Принадлежит ли Украина к европейской цивилизации?

Читати цю новину російською мовою
Принадлежит ли Украина к европейской цивилизации?
Эта тема в истории, социологии и культурологии считается дискуссионной. Согласно одному мнению («западничество»), Украина является частью западной цивилизации, но развивается с опозданием. По мнению других ( «славянофильство»), она

Эта тема в истории, социологии и культурологии считается дискуссионной. Согласно одному мнению («западничество»), Украина является частью западной цивилизации, но развивается с опозданием. По мнению других ( «славянофильство»), она принадлежит к православно-славянской традиции, во многом враждебной Западу. Третьи полагают, что Украина находится на стыке цивилизаций, эклектически сочетая их черты…

Поскольку термин «цивилизация» неразрывно связан с понятием «духовная культура общества», «ПЛ» решил поинтересоваться мнением по этому вопросу у представителей творческо-интеллектуальной элиты.

ГРИГОРИЙ ЧАПКИС

мэтр хореографи

Конечно, принадлежит! Мы находимся в самом центре Европы, так кто же мы тогда, по-вашему?! Другое дело, что мы – недоразвитая Европа. Но я уверен, что пройдет несколько лет и мы будем по-настоящему европейской цивилизованной страной. Мы будем кормить не только Европу и Россию, но и африканские страны. Будем вывозить нашу продукцию, конкурирующую с лучшими образцами европейских товаров, в Америку. Мы снова станем грамотной, читающей страной. Потенциал для этого есть. Иначе я себе не мыслю. То, что сейчас происходит в экономике и политике – временное явление. Эта белиберда, происходящая во власти, должна закончиться. Народ с этим разберется. Придут дисциплина и порядок. Украина прорвется и займет достойное место в мировом сообществе. Я в это верю.

ОЛЕСЯ САВЕНКО

журналист

Я не стану искать критерии, по которым страны причисляются к цивилизованным, а просто вспомню причины, ежедневно побуждающие меня называть мою страну конченой.

УТРО

В телевизоре кумовья – Сумская с Горянским – и их местечковые игривые интонации делают неслабые рейтинги. Интернет глючит, несмотря на выделенность линии. Разговоры с мальчиками-девочками с «Воли» съедают последние 100 гривен на телефоне, но ситуации не меняют. Монополия – какие уж тут права потребителей! Приходится мчаться на работу сломя голову.

У сотрудника день рождения. Я заезжаю в магазин за подарком. Выбираю быстро – спешу. Выхожу, а моей машины нет. Таксисты раскрывают тайну – эвакуатор. Никаких пометок, бумажек, флажков… Приезжаю на место стоянки эвакуированных машин. К окошку прикреплена бумажка со стихами типа: «Улыбнись, ведь жизнь прекрасна, не свирепствуй понапрасну, лучше Богу помолись, и тебя он наградит». За стеклом – человек с серым лицом безразлично отвечает на вопросы возмущенных людей, все прибывающих и прибывающих за своими машинами. Постепенно спесь с ожидающих сходит, их угрозы решить дело в судебном порядке иссякают и приходит понимание, что, как скажет в-о-он тот пигмей, с важным видом прохаживающийся за шлагбаумом, так и будет. В результате машину первым получает тот, кто смотрел на пигмея самым заискивающим и смиренным взглядом – таким лучащимся от трудно скрываемого удовольствия: мол, как хорошо, что меня занесла сюда судьба, а то бы так и не познакомились никогда. Отдаю пигмею 900 гривен и счастливая от того, что не сел аккумулятор, еду на работу.

Дорога с дикими выбоинами не только не вселяет доверия к мэру столицы, но и внушает отвращение к умственным способностям тех, кто его выбирал. Они, облитые с ног до головы дорожной грязью, шлют проклятия вслед машинам, которые то и дело проваливаются в дорожные ямы и окатывают их этой грязью.

Въезд на парковочную площадку редакции перегорожен. Там почти всегда стоит машина с милицейскими номерами. Просто рядом ОВИР, и милиция демонстрирует, что это ее территория. Демонстрирует, естественно, нарушая собственные правила. Отвратительный мент с плоским лицом, наводящим на мысль о даунизме, водила этой машины, на мои наивные угрозы вызвать эвакуатор по-садистски ободряет: «Давай-давай!» Эвакуатор, видимо, забирает машины только у таких, как я. Менту с плоским лицом это известно.

ДЕНЬ

Время бесчисленных доказательств того, что отсутствие собственного достоинства, трусость, лживость, лицемерие, одномерность, мелочность и жадность превратились в понимании общества в достоинства. А честность и чувство собственного достоинства – в презираемые и высмеиваемые недостатки.

ВЕЧЕР

Дорога домой. Ну, вы поняли. В телевизоре сумские-горянские-литовченки наперегонки становятся то ли человеками года, то ли самыми красивыми года, то ли гостями савиков шустеров.

НОЧЬ

Прекрасна. Когда спокойна и когда нет. Но причина этого совсем не в цивилизованности нашей родины. Ночь дарит вдохновение, и рождаются стихи наподобие тех, которые я прочла на эвакуационной площадке: «Не ту страну назвали Гондурасом, хоть и не все пока в ней пидарасы!»

ИВАН АНДРУСЯК

поэт

Принадлежит. И дело даже не в территориальных дискурсах, а в дискурсах культурных. Если посмотреть на нашу историю, в частности, на XVII столетие, то в те времена именно Украина была центром европейской культуры. Сегодня, естественно, нельзя не отметить серьезного отражения на сознании, образе мышления и даже на лицах наших людей дискурса «совєцького». А он, скорее, восточный или даже азиатский по своему происхождению. Мы сейчас находимся на переходном этапе развития общества и государства, но это временное явление. В этом гораздо больше политики, причем политики непонятной большинству людей, чем собственно культурных и цивилизационных проблем. Ни на Донбассе, ни на Слобожанщине у большинства людей не возникает темы: «Это – Восток, а это – Запад». Деление страны на европейский Запад и якобы московский Восток искусственно. Да и сама Московия, эта псевдо-Византия, является геополитически-психологическим нонсенсом. Потому что весьма значимая часть России – Псков, Новгород, Петербург – европейская по сути. Одно дело – Банковая и Кремль и совсем иное – люди. Конечно, есть маргинальные типы, дерьмо, которое всплывает. И оно больше всего заметно, потому что плавает на мутной поверхности. Но в глубине вода-то чистая! И я бы по этому поводу особенно не беспокоился, не муссировал эти вопросы и не нагнетал атмосферу. Да, есть нечистоплотные политиканы как с востока, так и с запада страны. Но чем дальше мы уходим от 1991 года, тем меньше люди обращают внимание на то, что плавает между Банковой и Грушевского. В лучшем случае, к этому относятся с юмором. Оно уплывет со временем или осядет. Но генетические вещи, они ведь никуда не деваются.

БОРИС БАРСКИЙ

актер, драматург

Мне кажется, что лучше ни к кому не принадлежать – тогда у человека больше степеней свободы. Я не знаю, принадлежим ли мы к европейской цивилизации в экономическом аспекте, – я в этом не разбираюсь, но мне кажется, что в общечеловеческом аспекте Украина еще «европеее», чем сама Европа с ее цивилизационными традициями. Много лет наблюдая со сцены наш народ, я убедился в том, что у нас самые красивые женщины и самые остроумные мужчины. И все мы настолько душевные, что просто не с кем сравнивать. Мы много ездили по Европе. Когда я смотрю на женщин, допустим, в Дании, Норвегии, Голландии, Германии, мне становится их жалко. А мужчин в этих странах – так особенно. Жалко, конечно, что все, что мы можем им «бартером» отдавать сегодня, так это только наших женщин – они самое дорогое наше достояние и способны сделать европейцем даже папуаса!

АЛЕКСАНДР КТИТОРЧУК

фотограф

Пока что нет. Сегодня мы и не восточные, и не западные, а что-то среднеарифметическое. Наша черта, именуемая жлобством, всячески препятствует тому, чтобы мы не только присоединились к европейской цивилизации, но и стали цивилизованной страной. Я много путешествовал по Европе: как только выезжаешь за пределы Украины, да в ту же Польшу, сразу чувствуешь, что это совершенно другой мир. Возможно, лет через 150 у наших людей поменяется образ мышления, но пока мне сложно представить Украину европейской страной…

Европейскость – это когда ты выходишь из аэропорта или железнодорожного вокзала и перед тобой нет жутких морд, лезущих как хлорка в глаза и агрессивно пытающихся навязать тебе услуги такси. Для многих моих знакомых, живущих в Европе, подобное поведение наших сограждан – загадка. А для меня загадка – поведение руководителей украинских транспортных структур (да и всех остальных): неужели вы не видите, что творится? И пока на наших вокзалах и в аэропортах не будет специальных стоянок и цивилизованной очереди на такси, а будут люди, пытающиеся развести тебя и лохануть еще при выходе из вагона, нас нельзя будет причислить к европейской цивилизации.

ИРИНА МАТЯШ

доктор исторических наук, профессор,
директор Украинского НИИ архивного дела и документоведения

Вопрос не нов, глобален и достаточно остро стоит для украинцев. Думаю, важно рассматривать его не с обывательско-потребительских позиций недостатка в Украине необходимых благ, а с точки зрения необходимости восстановления насильственно прерываемой голодом, репрессиями, политическими распрями преемственности великой культуры. Восстановления в сознании каждого… Вспомним, что само понятие «цивилизация», изначально толкуемое как уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, такими мыслителями, как Вольтер, Гельвеций, Гольбах, отождествлялось с понятием «культура». Европейская культура формировалась как культура выдающихся философов, ученых, писателей, художников и музыкантов (в том числе украинских) вне их национальной принадлежности.

В первой половине XVII века Киево-Могилянская коллегия была одним из авторитетнейших культурно-образовательных центров Восточной Европы, прославленным именами выдающихся педагогов и воспитанников. После концерта слепого черниговского кобзаря Остапа Вересая в сентябре 1873 года в Киеве, потрясшего английских, французских, немецких этнографов своеобразием украинского героического эпоса, об украинских думах заговорила вся Европа. А гениальный «французский» кинооператор – украинец Эжен Деслав (Евгений Слабченко) – в 1939 году получил «Оскара» за лучший европейский фильм, снятый еще в 1936-м. Лучшие представители нашей политической эмиграции, оказавшись «за бортом» советской Украины, трепетно хранили свои архивы и создавали украинские музеи, сохраняя для рожденных на чужбине детей извечную традицию. Множество подобных примеров свидетельствуют об исторической принадлежности Украины к европейской цивилизации.

Дело не в геополитическом статусе (кто станет отрицать европейские географические «координаты» Украины?), а в ментальном компоненте. Европейская цивилизация как некий эталон общественного развития, доминантами которого являются демократия, гуманизм, духовность, верховенство права, рациональность, развитие возможностей индивидуума, не является для Украины недостижимой мечтой. Это реальность, которая зависит от умения каждого члена общества ощущать причастность к этой самой цивилизации и делать конкретные шаги, а не быть посторонним наблюдателем.

Источник: Обозреватель

  • 134
  • 15.05.2009 09:13

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода