Российская промышленность требует девальвации рубля

Читати цю новину російською мовою
Российская промышленность требует девальвации рубля
Эффект девальвации для российской промышленности исчерпан, сказал министр промышленности и торговли России Виктор Христенко. Производство продолжает обваливаться.

Эффект девальвации для российской промышленности исчерпан, сказал министр промышленности и торговли России Виктор Христенко. Производство продолжает обваливаться. В такой ситуации нужно или проводить новый этап девальвации, или смиряться с потерей обрабатывающей промышленности, констатируют экономисты.

«Промышленность исчерпала весь позитивный девальвационный эффект начала года. При этом в основных странах-конкурентах девальвация оказалась гораздо глубже, чем в России, а такая ситуация негативно влияет на конкурентоспособность российских предприятий», — заявил Виктор Христенко, министр промышленности и торговли.

К другим «негативным трендам», которые не реагируют на «системные антикризисные действия» правительства («меры по сохранению банковской системы, валютная политика, постепенное снижение инфляции и ставки рефинансирования ЦБ»), он отнес высокую стоимость и низкую доступность кредитных ресурсов.

По словам Виктора Христенко, в январе-августе 2009 года промышленное производство упало на 14% по сравнению с аналогичным показателем 2008 года. В обрабатывающих отраслях падание было еще большим — 19,8%. По предварительным оценкам Минпромторга, за январь-сентябрь индекс промпроизводства сократится еще сильнее — на 16,5%.

«Наибольший спад по итогам восьми месяцев 2009 года наблюдается в отраслях, производящих инвестиционные товары, наименьший — в производстве товаров первой необходимости», — рассказал министр.

«Либо надо проводить новый этап девальвации, либо ускорить снижение процентных ставок, либо в срочном порядке в течение года повышать производительность труда, либо смириться с потерей обрабатывающей промышленности», — говорит главный экономист Центра развития Валерий Миронов. По его оценке, по реальному эффективному курсу (то есть с учетом динамики курсов валют и динамики цен торговых партнеров России) даже сразу после завершения Центробанком управляемой девальвации ноября 2008-го — января 2009 года, в феврале, курс рубля был лишь на 10% ниже, чем годом ранее. К июню за счет укрепления рубля реальная девальвация сократилась до 3%, а сейчас составляет 5%, рассказывает экономист. «Это, конечно, не много. После кризиса 1998 года падение эффективного курса рубля составляло около 40%», — напоминает он.

Партнер аудиторской группы ФБК, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко к возможным результатам девальвации относится скептически.

«Девальвация помогает ориентированным на экспорт отраслям промышленности и мешает ориентированным на импорт, — говорит он. — Причем особенно выигрывают от девальвации те производители, чья продукция эластична по цене (то есть чем ниже цена на нее, тем больше спрос), а это высокотехнологичная продукция либо, наоборот, ширпотреб. А больше 80% российского экспорта — сырье, объемы экспорта которого почти не зависят от цен, так что в девальвации добывающая промышленность сильно не нуждается».

Импортозамещение (то есть производство дешевой отечественной продукции для замещения подорожавшей импортной) девальвация может вызвать лишь в сферах, способных производить товары сравнимого качества с импортными, говорит экономист. «Я хорошо понимаю тех потребителей, которые не купят продукцию «АвтоВАЗа» ни по какой цене, — сетует он. — Я и сам к таким отношусь, потому что не хочу быть автомехаником. Подобным производителям девальвация не поможет».

«Девальвация, конечно, может помочь некоторым сферам экономики, но что точно помогает всей экономике — это стабильность валютных курсов. Приспособиться можно к любым валютным курсам, в очень широких пределах, но к чему очень сложно приспособиться — это к резким изменениям курса», — резюмирует Сергей Пятенко.

Источник: Newsland

  • 29
  • 15.10.2009 15:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода