Необычные приключения Руссо туристо в Украине

Читати цю новину російською мовою
Необычные приключения Руссо туристо в Украине
Обилие машин с российскими и белорусскими номерами. «Надписи на майках Дякую тобi, Боже, що я не москаль, — на ломаном украинском цитирует россиянка. — Ну я этого не понимаю. Люди (русские) просто боятся, что они приедут и их з

Елена ТРИБУШНАЯ (Корреспондент, № 32, 28 августа — 3 сентября 2009)

Поток автотуристов из России и Беларуси в Украину превысил 1 млн машин в год: соседей сюда манит природа, достопримечательности и главное — сравнительно низкие цены

Художница из Воронежа 38-летняя Екатерина с мужем и сыном побывала в Украине этим летом уже дважды: сначала отдыхали в Крыму, а теперь приехали посмотреть Киев и старинные замки Западной Украины. Благо в передвижениях они не скованы — путешествуют на собственном Volkswagen.

«Феодосию обожаем. Где только не были у моря, но выбрали ее. Она такая демократичная, там столько неформалов — панки, хиппи, музыканты», — объясняет Екатерина причину частых украинских вояжей.

Обилие машин с российскими и белорусскими номерами на отечественных дорогах уже бросается в глаза, а пограничники констатируют, что соседей по бывшему СССР, которых привлекают поездки на автомобилях по Украине, становится больше год от года. Количество машин, въезжающих в страну через автомобильные пропускные пункты с туристическими и деловыми целями, увеличилось с 1,37 млн в 2006 году до 1,9 млн в 2008-м. А с целью туризма российско-украинскую границу пересекло в два раза больше человек: 663 тыс. против прежних 277 тыс.

Не отстают и белорусы. По данным Госпогранслужбы, в 2008-м году украинско-белорусская граница пропустила 687 тыс. автомобилей, а к началу июля половину прошлогоднего потока — 340 тыс. В это число входят и россияне, направляющиеся в Украину через Беларусь с северо-запада РФ, а также жители Прибалтики.

По оценкам аналитиков по туризму, если российских путешественников все меньше привлекает Крым как место летнего отдыха из-за некачественного сервиса и все больше другие украинские регионы, то белорусы на колесах, несмотря ни на что, остаются верны полуострову. «Нет в этом году уменьшения туристов, прибывших из Беларуси», — отмечает заместитель министра курортов и туризма АРК Игорь Котляр.

В списке многочисленных за и против отдыха в Украине, которые каждый год взвешивают россияне, прежде чем двинуться в сторону границы, красота природы, достопримечательности и низкие цены на продукты питания все еще перевешивают многочасовые очереди и взяточничество на таможне, плохой сервис и антироссийские настроения.

Как дома

«Мне очень нравится (Ивано-)Франковск  — такой красивый город, такой европейский, так приятно там гулять», — сыпет московским говорком 33-летняя Ольга Ушакова, гостящая у родственников в западноукраинском селе Островец.

Преподавательница немецкого языка в Российском университете дружбы народов несколько лет подряд выбирается отдохнуть на родину своей бабушки. «Климат хороший, погода прекрасная, цены на продукты ниже раза в четыре, чем в Москве, — делится впечатлениями москвичка. — Съездила посмотреть Яремчу, Черновцы, Ивано-Франковск несколько раз».

Восточных соседей не пугают ни трения в большой политике, ни распространенное на родине мнение, что к ним здесь относятся враждебно. Опросы общественного мнения в РФ, проводившиеся минувшей весной Всероссийским центром изучения общественного мнения, показали, что Украина занимает первое место в списке государств постсоветского пространства, в которых хотели бы побывать жители РФ.

Среди бывших советских республик посетить Украину хотели бы 14% россиян. На втором месте в списке любимых ими туристических стран с отставанием почти в два раза — Грузия. А Латвию и Эстонию хотели бы посетить всего 6% и 4% опрошенных. На остальные постсоветские страны приходится от 1 % до 3% потенциальных визитеров.

Россиян связывают с украинцами автомобильными дорогами еще и тесные семейные и дружеские отношения. «Родственников полно здесь и у меня, и у мужа Андрея: тетка в Харькове, дядя в Херсоне, друзья в Мелитополе, в Киеве. Все по-русски говорят. Приезжаешь как к себе домой», — рассказывает Екатерина, которая несколько лет назад венчалась с мужем в церкви в Феодосии.

У белорусов свой резон ехать в Крым. Отрезанные от моря, а с недавних пор и от Европы, въезд куда для них максимально усложнили после недавних президентских выборов, которые в ЕС сочли недемократичными, путешественники тянутся на юг целыми мини-автоколоннами — по две, три, четыре машины. А зимой Львов, Ивано-Франковск и Ужгород с их старинной архитектурой заменяют им малодоступную Европу.

«В Минске такого не увидишь», — объясняет, почему его соотечественники задерживаются в этих городах на день-другой, 36-летний Игорь Данута, житель белорусского областного центра Жодино.

Всех без исключения соседей из ближнего зарубежья влекут карпатские лыжные трассы, исторические достопримечательности и дешевые продукты.

Для белорусов украинские цены из-за разницы в курсах валют — просто фантастика. Их паломничество в соседнюю с ними Черниговскую область за всем, начиная от пива и заканчивая стройматериалами, давно стало притчей во языцех.

Благодаря безвизовому режиму жители Беларуси отовариваются на рынках Черниговщины и Волыни чуть ли не еженедельно, приезжая за продуктами, сигаретами, пивом, стиральным порошком и другими товарами повседневного спроса. А местные склады — едва ли не главный поставщик самых разных товаров для белорусских рынков и киосков.

«Хотя моря это не касается. Там все очень дорого, — смеется Данута, вернувшийся с супругой и сыном в июле из-под Одессы. Отдых обошелся им в общей сложности в $ 1,3 тыс. за десять дней на троих. Зато Данута в восторге от моря и огромного выбора продуктов: — Булочек в магазине — ого-го-го! А у нас зайдешь — хлеб да батон».

Еще один плюс туристической Украины — вкусная еда, добавляет завсегдатай крымских краев 32-летний Владимир Жуков, сотрудник радиостанции в Нижнем Новгороде. Этим летом, говорит он, друзья, которых он привез с собой в Севастополь, были приятно удивлены местным общепитом.

«Вместе с алкоголем на двоих в ресторане можно поужинать за 100 грн., — вспоминает Жуков. — 150 (грн.) в рыбном ( ресторане) отдали, причем приносили там барабульку запеченную и еще какие-то вещи, которых больше нигде не попробуешь. Недорого, вкусно и быстро ».

В России в кафе такого типа настойчиво потчуют шашлыком, лавашем и прогорклым салатом, а в любом ресторанчике на набережной в Севастополе меню гораздо шире, объясняет Жуков. Да и гостиничный номер с душем, холодильником, телевизором и двуспальной кроватью за 500 руб. в сутки, или 120 грн. в украинском эквиваленте, тоже стал радостным открытием.

А вот неприятно его компанию поразили платные пляжи Фороса: стоянка машины 10 грн. в час плюс проход на пляж по той же цене и пару часов на пляже выливается в сотню гривен, подсчитывает Жуков.

Трудности перехода

На автомобильном пункте пропуска Новые Яриловичи в Черниговской области, на границе между Украиной и Беларусью, этим летом было жарко во всех отношениях. Количество машин, пересекающих границу, втрое превысило его пропускную способность. Чтобы дать возможность устремившимся на юг отпускникам пересечь границу — а в июне-июле таких бывало около 12 тыс. человек в сутки, хотя пункт рассчитан на 5 тыс., — таможне пришлось расширять штат.

«Мы когда собирались в июле в Одессу, нам сразу знакомые сказали: через Гомель (на Яриловичи) ехать нельзя, там по семь часов на границе стоят », — рассказывает Данута. Чтобы не стоять в очереди, ему пришлось сделать крюк под сотню км до соседнего пропускного пункта, зато на таможне он провел менее получаса.

По той же причине маршрут на 200 км длиннее выбирал и Жуков, отправляясь на автомобиле в Крым. Предпочел лишний кусок пути по загруженной трассе М-4 Москва — Новороссийск, так называемой дороге к Черному морю, многочасовому ожиданию и вымогательству со стороны украинских таможенников. Чем больше паломничество через границу, тем степень взяточничества выше, утверждают соседи-иностранцы.

Екатерина из Воронежа сталкивается с этим все семь лет, которые она и ее семья ездят в Украину. Мзду на границе у них буквально вымогают. «Ты даешь 500 руб., а они (таможенники) говорят: маловато, давай тысячу. Ужас », — возмущается россиянка, утверждая, что автомобили досматривают намеренно придирчиво — мол, чтобы турист легче с деньгами расставался.

Очередь на таможне всегда вызывает со стороны ее сотрудников «предложения», как ускорить процесс, не удивляется рассказам землячки Жуков. Уж тем более на постсоветском пространстве, где любая очередь — это повод для вымогательств.

По отзывам интуристов из ближнего зарубежья, не менее охотно берут мзду и сотрудники ГАИ. Впрочем, последние куда более «человечны», шутит Данута, вспоминая, как его остановили на обратном пути недалеко от границы за превышение скорости. Узнав, что «украинских денег» осталось всего ничего, 4 грн., добродушно расспросили, «как живется с Бацькой (президентом Беларуси) », и отпустили восвояси, пожелав счастливого пути.

Впрочем, и побывавшие в Украине гости подтверждают, что за пределами приграничной полосы враждебности по отношению к себе не ощущали.

«Даже в глубинку мы заехали — там вообще не говорят по-русски, но все равно пытались помочь (подсказать дорогу) », — вспоминает Екатерина.

Если бы не опасения столкнуться с откровенно негативным отношением к себе, туристов-россиян в стране было бы значительно больше. Это отпугивает гораздо больше, чем плохой сервис, дороговизна курортов и алчные стражи порядка, не скрывает Ушакова. Ее собственный супруг, к примеру, отказался ехать с ней в Западную Украину, боясь, что его, коренного москвича, ни слова не говорящего по-украински, там «побьют».

«У нас по телевидению постоянно рассказывают, что бандеровцы русских бьют: бойтесь-бойтесь, никто не едьте, Украина — это плохо», — рассказывает она о стереотипах, подогреваемых пропагандой как в той, так и в другой стране. Впрочем, причины бояться издалека есть, если судить, сидя в Москве у телевизора или в интернете, считает Ушакова.

«Ну взять хотя бы надписи на майках Дякую тобi, Боже, що я не москаль, — на ломаном украинском цитирует россиянка. — Ну я этого не понимаю. Люди (русские) просто боятся, что они приедут и их забьют насмерть ».

Хотя сама она, убедившись на собственном опыте, признает: гостя в Западной Украине, ничего, кроме добродушия и приветливости, по отношению к себе не испытывала.

А Наталья Глумина, 29-летняя рекламистка из Москвы, приезжающая в Украину по несколько раз в году отдыхать, отмечает: «Были неоднократно в Киеве. Только позитив (отношение со стороны местных)… Политику особо не обсуждали, хотя местные как-то живо интересовались данными вопросами, но учитывая, что мы аполитичны, для нас тема неинтересна ».

Источник: Власти.нет

  • 133
  • 31.08.2009 18:02

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода