейских — достаточно подержать в руке тот и другой. Тут же влагоотводящее термобелье, варежки на липучках, мгновенно превращающиеся в перчатки с открытым для нажатия спускового крючка пальцем, влагостойкие горные ботинки с высокими берцами, утепленные бахилы, в которые боец переобувается во время отдыха на стоянке и не ежится от мороза…

 — Я родом из работа Новосибирска, — рассказывает командир взвода разведки старший лейтенант Виталий Рожнов. — Увлекался альпинизмом и горными лыжами на Алтае. Лучше такой экипировки не бывает. В одежде из х/б, в которой тренировался в военном училище, сначала вспотеешь, а затем замерзнешь. Термобелье же сохраняет тепло, как бы ты ни взмок. К тому же оно плотно облегает тело, не имеет швов.

Или взять страховочную систему. Если традиционная армейская изготовлена из простых брезентовых ремней, то эта — из прочных и легких материалов, она многофункциональна и регулируется по росту. А ледоруб из особых сплавов, заменивший прежний полуторакилограммовый аналог, весит не более полкило, выдерживая нагрузку в треть тонны.

Полный набор амуниции каждого горного стрелка обошелся казне в 177 тысяч рублей. Это без учета оружия, боеприпасов, бронежилета, каски. Для сравнения: равнинный мотострелок экипируется всего на 13 тысяч рублей.

Без БМП, но с лошадкой

 — Прошлой зимой мы пять суток провели в палатке на горном склоне в сильный мороз. И хоть бы что! В такой экипировке там можно оставаться бессрочно, если обеспечить доставку еды, — продолжает Виталий.

 — Только доставка-то у нас особая, — поясняет офицер Танаков. — Техника тут не поможет. Уже закуплены несколько десятков лошадей монгольской и карачаевской пород. Сейчас они проходят обучение в Кабардино-Балкарии.

Низкорослые, очень выносливые и совершенно неприхотливые к корму монгольские и карачаевские кони издавна считаются идеальными для горных переходов. Если равнинная лошадь спасует перед крутым каменистым спуском или узкой тропой между отвесной скалой и обрывом, то горянка смело пойдет вперед. У нее такие крепкие копыта, что даже подковы не требуются. Сейчас их учат таскать на огневые точки в горах оружие и боеприпасы. Именно лошадки примут на себя часть солдатской ноши и будут тягать в горы даже минометы.

В боксах бригады нет ни танков, ни боевых машин пехоты. Уязвимую в ущельях броню заменили многоцелевые тягачи с пулеметами и пушками, способными держать под прицелом вершины.

 — Заново учимся здесь стрелять из всех видов оружия, — объясняет еще одну особенность майор Вадим Смоляр. — Горы искажают равнинное представление о расстоянии. Когда ведешь огонь по целям вверху, кажется, будто они ближе. Когда же стреляешь сверху вниз — все наоборот.

Вот бойцы-контрактники (срочников здесь нет) и тренируются в меткости. Безлюдных вершин для этого хватает. А попытка создать добротный полигон рядом с одним из опустевших селений провалилась. Было в том селении несколько хибар, жильцы которых легко согласились переселиться за небольшую компенсацию. Когда же дошло до оформления документов, выяснилось: в хибарах спешно прописалось чуть ли не полреспублики, встав в очередь за деньгами. Приходится ездить на полигон в соседний Краснодарский край.

В квартире не хватало только зубной щетки и тапочек

 — Мы сами из Забайкалья, — рассказывает жена офицера Ольга Маркачева. — Муж приехал сюда первым, получил двухкомнатную служебную квартиру и звонит радостно: «Оля, здесь все есть!» Я не поверила. Ведь как до сих пор было? Армия наобещает, но ничего не даст. И только когда сама приехала с дочкой, ахнула: действительно все. И мебель, и постели, и даже телевизор с холодильником. Оставалось только тапочки и зубную щетку из сумки достать.

Вот только с климатом здесь — сложная история.

 — Некоторые семьи так и не смогли акклиматизироваться и уехали к другому месту службы, — говорит Маркачева. — А мы с дочкой помаялись головной болью, почихали, посопели. И теперь все нормально. Муж несколько огорчился, что его зарплата здесь такая же, как в Забайкалье. Рассчитывал на большее: все-таки часть элитная. Но зато квартплата невысока, а продукты заметно дешевле. Грецкие орехи отсюда посылками на родину отправляем.

Служебные квартиры получили все семейные офицеры бригады, заверили в штабе. Неженатые живут пока в общежитиях военного городка. Так же, как и контрактники, у которых общежития на территории части. Их кубрики напоминают гостиничные номера на четырех человек. На две комнаты — туалет, душевая, сушилка.

 — Когда я служил срочную, у нас десять умывальников было на сто пятьдесят человек, — говорит сержант артдивизиона Михаил Соколов. — А здесь все почти как дома. И на службу ходишь как на работу.

Мирной жизни без военных не бывает

Долгожданная работа появилась с формированием бригады у десятков жителей окрестных селений. Одни заключили контракт и надели погоны. Другие нанимаются в бригаду строителями. На территории части достраиваются поликлиника, стадион с искусственным покрытием. А во внушительном пищеблоке с современным оборудованием работает своя пекарня.

 — Езжу сюда за сорок километров из станицы Кардоникской, — говорит повар Алексей Босов. — Ближе найти работу не смог.

… За год у бригады не случилось ни одной боевой операции, никаких стычек с террористами. Только тренировки, учения, новоселья да новые группы в детсаду. А может, как раз потому и спокойнее теперь в кавказском приграничье, что здесь обосновались хорошо подготовленные и первоклассно экипированные воинские части?

Источник: Известия

  • 102
  • 29.01.2009 11:51

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода