Россия. Осторожно, украинофобия

Читати цю новину російською мовою
Россия. Осторожно, украинофобия
Последние соцопросы свидетельствуют: отношение почти половины россиян к Украине — отрицательное. Социологи соглашаются, что это — следствие пропаганды, которую проводит российская власть. Украинцы, которые живут в России, признаются,

Последние соцопросы свидетельствуют: отношение почти половины россиян к Украине — отрицательное. Социологи соглашаются, что это — следствие пропаганды, которую проводит российская власть. Украинцы, которые живут в России, признаются, что они начали ощущать на себе негативное отношение со стороны россиян.

Украинцы боятся самых себя

«Если вы занимаетесь лишь работой и не задеваете в разговорах с россиянами политических вопросов, то и не ощутите отрицательного отношения к себе. Тем не менее, как только осмелитесь дать оценку, которая не будет совпадать с официальной идеологией, сразу все ощутите», — рассказывает «Главреду» сопредседатель Объединения украинцев России Валерий Семененко. Конечно, при таких обстоятельствах большинство украинцев старается не идти на открытую конфронтацию с россиянами: зачем нарываться на лишние проблемы? «Вам сразу вспомнят и о газе, и о Мазепе, и о Петлюре. Вы услышите насмешку, унижение в наиболее плохой форме. Это приводит к дискомфорту, поэтому много украинцев предпочитают не афишировать, к какой нации они принадлежат», — признается Семененко.

30-летний Виталий Мороз из Киева уже почти 10 лет сотрудничает с московской компанией. Он рассказывает, что никогда не ощущал на себе отрицательного отношения со стороны русских коллег. «Могут, например, позвонить по телефону и поинтересоваться: и что же у вас там творится? Но таким образом они обнаруживают свое плохое отношение к украинским политикам, а не ко мне. Я сказал бы, что россияне скорее сочувствуют украинцам, но не ненавидят их», — говорит Виталий. Он говорит, что споров по поводу украинской власти с россиянами не ведет — просто его взгляды большей частью совпадают со взглядами коллег из Москвы. «Хотя были и дискуссии. Я, например, не разделял мысли своих русских собеседников по поводу „оранжевой“ революции. Они, кстати, тогда по-дружески отвечали: ну, ты, дескать, на месте — тебе виднее», — делится он воспоминаниями.

Однако далеко не всем везет так, как Виталию. Представители украинских организаций в России рассказывают, что в последнее время — особенно после «оранжевой» революции — им становится все тяжелее проводить собственные мероприятия: местная власть каждый раз создает барьеры. Валерий Семененко упоминает, что украинские активисты недавно попробовали пронести по российским городам огонь в память о жертвах голодомора. «Сперва нам разрешили, потом не разрешили, превратили все в волокиту. Делали все возможное, лишь бы наше мероприятие не удалось», — говорит он.

Еще более грустную историю Семененко рассказал о Томске: «В Заозерной школе Томска каждый год набирают славянский класс — в нем половина учеников изучает польский язык, а половина — украинский. В прошлом году десять родителей забрали своих детей из этого класса. Некоторые не скрывали, что сделали это под влиянием информации об Украине на русском телевидении».

Оруэлл позавидовал бы

«Левада-Центр» регулярно отслеживает отношение соотечественников к другим государствам. Заместитель директора этого центра Алексей Гражданкин рассказал «Главреду», что радикально отношение к Украине ухудшилось после войны в Грузии, когда «Виктор Ющенко занял, как говорят в России, проамериканскую позицию». Если в июле в прошлом году к Украине плохо относились 37% россиян, то уже осенью — 53%. Вскоре ситуация ухудшилась: после газовой войны этот показатель достиг 62%. Это рекордные данные за всю новейшую историю отношений Киева и Москвы.

Гражданкин уверен: ситуация, которая сложилась, вызвана информационной войной, которую развернули власти РФ. Российское телевидение в самом деле тяжело назвать незаангажированным. Согласно рейтингу свободы печати, который недавно составила международная неправительственная организация Freedom House, Россия занимает 174 место среди 195 государств — рядом с Конго и Йеменом. Дополнительно отмечается, что РФ остается одной из наиболее опасных стран в мире для журналистов. Причины этому произвол властей, правоохранительных органов и криминалитета.

«Антиукраинская и антигрузинская риторика — чуть ли не главная часть новостей на российском телевидении в течение последних трех-четырех лет. Конечно, это — пропагандистская машина», — рассказывает «Главреду» Семен Новопрудский, заместитель главного редактора российской газеты «Время новостей». Его издание как раз принадлежит к объективным — на газеты Кремль совершает меньшее давление, чем на телевизионщиков, поскольку пресса имеет меньшее влияние на общественное мнение. Новопрудский отмечает, что большинство граждан бывших стран Советского Союза не привыкли самостоятельно добывать информацию, анализировать ее, а потому слепо доверяют потому, что говорит и показывает телевидение. Журналист напоминает, что еще в советские времена дружба народов была больше притворной, чем реальной — полушутливая, бытовая враждебность между народами существовала уже тогда. «Сейчас эта черта советского человека совпадает с тональностью пропагандистской машины. Нынешнее отрицательное отношение к Украине — это смесь влияния „совка“ и пропагандистской машины», — резюмирует Новопрудский.

Социологи, между тем, говорят, что большинство россиян четко распределяют отношение к украинской власти и отношению к обычным украинцам. Все-таки россияне и украинцы связаны между собой не только историческим прошлым, общими границами, а и семейными узами — у многих украинцев живут родственники в России, соответственно, у многих россиян — родственники на Украине. Поэтому часто можно услышать от россиян: украинцы — это родной нам народ, однако им очень не повезло с властью.

Тем не менее, как украинские, так и российские социологи признают, что отрицательное отношение к государству может со временем перерасти в плохое отношение и к самому народу. «Российское телевидение проводит антиукраинскую кампанию уже в течение четырех лет. Конечно, это может обозначиться и непосредственно на отношении к украинцам», — считает Владимир Паниотто, генеральный директор Киевского международного института социологии.

Сотвори себе врага

Какие же цели преследует российская власть, начав такую информационную войну? Опрошенные нами эксперты единодушны в одном — антиукраинская истерия на русском телевидении, начавшись сразу после «оранжевой» революции, до сих пор продолжается. Паниотто допускает, что российское руководство просто решило показать, как плохо проводить революции: «Разработчики этой информационной кампании имели целью показать, что стабильность, которая есть в России, — это намного лучше, чем поиск какой-то псевдодемократии».

Гражданкин добавляет, что Россия умышленно проводит политику с созданием внешнего врага. «Ведь на внешнего врага можно списать все наши проблемы. Создается впечатление, что российская власть заботится о благосостоянии русского народа, а все проблемы — это через внешних врагов», — говорит он. По его словам, россияне сейчас считают основными врагами своей страны США, Грузию и Украину. Например: кто виноват в финансовом кризисе в России? Конечно — Америка. По исследованиям социологов, 85-90% россиян получают информацию об окружающем мире от официальных СМИ, которые придерживаются линии Кремля. «Используя такое информационное поле, манипулировать мыслями граждан проще. Как только появляются какие-то проблемы — запускают эти механизмы, лишь бы отвлечь внимание граждан РФ, переключить его на образ врага, на который можно направить все раздражение», — говорит Алексей Гражданкин. Хотя он добавляет, что украинское руководство иногда делает заявления, которые и не нуждаются в пропагандистских оценках со стороны журналистов — особенно это касается исторических вопросов.

При этом социологи обращают внимание на то, что на Украине наблюдаются абсолютно противоположные мнения граждан. Большинство украинцев очень хорошо относятся к России. И здесь большое значение имеет то, что на Украине присутствует плюрализм мыслей — журналисты обязательно подают две точки зрения. Так, по данным Киевского международного института социологии, 90% украинцев положительно относятся к России. Количество тех, кто отрицательно относился к России в 2008-му (7%), в этом году практически не изменилась  — 6%.

Украинофобия наступает

То, что сейчас россияне четко разделяют свою ненависть к украинским политикам и украинскому народу, обнадеживает. По крайней мере, эта дифференциация показывает, что отрицательное отношение к украинцам является временным явлением. Тем не менее, эксперты отмечают, что при условии продолжительной информационной кампании ненависть к украинцам — украинофобия — может быть неминуемой.

«Украинофобия если и существует, то на обывательском уровне. Но если информационная кампания будет длиться, то и украинофобские настроения будут расти. Угроза роста бытовой украинофобии существует. Исторически к такому роду фобий постсоветский русский народ, конечно, склонен», — отмечает журналист Семен Новопрудский, напоминая о высоком уровне среди россиян кавказофобии (ненависть к людям из кавказского региона).

Украинский активист из Москвы Владимир Семененко также считает, что украинофобия сейчас находится в потенциально угрожающем состоянии: «И это уже заметно. Ситуация на самом деле может измениться лишь тогда, когда россияне, и особенно русская элита, в конце концов поймут, что Украина — независимое государство. Но для этого мало одних-двух или даже десяти лет. Нам нужно ждать десятилетия, пока Россия угомонится».

История доказывает, что информационные кампании инициируются недаром. Можно ли, например, вообразить, что Россия ввела бы войска в августе в прошлом году в Грузию, если бы понимала, что собственное население не поймет такого решения? Начали ли бы США войну против Ирака, если бы знали, что их не поддерживают американцы? Затеял ли бы войну Адольф Гитлер, если бы в его распоряжении не было министра пропаганды?

Эксперты, с которыми общался «Главред», отрицают возможность военных действий против Украины. Хотя и утверждают, что при нынешнем расположении духа русская власть может разрешить себе любые антиукраинские шаги — их все равно поддержат граждане.

Не приведут ли нагнетания ксенофобских убеждений среди россиян к тому, что в конце концов к власти могут прорваться политики, которые будут исповедовать откровенно экстремистские взгляды? Журналист Семен Новопрудский не верит в то, что в России могут прийти к власти «фашистские группировки». Но он убежден, что для удержания электората «сама российская власть может пойти на дальнейшую радикализацию своих взглядов».

Семен Новопрудский, заместитель главного редактора газеты «Время новостей», Россия

 — Наверное, у российской элиты нет цели расколоть Украину. По крайней мере, такая цель не поставлена сознательно. Но такая цель может появиться, когда часть элиты может решить самоутвердиться, лишь бы показать свою мощь перед другой частью элиты. А российская элита между собой расколота, провластные группировки также конкурируют.

Владимир Паниотто, генеральный директор Киевского международного института социологии

 — Все-таки Россия претендует на то, чтобы быть супердержавой. И очень во многих россиянах, даже у творческой интеллигенции, есть интенции что-то кому-то диктовать. Думаю, это началось в 1991 году. Хотя интересно, что сейчас большинство россиян не хотят видеть Украину составной частью России. После 2004 года уже меньше россиян хочет видеть нас вместе. Поэтому, думаю, после урегулирования межправительственных отношений ситуация станет нормальной, и нынешние проблемы являются временными.

Относительно проблемы украинофобии в России существует и другое представление

Юрий Билойван: Проблема украинофобии надумана

Юрий Билойван, владелец сети украинских ресторанов в Москве, считает, что проблема украинофобии надумана. «Если ты успешный человек, у тебя нет никаких проблем», — уверен бизнесмен.

 — Украинская кухня пользуется популярностью среди москвичей?

Пользуется. Постоянно слышу приятные отклики. Если и есть отрицательные, то они касаются качества (обслуживание. — Ред.). Но такие же отклики есть и в японском, и в русском ресторанах. Каких-то специальных откликов за национальным признаком нет.

 — Вы, кажется, имеете в Москве свыше десяти ресторанов? Бизнес довольно успешный…

 — 14 ресторанов. Первый был открыт еще в 1999 году. В марте праздновали десять лет. У нас был даже Владимир Путин, много русских, иностранных звезд. Меню у нас на двадцати двух языках — и грузинский, и корейский, и японский…

 — Социологи сообщают об отрицательном отношении россиян к Украине. С чем это связано?

 — Я, например, не замечал, чтобы плохо относились к Украине или к украинцам. Вот недавно демонстрировали фильм «Тарас Бульба» — он же все равно по восприятию фильм об Украине. Его очень хорошо воспринимали. Я не слышал о нем отрицательных откликов — там снимались и украинские и русские актеры. Это надуманная информация о плохом отношении. Наверное, опрашивали такую аудиторию, оскорбленную. Лично я не замечаю этого. В России вообще ни к кому не относятся плохо. Например, с Чечней воевали сколько лет — и я не говорил бы об отрицательном отношении к чеченцам. Там убивали, воевали, брали заложников, шли фильмы, как рубили главы… При этом чеченцы нормально жили в России. Существуют какие-то штампы, что они могут что-то украсть и т.п., но это было давно.

 — Думаете, что проблема украинофобии надумана?

 — Думаю, так. У людей есть, наверное, какие-то личные проблемы или же проблемы с бизнесом, а они стараются объяснить их отношением к Украине. София Ротару — молдаванка, родом из Черновцов, работает в России. Разве у нее были какие-то проблемы? Если человек успешный, у нее в России — никаких проблем. Есть некоторые общие, но они есть и у россиян — например, кризис. Причем здесь Украина? Если появляются какие-то материалы о том, что Украина за газ не платит, то здесь нужно политикам разобраться. И вообще, разобраться, почему экономический вопрос переносится в политику.

 — Но ведь на русском телевидении очень много отрицательных сюжетов об Украине…

 — Почему отрицательных? О том, что не уплатили по каким-то счетам? Это негатив? Нет, это информация. Зачем ее воспринимать как отрицательную? Если освещать все коллизии Ющенко и Тимошенко, то выйдет полный негатив. Но это же правда. Причем здесь Россия?

 — Имидж Украины зависит от самой Украины?

 — Лишь бы о нас говорили хорошо, мы должны вести свои дела хорошо, быть порядочными. Те, у кого таких черт не хватает, стараются это связывать с национальными вопросами. Это всегда неприятно. Вот я сотрудничаю с издателем Иваном Малковичем — он же настолько западный украинец! И мы переводим на русский язык украинские книги (для продажи в России. — Ред.). Лет пять, кажется. И нормально. Если человек успешный, к нему тянутся. А те, кому не досталось от бюджета  — и там, и здесь, — стараются выискивать проблемы. У людей и без того проблем хватает. У меня брат живет в Киеве. Могу сказать, что за пять лет у него лучше не стало — хотя он и работает с утра до ночи. Все проблемы нужно искать внутри. Конфуций когда-то говорил, что если лучник не попал в цель, то должны искать проблему в себе, а не в луке.

 — А вы общались с Владимиром Путиным как посетителем вашего ресторана?

 — Нет. Общался директор. Но все нормально. Знаю, когда он в другие рестораны приезжал, то чуть не воду свою с собой привозил. А у нас по обычному меню поел. Он даже выпил рюмочку водки «на коня», которая стоит при входе для всех посетителей. И людей не выводили, посетители сидели… Не было ни одного ощущения, что кто-то находится на вражеской территории. Это было года три назад, когда он был еще президентом.

Мифы и реалии

Пять русских мифов об Украине и другие взгляды на них

1. «На Окраине… »

Голос пропаганды

Довольно распространенное мнение. Дескать, территория Украины — это земли, «подаренные» соседями. Владимир Путин на прошлогоднем саммите НАТО в Бухаресте именно в этом убеждал руководителей натовских держав. «Украина — вообще очень сложное государство. Украина в том виде, в котором ныне существует, была создана в советские времена, она получила территории от Польши — после Второй Мировой войны, от Чехословакии, Румынии», — заявлял российский лидер. Можно также припомнить, с какой настойчивостью российские политики продолжают говорить «на Украине», вместо «в Украине».

А с другой стороны…

Владимир Путин прав в том, что Украине достались ее территории от соседей, однако он забыл сказать, что перед тем эти же самые территории у Украины забирали. Логика российского экс-президента вообще очень рискованная. Вообразите, что осталось бы от России, если бы от нее откололи все автономные округа и республики, которые раньше были силою включены в состав бывшей российской империи?

2. «НАТО нам не надо!»

Голос пропаганды

Позиция большинства российских журналистов относительно вступления Украины в НАТО сводится к одному: НАТО — это враг, следовательно и Украина в Альянсе — тоже враг.

А с другой стороны…

Украина никогда не заявляла о том, что имеет намерение присоединиться к НАТО с антироссийскими целями. НАТО никогда не делало антироссийских заявлений. При этом украинские дипломаты неоднократно заявляли, что Украина как стратегический партнер России и член Альянса — это подтверждение того, что НАТО некогда не решится на действия, которые угрожали бы России.

3. «Геноцида не было»

Голос пропаганды

В России признают, что люди умирали от голода в 1932-1933 годах, однако не соглашаются, что это было следствием намеренного уничтожения украинцев. Дескать, от голода умирали и в других регионах Советского Союза.

А с другой стороны…

Факт остается фактом: большинство умерших от голодомора — украинцы. И документы советского руководства, логика событий указывают, что это было сознательное уничтожение. Возможно, мы узнали бы еще больше, если бы Кремль распорядился открыть все архивы, которые касаются того периода. Вспомните, например, что демократ Михаил Горбачев сознательно замалчивал существование секретного протокола Молотова-Риббентропа.

4. «Места российской славы»

Голос пропаганды

Крым — русский полуостров, который был подарен Украине. Черноморский флот и Севастополь — едины!

А с другой стороны…

О территориальных подарках — смотри выше. Черноморский флот для Украины — это иностранное вооруженное формирование. Много ли таких на территории России? Ни одного. Конечно, не хочет видеть на своей территории иностранных военных и Украина. Киев разрешил ЧФ остаться временно, только до 2017 года. Москве стоило бы уважать добрую волю украинцев и не искать злых умыслов в действиях Украины, которая просит проводить всего-навсего подготовительные работы для вывода флота уже сейчас. За один день флот не выведешь.

5. «Лучше быть изнасилованной, чем украинизированной»

Голос пропаганды

Это слова комического персонажа из пьесы «Мина Мазайло», которую написал Николай Кулиш (кстати, погиб в соловецких лагерях) еще в 1929 году. Они остаются актуальными и до сих пор. Российские политики постоянно говорят об ущемлении русского языка на Украине.

А с другой стороны…

Возьмем для примера газеты, которые выходят на Украине. В 2008 году из общего тиража почти в 4 млрд экземпляров русскоязычные составляли 2,6 млрд, или — 66,7%. Среди общеобразовательных школ, которые действуют сейчас на Украине, 1199 — на русском языке обучения, а 1628 — двуязычные. Русский язык как предмет на Украине изучает 1,2 млн школьников. Тем не менее, последние опросы свидетельствуют — 44% граждан Украины считают, что языковой вопрос не нуждается в поспешном решении, еще 38% опрошенных говорят, что этот вопрос не является актуальным вообще.

 

Источник: Newsland

  • 213
  • 29.05.2009 23:28

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода