Пришло время собирать камни

Читати цю новину російською мовою
Пришло время собирать камни
На фоне жесткого политического противостояния мало замеченным остался тот факт, что 26 августа 2009 года Высший хозяйственный суд Украины оставил в силе решение Хозяйственного суда Полтавской области от 13 марта 2009 года

На фоне жесткого политического противостояния мало замеченным остался тот факт, что 26 августа 2009 года Высший хозяйственный суд Украины оставил в силе решение Хозяйственного суда Полтавской области от 13 марта 2009 года, признавшего незаконной покупку Республикой Татарстан 28,778% акций ЗАО «Укртатнафта». Действительно, с одной стороны кандидаты в Президенты буквально готовы разорвать конкурентов, с другой депутаты в заслуженном отпуске. До этого ли вопроса?

      И все же данное решение является очень важным и позитивным для нашей страны. Кстати, не все нардепы это время проводили «на морях и на югах» — серьезнейший вклад в победу государства (а именно так мы трактуем решение Высшего хозсуда) внес заслуженный юрист Украины, народный депутат Дмитрий Никитович Притыка, бывший глава упомянутого судебного органа. Сразу же отметем домыслы – отнюдь не «старыми связями» пользовался Д.Притыка: на стороне удовлетворения интересов нашего государства работала в суде юридическая фирма,  «Юр-билд» основателем которой является Д.Притыка. В немалой степени благодаря мастерству высокопрофессиональных юристов «Юр-Билда» удалось предоставить неопровержимые аргументы в пользу того, что Республика Татарстана противоправно завладела 28,778% акций ЗАО «Укртатнафта». Уверены, что теперь у отечественного рынка нефтепереработки открываются серьезные перспективы. 

    Большинство из нас с содроганием вспоминают те ужасные времена, когда бензин для  «железного коня» купить было невозможно по любой цене. Лучше ли ситуация сейчас? Конечно же, лучше. С другой стороны, можно понять нынешние возмущения многих автолюбителей – цена как Европе, а зарплата среднеукраинская.

Однако, когда бензина нет вовсе – хуже не придумаешь. А ведь подобные вещи случались не так давно, зато длились долго – всю середину 90-х годов. Государство как могло, так и боролось с этой неприятностью. Личными усилиями авторитетных господ «заворачивались» танкеры с нефтью в черноморские порты, руководство страны договаривалось с греческим нефтяным магнатом Макропулосом о поставках сырья. Но, не было системного подхода. В конце концов, был избран самый практичный, хоть и порой критикуемый, вариант – допуск иностранного инвестора на простаивающие и разваливающиеся украинские нефтеперерабатывающие заводы. Не просто допуск – а продажа их по довольно низкой цене. Но, под обязательства технического перевооружения и реконструкции НПЗ, и что очень важно – под обеспечение поставок нефти.

    Желающие работать по данной схеме нашлись в России. В 1995 году в Москве, Казани и Киеве в умные чиновничьи головы пришла здравая мысль (по крайней мере, так это выглядело в те времена) : вместо того, что бы спорить, чья дружба крепче – украинско-российская или русско-татарская, не лучше ли объединить усилия, например, в переработке высокосернистой татарской нефти? В итоге 22 декабря 1995 года стороны создали СП  «Укртатнафта» с целью совместной переработки нефти и природного газа. При этом Украина в лице Фонда госимущества внесла в уставной фонд «Укртатнафты» абсолютно осязаемый актив – целостный имущественный комплекс «Кременчугнефтеоргсинтез», оцененный в 450 миллионов долларов. Кременчугский НПЗ является самым мощным и одновременно самым современным с технической точки зрения в Украине – годовой объем переработки нефти составляет 18 миллионов тонн, глубина переработки – 76%. Строительство аналогичного предприятия стоило даже по тем ценам более 1 миллиарда долларов. В общем, нашим татарским партнерам досталось лучшее украинское предприятие по переработке нефти. Досталось под обязательство передать «Укртатнафте» права на нефть и нефтяной конденсат на 25 месторождениях этого сырья, расположенных в Татарстане. Их оценка составляла 267,6 миллионов долларов США.

    Дальнейшее развитие событий напоминало классический пример из специфического учебника по бизнесу под названием «Как обмануть партнера». Не поработав и полутора лет в нормальном режиме, татарские акционеры «Укртатнафты» реализовали двухступенчатую схему «честного отъема» собственности у украинских партнеров. 19 июля 1997 года общее собрание акционеров «Укртатнафты» принимает абсолютно нелогичное решение — разрешается  заменить форму взноса Государственного комитета имущества Республики Татарстан на акции АО «Татнафта» и АО «Татнефтепром».  Напомним, что в качестве «замененного» актива были те самые права на нефть и нефтяной конденсат, которые и являлись основным смыслом (для нашей страны) создания СП на базе Кременчугского НПЗ. Однако, и здесь нас ждало горькое разочарование – татары решили ограничиться лишь передачей акций АО «Татнефтепром» (хотя в конечном итоге и их отняли, но об этом – ниже).

       Коль  уж мы так много внимания уделяем Кременчугскому НПЗ стоит привести данные о его инвестиционной привлекательности. По официальной статистике, к примеру, в 1998 году предприятие уверенно опережало всех своих украинских конкурентов, вырабатывая  бензина — 51,5%, дизельного топлива — 45,1%, и мазута — 42,4% от общего производства в Украине. Из чего следовало, что в том году «Укртатнафта» имела наибольший товарооборот в этой отрасли промышленности — $614 млн. с учетом НДС и акцизного сбора и $475,5 млн. без учета этих налогов, что составило 70% от общего товарооборота нефтеперерабатывающей промышленности Украины. Предприятие также имело наибольший в отрасли доход до налогообложения — $32,4 млн.  То есть предприятие было в высшей степени инвестиционно привлекательным. Похоже, именно это и сыграл с ним злую шутку.

    1999 год для украинской нефтепереработки ознаменовался удивительными событиями — из списка акционеров «Укртатнафты» «неожиданно» исчезли владельцы мелких пакетов акций. Зато в списке появились американская корпорация «SEA GRОUP International inc» (9,960%), швейцарская компания «AmRUZ TRADING AG» (8,336%). Для этого была применена крайне специфическая схема. Для начала 1 июня 1999 года был подписан контракт между «Укртатнафтой» и  компанией AmRUZ TRADING AG, в соответствии с которым AmRUZ купил у «Укртатнафты» простые именные акции последней номиналом в 0,5 гривны в количестве 123 477 166 штук. Причем, данные акции были оплачены не деньгами, а 30 векселями, эмитированными AmRUZ номиналом в 1 миллион долларов каждый. А ровно через год — 30 мая 2000 года — было подписано дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым векселя разрешалось оплатить не деньгами, а поставками нефти.  Аналогичный сценарий был применен и для отчуждения акций в пользу другой офф-шорной компании — SEA GRОUP.

      Если читатель думает, что махинации татарской стороны на этом ограничились, мы вынуждены их разочаровать. Согласно договоренностям, достигнутым при создании СП «Укртатнафта», АО «Татнефть» должна была поставлять в Кременчуг 8 миллионов тонн нефти в год. В действительности же за все время наибольший годовой объем поставок не превысил 5,2 миллиона тонн нефти. В результате простои для Кременчугского НПЗ стали обычным делом. Суммарно в 1994-2006 годах татарские акционеры не выполнили инвестиционные обязательства по поставкам нефти на Кременчугский НПЗ в объеме 66 млн. тонн на сумму 2,53 млрд. долл. Понятно, что все это соответствующим образом сказывалось на финансовых результатах деятельности предприятия – убытки, недоплаты в бюджеты различных уровней, штрафы со стороны налоговой. Но самое главное состоит в том,  что основная идея создания СП «Укртатнафта» состояла в том, чтобы розничный рынок нефтепродуктов Украины получил существенное товарное насыщение, чтобы цены не были подвержены сезонным и спекулятивным колебаниям. Все это по вине татарских акционеров предприятия и контролируемого им менеджмента завода так и осталось намерениями.

       Но и этим не ограничивается перечень злодеяний татарских «партнеров». Особого описания достойна схема образования этого «долга», сформированного в 2006-2007 годах. Сначала подконтрольное татарским акционерам бывшее руководство «Укртатнафты» во главе с С.Глушко (он полностью контролировался татарскими нефятниками) заключало фиктивные договора о поставках нефти на Кременчугский НПЗ со следующими структурами – МЧП «Авто», ООО «Таиз», ООО «Техно-Прогресс». В результате, когда вскрылись многочисленные аферы, против этих трех компаний украинскими правоохранительными органами возбуждено множество уголовных дел по фактам неуплаты НДС при импорте нефти, неуплате иных налогов и сборов. Отметим, что эти три структуры принадлежат татарским акционерам ЗАО «Укртатнафта».

     Апофеозом захватнической политики нефтяников из Казани стала попытка изъять более 2,5 миллиардов гривен с применением преступной схемы формирования фиктивной задолженности, в которой приняли участие все те же   МЧП «Авто», ООО «Таиз», ООО «Техно-Прогресс» и снова же контролируемое властями Татарстана ООО «Сувар-Казань». В результате принятия заангажированными судами Республики Татарстан откровенно противоправных решений у Украины отобрали (в качестве меры обеспечения по иску «Сувар-Казани») акции «Татнефтепрома», которые и были татарской стороной внесены в уставный фонд «Укртатнафты».

      Таким образом, можно смело утверждать, что сотрудничество между Украиной и Татарстаном в рамках «Укртатнафты» невозможно. При этом, свое веское слово начали говорить украинские суды. Сначала были изъяты 18,296% акций «Укртатнафты» похищенные офф-шорными компаниями AmRUZ и SEA GRОUP. Теперь еще 28,778% акций ЗАО «Укртатнафта» возвращены их настоящему собственнику. Похоже, что «Укртатнафты» окончательно вызволена из «татарского плены». Приятно, что этому помог авторитетнейший украинский юрист Дмитрий Притыка, еще раз доказавший, что служение интересам государства для него – главное дело!

Источник: Власти.нет

  • 54
  • 02.09.2009 10:52

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода