Чем ответят США на космический спутник Ирана?

Читати цю новину російською мовою
Чем ответят США на космический спутник Ирана?
Иран официально вошел в клуб космических держав, впервые самостоятельно запустив искусственный спутник Земли. «Исторический прорыв к звездам» специально приурочили к 30-летию Исламской Республики.

Иран официально вошел в клуб космических держав, впервые самостоятельно запустив искусственный спутник Земли. «Исторический прорыв к звездам» специально приурочили к 30-летию Исламской Республики. Распоряжение о запуске отдавал лично президент страны Махмуд Ахмадинежад. Для него это событие — личный триумф. А для американцев и израильтян, считающих Тегеран самым опасным звеном пресловутой «оси зла», — повод для серьезных (и невеселых) раздумий.

Спутник получил романтическое название «Надежда» (на фарси — «Омид»). Его запуск транслировало в прямом эфире национальное телевидение. Все прошло успешно  — аппарат выведен на орбиту, где пробудет от одного до трех месяцев.

Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки поспешил успокоить иностранных коллег: «Наша спутниковая программа разработана исключительно в мирных целях». Едва ли эти заверения обнадежат Вашингтон и Тель-Авив. Во-первых, там давно уже не верят словам иранцев, видя в них потенциальных противников и «спонсоров терроризма». А во-вторых, все понимают: дело не в этом конкретном «Омиде» (он может быть самым что ни на есть мирным), а в технологиях.

Если иранцы могут самостоятельно вывести на околоземную орбиту спутник, это означает, что у них есть баллистические ракеты, которые завтра (или послезавтра, или через пару лет) будут способны донести до Израиля и до американских баз в регионе боевой заряд. Хорошо, если не ядерный.

Растущая не по дням, а по часам военная мощь «режима аятолл» — это сегодня едва ли не главная внешнеполитическая проблема для американской администрации. А для израильтян и вовсе вопрос выживания еврейского государства. Ведь Махмуд Ахмадинежад не раз заявлял: его цель — освобождение народа Палестины, прекращение «оккупации Иерусалима» и ликвидация «оплота сионизма».

Что дальше? Варианта собственно два. Первый: США и Израиль смирятся с появлением в регионе ядерно-космической державы, начнут налаживать с ней диалог, пойдут на экономические и политические уступки — в надежде, что рано или поздно к власти в Тегеране придут более умеренные политики, чем нынешний президент. Примерно по такому сценарию развиваются события вокруг Северной Кореи.

Иран — на пути в ядерно-космический клуб, но он еще не там. Через пару лет он будет в состоянии нанести американцам и израильтянам «неприемлемый урон»

Второй вариант — далеко не столь радужный. Иран — на пути в ядерно-космический клуб, но он еще не там. Через пару лет он будет в состоянии нанести американцам и израильтянам «неприемлемый урон», но пока еще не может. А значит, в распоряжении Пентагона и израильских генералов остаются считанные месяцы, чтобы постараться решить иранскую проблему военным путем. Потом будет поздно. Так или примерно так рассуждают «ястребы» в военных ведомствах двух стран. Вопрос в том, прислушаются ли к их доводам политики. Если да, то мир окажется на пороге такой войны, по сравнению с которой операция по свержению Саддама Хусейна покажется игрой «Зарница» в пионерском лагере «Артек».

Справка «Известий»

В 2005 году Иран уже запускал спутник — «Синах-1». Однако тот аппарат был произведен российскими специалистами, а на орбиту его выводила наша ракета-носитель «Космос-3М».

В сентябре прошлого года был запущен спутник «Environment 1» — его Иран разрабатывал совместно с Китаем и Таиландом. Наконец, в августе 2008-го иранские СМИ сообщили: местные специалисты самостоятельно вывели на орбиту спутник «Омид». Но вскоре эта информация была опровергнута. США утверждали, что эксперимент закончился неудачей. Иранцы же уверяли, что в космос запускали не настоящий спутник, а лишь его макет.

В ноябре 2008 года Иран провел испытательный запуск ракеты-носителя «Кавешгяр-2». На ее борту находились космическая лаборатория и блок обработки телеметрических данных.

А за несколько месяцев до того, в августе 2008-го, глава иранской Организации аэрокосмической промышленности Реза Тагипур обрадовал соотечественников известием: его страна в течение ближайших десяти лет отправит в космос собственного астронавта. А уже в ближайшем будущем иранцы планируют запустить ракеты собственного производства «Кавешгяр-3» и «Кавешгяр-4» с животными на борту.

Как помешать милитаризации космоса?

Петр Иноземцев

В феврале прошлого года министр иностранных дел России Сергей Лавров представил в Женеве на ежегодной конференции ООН по разоружению российско-китайский проект международного договора, направленного на предотвращение милитаризации космоса. Работа над документом ведется давно, с июня 2002-го. И все усилия упираются в одну непробиваемую стену — США. Не секрет: американцы рвутся с оружием к звездам. Резон понятен — тот, кто превратит околоземное космическое пространство в военную базу, будет безраздельно господствовать в мире. В конгрессе готовится законопроект, который обяжет «Министерство обороны и разведсообщество страны совместными усилиями разработать стратегию защиты для создания и развертывания Соединенными Штатами потенциалов, необходимых для того, чтобы обеспечить свободу действий в космосе». Пока в космосе нет ни размещенного оружия, ни острого соперничества держав за военное превосходство. Но долго ли продлится такое состояние? По оценкам опрошенных «Известиями» экспертов, американцам нужно всего несколько лет, чтобы сделать космос немирным.

А если это муляж?

Дмитрий Литовкин

Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки поспешил успокоить иностранных коллег: «Наша спутниковая программа разработана исключительно в мирных целях»

Как убедиться, что иранцы вывели на орбиту именно спутник, а не «бочку» с маячком? Этот вопрос «Известия» задали генерал-лейтенанту Николаю Родионову, который в 1980-1988 годах командовал отдельной Армией предупреждения о ракетном нападении.

Вот что он сказал: «Выяснить, что именно запустили в космос, достаточно просто. Наша оптико-электронная станция „Окно“, дислоцированная в Таджикистане, выдаст „фотографию“ объекта. А уж специалистам по наличию антенн, других признаков не составит труда дать описание того, что было выведено в космос. А заодно и ответить на вопрос, какие задачи этот объект может решать».

По мнению эксперта, российские станции предупреждения наверняка зафиксировали пуск. Просчитали они и орбиту, на которую был выведен спутник. После уточнения эти данные будут внесены в каталог Центра космического пространства.

Вдогонку за Лайкой

Сергей Лесков, Петр Образцов

Успешный запуск спутника означает, что Иран наверняка повторит путь в космос, проделанный другими державами. Любая аналогия хромает, но можно предположить, что иранская космонавтика и хронологически будет развиваться так же, как, например, советская. А первый искусственный спутник Земли был запущен в СССР 4 октября 1957 года. 3 ноября того же года в космос отправили первое живое существо — собаку Лайку. Первый успешный орбитальный полет с возвращением на Землю совершили собаки Белка и Стрелка 19-20 августа 1960 года. Не пошлют ли иранцы года через три в космос, например, кошку?

Первый полет человека в космос, который совершил 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, стал полной неожиданностью для всего мира. 18 марта 1965 года Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос. Первый групповой полет, первая стыковка пилотируемых кораблей, первая орбитальная станция, полет космонавта длительностью более года — все это достижения СССР. Первые межпланетные станции, достигшие Луны (1959) и Венеры ( 1961), первый спускаемый аппарат на поверхность Марса ( 1971) также сделаны в СССР. Сумеет ли Иран в 2011 году достичь Луны, которую пророк Мухаммед когда-то расколол, а потом вновь соединил половинки?

Вашингтон-Тегеран: возможен ли диалог?

«Дипломатический танец» — так американские газеты характеризуют намеки и реверансы, которые администрация Барака Обамы делает Тегерану.

Новый хозяин Белого дома заявил: он готов протянуть руку Ирану, если тот «разожмет свой кулак». Впрочем, неясно, с кем и когда могли бы состояться переговоры. Не нужно забывать: в июне в Иране пройдут президентские выборы. И нынешний глава государства Махмуд Ахмадинежад — непримиримый противник Вашингтона — намерен принять в них участие.

А пока Ахмадинежад предложил Обаме «коренным образом» пересмотреть политику, отказавшись от военного присутствия во всем мире. «Он также должен принести извинения за те преступления, которые были совершены американцами против нашей страны», — сказал президент Ирана.

Американские дипломаты заявляют: сейчас США пересматривают свою политику по отношению к Ирану. Но, как хорошие мастера детективного жанра, они не уточняют, как и в каком направлении такой пересмотр ведется.

На прошлой неделе британская «Гардиан» вступила с прямо-таки сенсационным сообщением: Госдепартамент подготовил послание руководству и народу Ирана с призывом прекратить идеологическое противостояние и начать прямые переговоры. Белый дом и госдеп дружно открестились от этой новости. Но само ее появление стало сигналом: переговоры возможны.

Однако позиции сторон согласовать трудно — если вообще возможно. Спецпредставитель иранского президента Самаре Хашеми заявил: прямой диалог между Тегераном и Вашингтоном возможен, если США примут как должное ядерную программу Ирана. Два других условия — вывод американских войск из Ирака и Афганистана, а также прекращение поддержки Израиля.

Источник: Известия

  • 33
  • 04.02.2009 13:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода