«Россия оказала Белоруссии плохую услугу». Сказка о Союзном государстве

Читати цю новину російською мовою
«Россия оказала Белоруссии плохую услугу». Сказка о Союзном государстве
Иногда кажется: если бы не денежные скандалы, которые разгораются всякий раз, когда правительства России и Белоруссии встречаются по вопросам Союзного государства, многие бы уже и забыли про этот долгострой.

Иногда кажется: если бы не денежные скандалы, которые разгораются всякий раз, когда правительства России и Белоруссии встречаются по вопросам Союзного государства, многие бы уже и забыли про этот долгострой. Но в том-то и дело, что большинство противоречий, связанных с реализацией проекта «двое в одной лодке», завязано на финансах. Чтобы разобраться в щекотливом вопросе, необходимо вспомнить историю интеграционного бюджета и понять, по какой траектории движутся финансовые потоки.

Денежные реки

Первый бюджет единого государства был принят на 1998 год. Он был невелик — 585,3 млн рублей и включал в себя 27 программ по макроэкономике и социально-культурному блоку. Блин получился комом — Россия не сдержала своих финансовых обязательств, намеченное выполнили лишь наполовину. На следующий год бюджет увеличили до 800 млн рублей, но программы постигла та же участь из-за недофинансирования белорусской стороной. Однако идея объединения двух стран в то время была настолько популярной, что депутаты единого парламента дружно заложили рост бюджета на 2000 год в 2,8 раза — на сумму 2,23 млрд рублей. Все надежды на исправление ошибок возлагались на известного «кремлевского завхоза» Павла Бородина, в то время только что назначенного на пост госсекретаря постоянного комитета (ПК) Союзного государства.

При нем бюджетные дела и впрямь пошли в гору, прибавляя в расходную часть практически по полмиллиарда в год. К сегодняшнему дню она составляет 4 млрд 872 млн рублей. Куда они тратятся?

Вечный телевизор

У меня сохранились программы к союзному бюджету за 10 лет. В общей сложности — 1700 страниц, 15 кг вместе с коленкоровыми обложками. Выбросить жалко, а читать муторно: из года в год все те же мероприятия по созданию оборудования для выпуска специальных химических волокон, совместное изобретение суперкомпьютера и развитие дизельного машиностроения. Причем до такой степени, чтобы белорусские автомобили наконец стали пускать в Европу.

Европа, похоже, не скоро этого дождется, потому что финансирование производственных программ по старой советской традиции производится по остаточному принципу, но даже и эти крохи не осваиваются. Пару лет назад по этому поводу устроили скандал Счетная палата России и Комитет госконтроля Белоруссии. По результатам их проверки неизрасходованные остатки в бюджете на конец года составили 500 млн рублей, а еще три четверти средств были перечислены исполнителям в декабре. Не надо быть знатным экономистом, чтобы представить, что бывает с организациями, не получающими финансирование три квартала в году.

Конечно, есть много полезных результатов. Издаются глянцевые книги о нашей нерушимой дружбе, готовится к печати пятидесятитомное собрание сочинений российских и белорусских писателей, щедро финансируются мероприятия типа фестивалей «Славянский базар» и «Молодые таланты»…

 — Да это и есть самое настоящее объединение, — говорят в белорусском представительстве. — Вы бы посмотрели, как у людей глаза горят, какие сочинения дети пишут о союзе!

Но мне хотелось посмотреть на что-нибудь материальное. Например, на супертелевизор, создание которого 10 лет финансируется на белорусском заводе «Горизонт» из нашего общего бюджета. В представительстве никакого «супера» не оказалось. Стояли обыкновенные китайской сборки. Неужели до сих пор конструируют?

 — Ну, может, доводят до ума, — пожал плечами замглавы представительства. — Честно говоря, я не вникал, техника сложная. Но, в принципе, дело не в этом. Главное, у людей есть работа, они получают зарплату — в стране сохраняется социальная стабильность.

Надо иметь свое, отечественное

Это правда. Безработных в Белоруссии практически нет. Только почему-то самая востребованная недвижимость в республике — складские помещения. Заводы забиты продукцией, сбыть некуда, но ее продолжают производить. Так, например, было с велосипедами. Пытались продать Вьетнаму — не берут, потому что в Китае дешевле, а до европейского уровня белорусские велики не дотягивают. Завод обанкротился. Труженикам нашли новое занятие: завод холодильников заставили осваивать производство микроволновок и стиральных машин. «Программы» финансируются из бюджета Союзного государства. Брак — 70%, зато статистика зафиксировала появление новых рабочих мест.

 — Не спорю, мартышкин труд наличествует, — рассуждал новый директор предприятия, брошенный на микроволновки взамен прежнего руководителя, спеца по холодильникам, который с печками не справился. — У Лукашенко еще руки не дошли до этого изделия. Издаст директиву — начнем выпускать не хуже японских. Как зачем? Надо иметь свое, отечественное.

До покупателей печки размером с семейный чемодан, помнится, так и не дошли, их раздавали работникам в виде квартальной премии. К слову, в Белоруссии распространена система поощрений собственной продукцией. Народ воспринимает это как норму. А когда есть еще и бесплатный садик для ребенка, путевка к отпуску и стабильные 350 долларов зарплаты, не очень-то хочется задумываться, откуда берется манна небесная. Хотя собственный бюджет республики в 14 млрд рублей явно не способен обеспечить граждан перечисленными благами.

Доходов — ноль

Но вот парадокс: именно за социальную безмятежность, в которой годами пребывает республика за счет российских и союзных преференций, многострадальное Союзное государство и подвергается беспощадной критике.

 — Щедрая помощь России оказала Белоруссии плохую услугу, — считает доктор экономических наук Александр Бодусевич. — Она дает Лукашенко возможность не проводить реформы, чужими деньгами решать социальные проблемы. В этом смысле затянувшаяся неопределенность с Союзным государством ему выгодна — ведь общий бюджет год от года только растет.

Но известно и другое. Наш союзный долгострой уже давным-давно вопрос не экономики, а политики. Лучше всего, пожалуй, это подтверждает графа «доходы» в союзном бюджете. В ней — круглый ноль. Объяснение простое — до сих пор не определена союзная собственность. То есть никто не знает, где ваше, где наше, а где общее, поэтому наполнять бюджет налогами просто некому и незачем. Ну и ничего, живем как-то…

Источник: Известия

  • 38
  • 23.06.2009 00:32

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода