Грузия: одной революции мало

Читати цю новину російською мовою
Грузия: одной революции мало
Против Михаила Саакашвили восстали почти все политические партии Грузии — они требуют отставки президента и проведения досрочных выборов. Но кампания по отстранению Саакашвили от власти вряд ли завершится быстро и успешно

Против Михаила Саакашвили восстали почти все политические партии Грузии — они требуют отставки президента и проведения досрочных выборов. Но кампания по отстранению Саакашвили от власти вряд ли завершится быстро и успешно: в оппозиции нет ни согласия, ни единого плана действий.

Весеннее политическое обострение в Грузии уже гораздо меньше будоражит кровь простых граждан, чем осенние события 2007 года, завершившиеся жестоким разгоном в Тбилиси мирных акций протеста. Хотя за это время грузинская оппозиция пополнилась весомыми политическими фигурами — экс-спикером парламента Нино Бурджанадзе и бывшим постпредом Тбилиси в ООН Ираклием Аласания. Часть противников Саакашвили настороженно, но все же начала кучковаться вокруг Бурджанадзе, но наиболее продвинутые и интеллектуальные партии — «Республиканская» и «Новые правые» — выбрали своим лидером молодого и перспективного Аласания, репутация которого, в отличие от репутации экс-спикера, пока ничем не запятнана.

Аласания считается умным и сильным дипломатом — в свое время Саакашвили поручил ему вести переговоры по урегулированию с руководством Абхазии, и в Сухуме, по некоторым данным, к нему относились почти благосклонно. Впрочем, абхазская «карта» после августовских событий прошлого года уже не столь значима, и Аласания придется придумывать, чем завоевать симпатии большинства населения Грузии — помимо уравновешенности, незапятнанного прошлого и приятной внешности. Ведь соратники бывшего постпреда — альянс политического единства «Для Грузии» — объявили, что выдвигают его на пост четвертого президента страны.

Оппозиция рассчитывает, что вынудит Саакашвили уйти в отставку весной. Но президент неоднократно и совершенно определенно заявлял, что еще одних внеочередных выборов в Грузии не допустит. Напомним, Саакашвили после ноябрьских событий назначил в начале прошлого года досрочные президентские выборы и выиграл их. Так что если в Грузии не случится очередная революция, он досидит свой срок до конца, то есть до зимы 2013 года.

Впрочем, расчеты президента оппозицию не смущают — альянс «Для Грузии» дал главе государства 10 дней на принятие решения о референдуме. «Михаилу Саакашвили не хватает политической воли принять решение, адекватное создавшейся ситуации, и подать в отставку. Мы даем ему десятидневный срок с тем, чтобы он назначил референдум и дал грузинскому народу право принять решение о проведении досрочных президентских выборов», — сказал Аласания. По истечении этого срока «мы будем действовать с учетом национальных интересов и интересов безопасности» и «начнем реальные действия для проведения народного плебисцита», пообещал политик.

По-видимому, после этого заявления политические конкуренты Аласания забеспокоились: новоиспеченный оппозиционер, поддерживаемый популярными и солидными партиями, перехватывает инициативу. Значит, по законам псевдополитического бытия, ее надо либо дезавуировать, либо поставить под сомнение. Недолго думая, большая часть оппозиции реанимировала призыв лидера партии «Путь Грузии», экс-министра иностранных дел Саломэ Зурабишвили начать 9 апреля масштабные акции протеста по всей стране, если до этого Саакашвили не уйдет в отставку и не назначит досрочные президентские выборы.

«Старую» оппозицию поддержала и Бурджанадзе. По ее словам, если Саакашвили не оставит пост до 9 апреля и не назначит досрочные выборы, «мы сочтем, что все ресурсы исчерпаны, и для спасения страны останется единственный путь — начало всеобщих акций протеста и их продолжение до тех пор, пока президент не будет вынужден оставить свою должность».

Бурджанадзе говорила гладко и, пожалуй, слишком уверенно. Симптоматично, что ее супруг, бывший шеф пограничной полиции Бадри Бицадзе заявил, что в случае внутреннего политического кризиса силовики встанут рядом со своим народом и «откажутся исполнять приказы», направленные против интересов людей. Таким образом, если верить бывшему высокопоставленному полицейскому, настроения среди представителей силовых ведомств радикально изменились по сравнению с ноябрем 2007 года, когда митинги в Тбилиси были подавлены с особой жестокостью.

Заметим, что аналогичные разговоры вели накануне «революции роз» в ноябре 2003 года Саакашвили и его соратники, и силовики действительно не стали вмешиваться, когда революционеры брали здание парламента Грузии и изгоняли из него Эдуарда Шеварднадзе.

Как бы то ни было, пока внутренние разногласия ослабляют оппозицию гораздо сильнее, нежели усилия властей с их административными возможностями и выдающимися пиар-способностями. Собственно, оппозиция повторяет прежние ошибки, не позволившие ей в пик народного недовольства властью изменить внутриполитическую ситуацию в стране.

В лучшем случае в ближайшее время в Грузии могут сформироваться два оппозиционных центра — Аласания и Бурджанадзе, и один «подцентр» в лице менее влиятельных и перспективных политиков. Ожидать, что ради общей цели — мирной отставки Саакашвили — они откажутся от конкурентной возни и станут серьезно координировать свои действия, не приходится. Таким образом, классический для грузинской политики синдром лебедя, рака и щуки остается в силе, практически не оставляя оппозиции шанса на относительно быстрый успех.

Противникам Саакашвили мешает также гипертрофированная уверенность в собственной непогрешимости и чрезвычайной популярности в народе. Между тем далеко не тотальное отсутствие симпатий населения к властям еще не означает, что недовольство Саакашвили и его командой автоматически трансформируется в активную поддержку оппозиции. Она попросту всем надоела своей примитивностью, склочностью, полным отсутствием политического чутья и чрезмерной амбициозностью.

На столь неприглядном фоне Аласания может одержать победу — тем более, что он еще не успел никому надоесть. И шансы возрастут во сто крат, если, как говорят в грузинских политических кругах, у него действительно есть поддержка в политических кругах Запада.

А пока, для некоторого сдерживания натиска оппозиции, власти Грузии прибегают к испытанному способу — запугиванию Россией. Как отметил один из лидеров Консервативной партии Каха Кукава, таким образом власти Грузии пытаются задушить в обществе оппозиционный настрой. «Несколько раз, когда начинались акции протеста, они вели разговоры об угрозах со стороны России, хотя все хорошо помнят, что августовские события случились в то время, когда активность оппозиции была самой низкой», — напомнил он.

При этом некоторые эксперты и политики убеждены, что недооценка «российского фактора», особенно в контексте августовских событий прошлого года, чревата для грузинской государственности серьезными и долгосрочными угрозами. Лидер оппозиционной партии «Картули даси», депутат парламента Джонди Багатурия сформулировал свое видение проблемы следующим образом: в Грузии существуют два реальных пути смены власти, а также третий, который приведет страну к катастрофе. Первый путь, сообщил он, состоит в проведении акций национального неповиновения в масштабах всей страны вплоть до парализации тоталитарного режима. Второй — парламентский переворот, при котором законодательный орган Грузии должен взять на себя ответственность за управление страной, отмежеваться от президента и отказаться выполнять его поручения. Третий же, самый страшный — «власти Грузии могут быть вовлечены в очередную провокацию», и тогда в страну «ворвутся русские на танках».

Источник: Росбалт

  • 22
  • 27.02.2009 23:25

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода