Перевесит ли отказ США от ПРО в Европе российские С-300 для Ирана?

Читати цю новину російською мовою
Перевесит ли отказ США от ПРО в Европе российские С-300 для Ирана?
С одной стороны, США с их третьим эшелоном противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе (Польша и Чехия), с другой,  — Иран с его ядерными и ракетными приготовлениями с возможной поставкой российских систем ПВО С-300. Интересный получается

С одной стороны, США с их третьим эшелоном противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе (Польша и Чехия), с другой,  — Иран с его ядерными и ракетными приготовлениями с возможной поставкой российских систем ПВО С-300. Интересный получается баланс. А раз есть баланс, то возможен дипломатический торг. Так, по крайней мере, полагают эксперты из Stratfor, американского аналитического интернет-издания.

Администрация президента Барака Обамы, пишут они, уже неоднократно направляла сигналы в адрес России относительного того, что США могли бы пойти на уступки в вопросе размещения противоракет в Польше и радара в Чехии в качестве третьего элемента ПРО в рамках возможного соглашения между Россией и Ираном.

Задача Москвы в контексте подобных договоренностей, замечают аналитики, состояла бы в убеждении Тегерана отказаться от военной ядерной программы.

С подобными идеями выступили высокопоставленные представители госдепартамента США, включая госсекретаря Хилари Клинтон.

Таким образом, увязка проблемы развертывания американской ПРО в Европе с иранским вопросом потенциально открывает путь к развязыванию узла в отношениях между США, Ираном и Россией.

Между тем, напоминает издание, Соединенные Штаты уже затратили со времен правления президента Рональда Рейгана (80-е годы прошлого века) свыше $ 100 млрд на создание амбициозной противоракетной системы.

У некоторых государств, таких, как Израиль и Япония, например, этот проект вызывает энтузиазм, и они стали партнерами Пентагона в его разработке.

Другие же, прежде всего, Иран и Северная Корея не испытывают восторга по поводу работ в рамках создания глобальной ПРО, поскольку такая система превратила бы в «хлам» имеющиеся у них на вооружении баллистические ракеты.

Россия, со своей стороны, убеждена, что система ПРО представляет для нее двойную угрозу. Во-первых, для их обслуживания потребуются американские военные в регионе, который Москва относит к зоне своих жизненно важных интересов.

По иронии, именно поэтому и по некоторым другим причинам поляки и чехи хотели бы как раз обратного — развертывания у себя компонентов американской ПРО.

Во-вторых, опасение Москвы вызывает тот факт, что развертывание системы ПРО в Европе предоставит Вашингтону дополнительный опыт в том, что касается использования систем, которые в конечном счете могут привести к размыванию  эффективности российского потенциала ядерного сдерживания.

Вот, почему, планы США по созданию ПРО в Европе служат самым большим камнем преткновения на пути российско-американских договоренностей. Однако все дело в том, что Вашингтону нужна помощь Москвы, подчеркивают аналитики из Stratfor

Первая проблема это — Афганистан. Соединенным Штатам, учитывая поставленные военные задачи и затруднения, возникающие с доставкой необходимых грузов из Пакистана, нужен новый обходный путь, который мог бы проходит через Иран либо через российские «задворки» — территории стран Средней Азии и Кавказа.

Для «прокладки» обоих путей потребуется молчаливое российское согласие.

В частности, Россия в состоянии затруднить любые американо-иранские переговоры на эту тему, предложив Тегерану современные вооружения и ядерные технологии, что закономерно изменит баланс сил на линии США — Иран.

Именно здесь по этой причине возникает ситуация, способная привести к пересмотру американской позиции по ПРО в Европе.

Отход же американцев от идеи по развертыванию ПРО мог бы, на самом деле, подтолкнуть русских к оказанию давления на Тегеран с целью пойти на уступки.

Для иранцев, в свою очередь, осложнения США в Ираке наряду с потенциальным откатом от ПРО в Европе помогли бы достичь сносной открытой сделки с «Великим сатаной», как в Иране называют США, что привело бы к окончанию положения Ирана, как страны-парии.

Если, скажем, Иран отказывается от своих ядерных разработок, а Вашингтон отвечает отказом от развертывания элементов ПРО в Восточной Европе, то тогда исчезает самое серьезное затруднение в контексте американо-российского диалога.

Конечно, предупреждают аналитики, это, к сожалению, не принимает во внимание одного из отягчающих факторов — сотрудничества Ирана и Северной Кореи в сфере ракетных технологий. Тем более, что хорошо известно: иранские ракеты «Шахаб-3» и северокорейские ракеты «Нодон» это — по сути одни и те же ракеты.

Эксперты советуют также принять во внимание тот факт, что основные противоречия на вращаются вокруг испытываемого Россией неудобства в отношении ПРО в Европе, а вокруг озабоченности Москвы по поводу американского военного проникновения на российскую «периферию», особенно это касается Польши.

Загвоздка кроется еще и в поддержании американо-российского стратегического паритета. Поскольку у России обычные вооруженные силы остаются еще в относительно неважном состоянии, единственной их надежной системой обороны до поры до времени будут оставаться силы ядерного сдерживания.

Так как США пока что завязли в Ираке и Афганистане, у них нет возможностей для ответа на агрессию России, как это было в случае с войной в августе прошлого года с Грузией.

Однако подобная благоприятная возможность для России контролировать свою периферию ограничена по времени — до тех пор, пока Вашингтон не получит в свое распоряжение с дюжину бригад быстрого реагирования без привязки к определенному месту развертывания.

Вся схватка вокруг ПРО в Европе по сути идет за то, чтобы удалить оттуда США. В таком случае другие государства на российской периферии будут воспринимать Москву не иначе, как державу, ответственную за подобное «выдворение».

По существу в корне проблемы лежит желание закрепить у других понимание того, что Соединенные Штаты уважают и признают за Москвой ее сферы влияния.

Тем самым будет воссоздана, пусть и символическая, географическая буферная зона в Европе.

Это критически важно, поскольку с течением лет США уйдут из Ирака и Афганистана. Тогда-то Вашингтон получит возможность направлять свои войска в такие регионы, как страны Балтии, Польша, Грузия.

Россия же хотела бы от Соединенных Штатов твердого соглашения о том, что Вашингтон будет уважать российские сферы влияния, дабы исключить возможность подобного поворота событий.  

Итак, принимая во внимание заявления обеих сторон — и США, и России — можно сделать вывод, что переговоры о транзите невоенных американских грузов через территорию России продвигаются вперед.

Остается только увидеть, однако, готовы ли США выполнить другие российские требования, в особенности относительно подключения Грузии и Украины к НАТО, в ответ на позволение доставлять грузы в Афганистан и с учетом возможного сотрудничества по проблеме Ирана.   

Тем временем, в Москву прибыл министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджжар для переговоров о поставках российского вооружения, прежде всего средств ПВО. Тегеран особенно интересуют ракетно-зенитные комплексы С-300ПМУ-1, контракт на поставку которых был уже давно подписан, напоминает «Коммерсантъ».

Пока что самым большим достижением России и Ирана в сфере военно-технического сотрудничества стал заключенный в декабре 2005 года контракт на продажу 29 комплексов «Тор-М1» на сумму около $700 млн.

С тех пор Тегеран проявлял особый интерес к комплексу С-300ПМУ-1.

Контракт на поставку пяти дивизионов С-300 за $800 млн был подписан и парафирован уже давно, но исполнение контракта не было начато по политическим причинам.

По мнению гендиректора Института изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, Тегеран сейчас заинтересован в приобретении российских средств ПВО как никогда, поскольку завершается строительство Бушерской АЭС. В случае роста напряженности такой объект стратегического характера будет первой мишенью. Иранские официальные лица не стесняются говорить, что только Россия может гарантировать воздушную безопасность Ирана от потенциальных угроз со стороны Израиля или США, поставив ему передовые оборонительные системы.

По мнению эксперта, на сей раз глава минобороны Ирана покинет Москву с конкретными договоренностями.
Однако, по информации «Коммерсанта», особого повода для оптимизма у Тегерана нет.

Как заявил источник в российской оборонке, контракт по С-300 может быть исполнен в любое время. На подходе и новые соглашения, идет обсуждение контрактов по поставкам комплексов ПВО средней дальности «Бук-М1».

Однако для начала действий необходимо принятие политического решения, которого по-прежнему нет.
Судя по всему, делает вывод газета, главным сдерживающим фактором в развитии ВТС с Ираном для Москвы является возможность улучшить отношения с США после прихода к власти новой администрации.

Москва возлагает большие надежды на предстоящие возможные контакты с американцами — госсекретарем Хилари Клинтон в марте и самим Обамой в апреле, поскольку стороны могут найти компромисс по вопросам ядерного разоружения и размещения объектов ПРО США в Восточной Европе.

Сообщения же о начале поставок Ирану систем С-300 способны серьезно омрачить атмосферу на этих переговорах.

Источник: Point

  • 11
  • 18.02.2009 23:46

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода