Виктор Ющенко не верит в судьбу

Читати цю новину російською мовою
Виктор Ющенко не верит в судьбу
…Первое, что удивляет, — Виктор Ющенко едва ли не единственный на моей памяти политик, который не пытается нравиться, не следит за политкорректностью речи, не держит в уме рекомендации политтехнологов

Мы знакомы давно. Правда, наше общение продиктовано не личным знакомством, а профессией. Он много лет взбирался по карьерной лестнице вверх – не бегом, а постепенно, взвешивая каждый шаг и переходя на новую ступень только после того, как почувствовал твердую основу на предыдущей. Мне кажется, что он двигался вверх не осознанно и целенаправленно, а зачастую под влиянием внешних обстоятельств. В таких случаях говорят – судьба. Но он в судьбу не верит, отмечая, что Провидение предоставило каждому человеку право выбора и что из этих маленьких выборов в результате складывается то, что люди называют судьбой.

В разное время он был главным банкиром страны, премьер-министром, депутатом, оппозиционером и представителем власти, наконец – президентом. Я же оставалась в роли наблюдателя – журналиста, который время от времени берет у политика интервью. Эта относительная статичность моего положения позволяет поделиться личными субъективными впечатлениями о том, как изменился Виктор Андреевич Ющенко, взобравшись на вершину лестницы, где ветры политических бурь и геополитических интересов делают ненадежной любую опору.

…Первое, что удивляет, — Виктор Ющенко едва ли не единственный на моей памяти политик, который не пытается нравиться, не следит за политкорректностью речи, не держит в уме рекомендации политтехнологов (если, конечно, они были). И главное – в отличие от всех, кто достиг хоть каких-нибудь высот в политике, не держится за власть и даже не дорожит ею как таковой. Я убеждена, что ему не важно, будет он в следующем году президентом или нет (хотя его, человека эмоционального, наверное, глубоко обижает и расстраивает разочарование в нем людей, которых он называет гордым словом «нация»). Ему важно, какой будет Украина – в следующем году, через 10 и через 100 лет.
Сейчас складывается впечатление, что президент устал от невозможности реализовать то, что, как ему кажется, необходимо государству и соответствует интересам народа. Вместе с тем, он явно раздражен тем, что другие люди, получив реальную власть, используют ее во благо себе лично. Похоже, последние пять лет Виктора Ющенко были ежедневной борьбой: президент, искренне веря в то, что команда хороших людей может создать хорошую систему власти, тысячу раз ошибался в людях, переживал из-за предательств, становился на место других людей, искал причины в себе.

Он совершил множество ошибок, которые не вызывают ничего, кроме недоумения. Разленился, сузил источники информации, окружил себя «комфортными людьми», полюбил лесть, не научился приходить вовремя. Он умудрился своим невниманием обидеть или не заметить очень приличных людей, среди которых, несомненно, были те, кто помог бы ему реализовать пресловутые «идеалы Майдана». Зато — какие персонажи за это время были представлен к государственным наградам! Какие деньги освоили те, кто понятия ни о каких «идеалах» не имеет. Наш президент – не менеджер, это факт. Пока он барствовал-философствовал, полуразрушенная «система Кучмы» успешно восстановилась, усовершенствовалась и значительно усилилась. Она превратилась в чудовищного коррупционно-бюрократического монстра.

В отличие от ситуации два года тому назад президент сейчас очень хорошо информирован о том, что произошло и происходит в стране. Однако важнее то, что он осознает значимость этих процессов для будущего. Он прочел множество книг, пытаясь понять историю и людей, которые ее творили – ведь, по его логике, Украине как государству вовсе не была уготована трагическая судьба, долгий и тяжелый путь к независимости сложился из миллионов маленьких выборов. И от его выбора многое зависит тоже.

Виктор Ющенко, выходя за пределы интервью, рассуждает о политике и о политиках прошлого, о грузе ответственности, который мешал многим из тех людей избрать верный путь. И сегодня еще не конец борьбы за независимость, предрекает президент: ни одного метра украинской государственной границы не маркировано, вопрос базирования Черноморского флота в Крыму после 2017 года остается открытым, десятки украинских политиков готовы за внешнюю помощь в борьбе за власть продать все – от изношенной газотранспортной системы до бесценной украинской земли. Он поясняет, что независимость не ограничивается только землей и имуществом. Перечисляет: язык, чувство солидарности нации, уклад жизни, культура, история. Против каждого пункта ставит знак вопроса…

Это объясняет, почему Виктор Ющенко потратил столько сил на исторические проекты – он стремился пробудить национальную память, ощущение родства, которое не позволит людям, живущим на этой земле, потерять государство через поколение или два. Чтобы не допустить этого, президент стремится создать в Украине Единую Поместную православную церковь, которая способна сплотить нацию. «Я это сделаю – Господь нам поможет», — тихо говорит он. Ющенко достаточно часто обращается к религиозной теме, ссылаясь на Библию. Иногда, когда президент пытается убедить собеседника в чем-то крайне важном, принципиальном для него, его речь завораживает, становится похожей на проповедь…

Последние пять лет очень сильно изменили этого человека. Помню, летом 2004-го он, давая интервью, был энергичен, сконцентрирован, даже задорен. На вопрос о последствиях казавшегося неизбежным провала на выборах ответил четко и жестко: «Поражения не будет». И вложил в эту фразу столь мощную энергию веры, что даже редакция российской газеты, удивившись, не стала спорить, а вынесла эти слова в заголовок. Летом 2007-го он уже выглядел уставшим и разочарованным: говорил правильные вещи, то и дело отвлекаясь на несущественные детали. Судя по настроениям в секретариате президента, в тот момент глава государства де-факто передал свои функции в руки других людей, казавшихся ему абсолютно надежными, более сильными и выносливыми, чем он сам. Ющенко не выносит рутину – и в этом его огромная слабость.

К маю 2009-го он, видимо, осознал простой принцип: хочешь, чтобы было сделано хорошо, — сделай сам. Виктор Ющенко говорит твердо и уверенно, его сложно прервать и почти невозможно отвлечь на темы сиюминутные – вроде политических интриг. Для президента все это уже не имеет значения, он мыслит другими категориями, проектами будущего. И у него мало времени.

Дело не в конкретных людях, не в симпатиях-антипатиях, проблемы Украины заключаются в том, что система власти разбалансирована, поясняет президент. Стране нужна совершенно другая система, коренные реформы на всех уровнях, признает он. Ющенко как экономист очень тщательно все продумал, взвесил, рассчитал. Пройдя путь первого президентского срока, он готов предложить план перемен. Но для реализации задуманного нет уже ни времени, ни союзников.

Принято считать, что с нынешним главой государство вообще уже никто не считается. Но вот нюанс: когда президент сказал, что объявит референдум, если Партия регионов и БЮТ заключат тайный сговор о разделе власти на двоих, он, видимо, осознавал, что это не выход. В Украине так и не принят закон о референдуме, а результаты народного решения могут быть имплементированы в законодательство только Верховной Радой, которую контролируют «заговорщики». Но поскольку печатный текст передает слова, а не интонации, то получилось, что Ющенко угрожал закулисным союзникам. На самом деле он просто тихо обмолвился о референдуме. И тем более удивительной была бурная реакция на его слова – заседания штабов, тайные совещания, коррективы в планы действий… Наблюдая со стороны, я сделала субъективный вывод, что противники Ющенко боятся его, хотя публично и говорят о слабости президента.

В чем причина такого отношения к человеку, чей политический рейтинг, как утверждают социологи, равняется 2-3%? Или – почему интересно записать интервью с президентом, считающимся «хромой уткой»? Почему редакция российской газеты гордится публикацией интервью с политиком, которого регулярно критикуют? Возможно, потому, что Ющенко силен своей независимостью от внешних обстоятельств и влияний. Он совершенно непредсказуем, поскольку руководствуется не привычными в среде бюрократов и авантюристов правилами «коротких игр», а идеей стратегического развития страны.

С этой позиции он говорит об отношениях Украины с Россией и Западом: первые не откажутся от имперских претензий, вторые не вмешаются в ситуацию, даже если Украина станет полностью зависимой от России.  Несмотря на сложные отношения с российским руководством, которые, по сложившейся традиции, предполагают заискивающий тон, он не боится высказать вслух: «Сегодня нужно признать, что у наших государств нет общей истории, как нет общей истории у украинцев с монголо-татарами, с Польшей и Австро-Венгрией. У каждого народа своя история. Да, было время, когда мы жили в рамках одной империи, но также было время, когда мы учились в одной школе: как у каждого из учеников своя биография, так у каждого государства – своя история».

И он, и его противники знают, что Виктору Ющенко удалось вписать яркую страницу в историю Украинского государства. Любого нового президента будут сравнивать с Ющенко. Дело не в том, что третий президент Украины – хороший или лучший президент. Дело в другом. Украина – не образцовая европейская страна, но общество в 2004 году, словно перешагнув границы времени, в одночасье повзрослело, стало мудрым и единым, потребовало от власти разумных и цивилизованных правил жизни, уважительного к себе отношения. Каждый, кто был в то время в Киеве, до сих пор помнит открытые, одухотворенные лица, общую окрыляющую атмосферу надежды… Точно так же президент, пришедший на волне этих перемен, словно из другого времени – спокойного, мирного, сытого и благополучного. В образцовой европейской стране Виктор Ющенко был бы на своем месте. В нынешней Украине слишком много насущных проблем, которые никто не решает, чтобы люди отвлеклись и услышали слова президента о будущем государства и нации. Не то время и не та ситуация. Требуются менеджеры…

Источник: Гуляй-Поле

  • 32
  • 03.06.2009 08:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода